СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Мелодия — душа музыки» (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-беседа о роли мелодии в музыке, о силе её воздействия на человека, об эстетическом значении мелодического начала в музыкальных произведениях.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 3 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— умение вести беседу о выразительных средствах в разных видах искусства на примере ведущей роли мелодии в музыке;

— умение объяснить слова А. Пушкина, посвящённые мелодии.

Личностные:

— понимание и оценка влияния мелодии как важнейшего средства выразительности и эстетического воздействия на человека;

— знакомство с жанром вокальной серенады как воплощением лирических чувств — любви, нежности, грусти.

Предметные:

— умение определить мелодию в произведении (на слух и по нотам) и описать её характер;

— умение определить главные отличительные черты выразительности мелодии от ритма.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Мелодия — душа музыки» (6 класс)»

6 КЛАСС

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 1 (17). Мелодия — душа музыки

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— умение вести беседу о выразительных средствах в разных видах искусства на примере ведущей роли мелодии в музыке;

— умение объяснить слова А. Пушкина, посвящённые мелодии.

Личностные:

— понимание и оценка влияния мелодии как важнейшего средства выразительности и эстетического воздействия на человека;

— знакомство с жанром вокальной серенады как воплощением лирических чувств — любви, нежности, грусти.

Предметные:

— умение определить мелодию в произведении (на слух и по нотам) и описать её характер;

— умение определить главные отличительные черты выразительности мелодии от ритма.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о роли мелодии в музыке, о силе её воздействия на человека, об эстетическом значении мелодического начала в музыкальных произведениях.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Литература: цитаты П. Чайковского, А. Пушкина о роли мелодии в искусстве.

Музыка: Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба, перевод Н. Огарёва. «Серенада» (№ 18 аудиоприложения).

Песенный материал: Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное Далёко».

Дополнительный материал: портрет композитора Ф. Шуберта (фото).

Виды деятельности учащихся: Смысловое прослушивание «Серенады» Ф. Шуберта, определение её выразительных средств и эмоционального воздействия на человека. Беседа о мелодии как одном из важнейших выразительных средств в музыке. Выразительное чтение и объяснение высказываний П. Чайковского и А. Пушкина о мелодии. Анализ нотного примера, выявление в нём типичных черт жанра серенады. Разучивание и пение песни (сольное исполнение куплета и хоровое исполнение припева). Ответы на вопросы в учебнике и в «Дневнике музыкальных размышлений».

Формы педагогического контроля: Контроль коммуникативных универсальных учебных действий:  умения анализировать, находить доказательства своей позиции, слушать и понимать позицию других участников беседы, синтезировать результаты беседы, делать выводы. Контроль правильного понимания цитат А.  Пушкина и П. Чайковского и выстраивания на их основе собственного мнения по поводу мелодии как выразительного средства музыки. Контроль личностных универсальных учебных действий: формирования личностного эмоционального отклика на произведения с ведущим мелодическим началом на примере жанра серенады. Проверка качества исполнения песни: контроль выразительности, интонационной чистоты, ритмической правильности.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Разгадайте ребусы и назовите, о каких средствах музыкальной выразительности шёл разговор на уроках музыки во 2-й четверти:

  1. 2

3

- Совершенно верно, это – ритм, метр, темп – одни из важнейших выразительных средств музыки: в них проявляются особенные её черты, они образуют ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.

И если ритм присутствует везде – и в природе, и в искусствах, то такое выразительное средство как мелодия всецело принадлежит только музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство.

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание

Тема сегодняшнего урока посвящена изучению мелодии как важнейшего музыкально-выразительного средства. Вы обсудите эпиграф — фразу Ш. Гуно о мелодии, выскажете свои мнения по поводу слов этого французского композитора.

Мы постараемся также объяснить слова А. Пушкина, посвящённые мелодии; рассмотрим особенности мелодии на примере творчества композитора Ф. Шуберта, познакомимся с краткой биографией композитора, определим его творческий облик, обозначим любимые темы и образы. Вы познакомитесь и с жанром вокальной серенады, научитесь определять главные отличительные черты выразительности мелодии от ритма.

Итак, «Мелодия – душа музыки».

3. Работа по теме урока

1) Мелодия

Эпиграфом к теме нашего урока звучит высказывание французского композитора Шарля Гуно: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли».

► Как вы понимаете эти слова?

Ответы учащихся.

Да, конечно, мелодия - это своеобразная исповедь души человека, её самовыражение. Слушая музыку, зачастую понимаешь и переживаешь чувства автора. Ведь в каждом музыкальном произведении живёт душа - это и есть мелодия.

Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки.

Мелодия имеет основополагающее значение в создании музыкального образа и воздействии его на человека. Мелодия имеет особое значение в передаче лирических чувств, она играет лидирующую роль в вокальных жанрах — песне, романсе, хоровом произведении.

В «Музыкальном словаре Гроува» читаем: «Мелодия (от греч. — песнь, пение) — ритмически упорядоченная последовательность звуков, распознаваемая как целое. Мелодия — одно из древнейших и универсальных проявлений творческой деятельности человека. Корни мелодического мышления усматривались в разговорной речи, пении птиц, плаче и играх маленьких детей. Наряду с ритмом и гармонией мелодия считается одним из трёх основных элементов музыки. Эти элементы тесно взаимосвязаны» (с. 546).

Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки. Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной, - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…»

Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире: пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.

У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел человеческих чувств.

