1. 2. 3. 4. 5. 6. | Мотивация к учебной деятельности (Орг. момент) Постановка учебной задачи. Усвоение новых знаний и способов действий. (Виды деятельности) Закрепление знаний и способов действий Итог урока Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Организационный момент Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. -Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычете» себе под нос, идя домой или гулять? (ответы: да, была, много раз). -Оказывается, то, что вы «мурлычете» себе – это мелодия. -Мелодия – это главная мысль любого произведения, одно из средств музыкальной выразительности. -Давайте просмотрим фрагмент мультфильма про Чебурашку, и вы скажете, знакома вам песенка, которую вы услышите или нет (смотрим фрагмент) -Как называется песенка? (Голубой вагон) -Кто ее исполняет? (Крокодил Гена) -А вы знаете, что это песенку перепевали люди из многих стран? (ответы: не знали) -Что же это может значить? (то, что эту песню можно спеть) -Верно, её можно спеть, а значит, у неё есть мелодия. Переход к Музе -Молодцы. А теперь давайте познакомимся с Музой. Муза-наш проводник в мире мелодии. -Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза». Придется ей помочь. Да и сами разберемся. -Выполним просьбу Музы? Докажем ей, что без мелодии нет произведения? (ответ: да) -Мы послушаем сегодня три произведения знакомого нам композитора П.И. Чайковского. Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом». -Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? (ответы: наверно будет рассказывать о детях) -Правильно! Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему любимому племяннику Володе Давыдову. -Первая пьеса, с которой мы сегодня на уроке познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков». -Значит, мы должны услышать интонации шага. -Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков, а также подумайте, какой характер у этого марша, и какие образы возникают у вас в голове. Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского. (ребята выполняют задание) -Как звучал марш? -Какой темп был? (подвижный, быстрый) -Какой характер? (радостный) -А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние) -Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»? -Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут) -Почему? (потому что марш звучит быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку). Звучит марш, ребята выполняют задание, помогаем тому, кто не справляется. -Хорошо! А теперь надо выполнить просьбу Музы. Мы напоём мелодию марша (пробуем вместе напеть) -Теперь мы с вами познакомимся с таким жанром музыки, как Вальс -Правильно! Пока будет звучать вальс, ваши руки наша Муза превратит в фей, которые будут танцевать под эту музыку. Звучит «Вальс» П.И.Чайковского (Слушаем и анализируем вальс, ответы: движения полёта, кружения, лёгкости, подвижно) -Каков характер вальса? (ответы: лёгкий, подвижный) -А давайте попробуем напеть мелодию вальса (напеваем) -Есть также в фортепианном цикле Чайковского, помимо вальса и марша, пьеса «Сладкая грёза». -А что же такое, по вашему мнению, грёзы? (мечты, раздумья, воспоминания) -Ребята, представьте, что в руках у вас скрипка. Исполните эту мечтательную пьесу на скрипке во время прослушивания. Звучит «Сладкая грёза» П.И.Чайковского (Слушаем и анализируем пьесу ответы: ласковая, мечтательная, спокойная, грустная пьеса) -Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. -А теперь давайте напоём мелодию. (Исполняем небольшой фрагмент мелодии) -Давайте сравним мелодии вальса, пьесы «Сладкая грёза» и марша -Дети, одинаково ли звучат мелодии вальса, «сладкой грёзы» и марша? (ответы: нет, т.к. под вальс хочется танцевать, под «сладкую грёзу» хочется помечтать о чём-то, а под марш хочется только маршировать) -Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях. Убедились в этом? Доказали Музе? (ответ: да!)
-Замечательно. А сейчас мы послушаем всем известную песенку из мультфильма «Мама для мамонтёнка» (прослушиваем) -Как звучит эта песенка? (нежно, легко, напевно) -Кого искал мамонтенок? (маму) -Как вы думаете, какое настроение было у мамонтенка? (грустное) -А теперь поможем мамонтенку найти свою маму, подпев ему. Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении, разучивали песенку) Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть) В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза) Кто написал эти пьесы? (П.И. Чайковский) Из какого цикла пьесы? (Детский альбом) Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову) А теперь мы «сочиним» мелодию и оценим вою деятельность на уроке. Нарисуйте на доске ноту и скажите, как вы сегодня работали на уроке. -Зеленая нота: активно, мне урок понравился -Желтая нота: не очень активно, урок понравился -Красная нота: не работал, было не интересно | Словесный метод (беседа) Метод эмоционального воздействия Слайд №1 Наглядно-слуховой метод Слайд №2 Эффект удивления Слайд №3 Создание проблемно-поисковой ситуации Словесный метод (беседа) Слайд №4 Словесный метод (беседа) Слайд №5 Слайд №6 Наглядно-слуховой метод Анализ музыки Практический метод Словесный метод (беседа) Практический метод Слайд № 7 Словесный метод Наглядно-слуховой метод Анализ музыки Практический метод Словесный метод Слайд №9 Слайд №10 Наглядно-слуховой метод Анализ музыки Практический метод Создание проблемно-поисковой ситуации Практический метод Слайд №11 Наглядно-слуховой метод Практический метод Слайд №12, 13 Словесный метод (беседа) Метод создания ситуации успеха Слайд №13
|