В отличие от музыкального ритма, способного всё вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений – ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза – ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу – человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?

2) «Серенада» Ф. Шуберта

А) Определение серенады

Одним из жанров с ярко мелодическим началом является серенада.

Слово «серенада» происходит от sereno  —  «ясный», «безмятежный», sera  - «вечер».

В «Музыкальном словаре Гроува» одно из значений слова — «песня, исполняемая под окнами возлюбленной, часто в сопровождении мандолины или гитары. Образцы таких серенад встречаются в операх Моцарта, Россини, камерно-вокальном творчестве Шуберта, Брамса, Чайковского и др.» (с. 781).

Сегодня вы познакомитесь с этим жанром на примере творчества австрийского композитора Ф. Шуберта.

Б) Творческий облик Франца Шуберта

В 5 классе вы уже знакомились с его песней «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».

Песня — главный жанр в творчестве Шуберта. За свою трагически короткую жизнь (Шуберт прожил всего 31 год) композитор написал более 600 песен. Некоторые из них объединены в вокальные циклы — «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».

«Серенада», которую вы услышите на данном занятии, входит в сборник «Лебединая песня». В нём собраны самые последние песни, которые композитор напи­сал в год смерти (1828 г.). Ноты этих произведений друзья Шуберта нашли на фортепиано, когда композитор умер, и издали их.

Сборник состоит из 14 песен. Несколько из них написаны на стихи Г. Гейне, несколько — на стихи Л. Рельштаба.

« Серенада» — четвёртая песня сборника, его лирический центр и кульминация. Это одна из самых проникновенных мелодий, созданных для голоса.

Надо сказать, что любовное стихотворение «Вечерняя серенада» поэта Рельштаба перешло к Шуберту по наследству от Бетховена: текст «Серенады» Рельштаб отправил Бетховену, но тот вскоре умер. Поскольку Шуберт в то время был уже широко известен в Вене своими песнями, секретарь Бетховена отдал это стихотворение ему. А Шуберт, как он это умел, из простого сделал совершенство.

Ф. Шуберт

В) Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба, перевод Н. Огарёва. «Серенада» - слушание

Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта – одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной.

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта – о счастливой любви: наступит день, влюблённные встретятся. И всё же её мелодия нам открывает очень многое – то, чего нет в словах и о чём вообще рассказывать очень трудно.

Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, – вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви, и как может быть печален человек даже в своей радости.

Г) Музыкальный анализ

Жанр - …

Мелодия -…

Ритм - …

Лад - …

Темп - …

Характер - …

- Как думаете, какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта?

Д) Работа над нотным примером

В нотном примере 17 ученики находят и отмечают типичные черты жанра серенады  —  неторопливый темп, минорный лад, плавную певучую мелодию и аккомпанемент, подражающий игре на гитаре.

Звуки фортепианного сопровождения исполняются не певуче, а отдельно друг от друга, подобно перебиранию пальцами струн. В паузах между фразами голосу как бы вторит в более высоком регистре фортепиано, создавая впечатление лирического дуэта.

4. Вокально-хоровая работа. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина «Прекрасное Далёко»

Ведущую роль мелодии как выразительного средства вы сможете определить и в песне российского композитора Евгения Крылатова «Прекрасное Далёко».

Прослушайте, определите строение песни.

  1. Слушание - https://youtu.be/9FU3C7vh1jI

 Строение — три куплета с припевами.

  1. Разучивание - https://youtu.be/aVSbNjXlC5c

При разучивании песни обратите внимание на отличие мелодии куплета от припева: в куплете мелодия более повествовательная, речевого склада, в припеве — более певучая, плавная мелодическая линия, подчёркнутая трёхголосным звучанием.

Текст песни:

  1. Слышу голос из Прекрасного Далёка –

Голос утренний в серебряной росе,

Слышу голос и манящая дорога

Кружит голову, как в детстве карусель.

Припев: Прекрасное Далёко,

Не будь ко мне жестоко.

Не будь ко мне жестоко,

Жестоко не будь!

От чистого истока

В Прекрасное Далёко,

В Прекрасное Далёко

Я начинаю путь.

  1. Слышу голос из Прекрасного Далёка, –

Он зовёт меня в чудесные края.

Слышу голос, - голос спрашивает строго –

А сегодня что для завтра сделал я?

Припев.

  1. Я клянусь, что стану чище и добрее

И в беде не брошу друга никогда!..

Слышу голос, - и спешу на зов скорее

По дороге, на которой нет следа.

Припев.

  1. Исполнение - https://youtu.be/pIweO_BDOsY

Куплет — это музыкальный рассказ, его лучше исполнять сольно; припев — поэтичный и выразительный портрет того самого «Прекрасного Далёка», он исполняется хором.

5. Итог урока

Высказывания великих людей:

«Вся прелесть музыки — в мелодии». Йозеф Гайдн, австрийский композитор

«Мелодия — это мысль, это движение, это душа музыкального произведения». Дмитрий Дмитриевич Шостакович, советский композитор

«Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление». Антон Павлович Чехов, русский писатель

«Мелодия — душа всего… Без мысли нет поэта, без мелодии — музыки». Владимир Васильевич Стасов, русский историк, музыкальный и художественный критик

6. Рефлексия. Вопросы и задания

  1. В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма?

  2. Как ты понимаешь слова П. Чайковского «Мелодия – душа музыки»? Объясни на примере «Серенады» Ф. Шуберта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!