СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Мелодия - душа музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Мелодия - душа музыки"

Тип урока: урок открытия новых знаний

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Мелодия - душа музыки"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) школа»

ГКОУ С(К)Ш















План – конспект урока музыки в 3 классе по теме:

«Мелодия – душа музыки»














Подготовила: Сергеева Н.В.

учитель музыки, первой

квалификационной категории








г. Выкса

2021г

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Мелодия – душа музыки»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С

Раздел: «Россия – Родина моя»

Тема: «Мелодия – душа музыки»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: формирование знаний о мелодии как основе музыки и ее выразительных возможностях

Задачи урока:

Обучающие: формировать знания об особенностях таких жанров музыки, как симфония, песня

Развивающие: развивать нравственно-эстетическое восприятие произведений композиторов-классиков; развивать ассоциативно-образное мышление; развивать музыкальное восприятие, эмоциональность

Воспитывающие: воспитывать художественный вкус обучающихся на основе осмысления интонационно-образной природы искусства; воспитывать культуру слушателя, исполнителя

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Музыкальный материал:

В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

К.Глюк «Мелодия»,

П.И.Чайковский «Мелодия»,

Песня «Моя Россия» муз.Г.Струве, сл.Н.Соловьева

План урока.

1. Организационный момент.

а) Приветствие, проверка готовности детей к уроку

б) Эмоционально-психологический настрой на урок

2. Основная часть урока.

а) Вступительное слово учителя. Подведение к теме.

б) Обозначение проблемы, постановка целей и задач.

Совместное исследование проблемы.

в) Слушание и анализ музыкальных произведений, работа по теме:

В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

К.Глюк «Мелодия»,

П.И.Чайковский «Мелодия»(для скрипки и ф-но)

3. Физкультминутка.

4. Разучивание песни «Моя Россия»

а) Просмотр видео с песней «Моя Россия»;

б) Работа с песней

5. Разгадывание кроссворда «Мелодия».

6. Итог урока. Рефлексия. Оценки.

7. Домашнее задание.

Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой (Звучит песня «Прекрасное далеко» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина)

Приветствие, проверка готовности детей к уроку

Учитель: Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и. надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

А теперь прошу внимание.

Музыка – это чудо, с которым, вряд ли, может сравниться какое-либо другое искусство. Сейчас звучала песня, которую мы очень любим. Что так завораживает нас в этой песне? Что в этой песне самое главное?

Правильно, красивая мелодия, а мелодия всегда будет самым чистым выражением мысли. Эта песня о красоте нашей веры в добро, в светлое будущее. И сегодня мы посвящаем наш урок самому богатому средству музыкальной выразительности…, а какому – вы, ребята, мне постараетесь ответить сами чуть позже…

Основная часть урока

1. Вступительное слово учителя. Подведение к теме.

Итак, прошу внимания.

На фоне мелодии П.Чайковского («Святки» из цикла «Времена года») звучит стихотворение Евгения Винокурова:

Стихия музыки – могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодия – всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем… - (музыку громче)


Учитель: Как вы думаете, ребята, чему же будет сегодня посвящен наш урок?

- Ответы детей.

Да, тема сегодняшнего урока – «Мелодия – душа музыки» (на доске)

Я не случайно написала ее в кавычках. Это высказывание замечательного русского композитора 19 века – Петра Ильича Чайковского.

Вслушайтесь, пожалуйста, еще раз в название: «Мелодия – душа музыки».

Наша задача сегодня с вами – понять, каким целям служат звуки мелодии, чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.

И в качестве эпиграфа к уроку мы возьмем высказывание известного французского композитора 19 века Шарля Гуно: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли» (на доске)

Как это понимать? Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет).

А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?

Дети: Это звуки

Учитель: Я играю звуки (играю отдельные звуки) – это мелодия?

Дети: Нет

Учитель: Правильно! Звуки мелодии, как отдельные буквы и слова в нашей речи, должны связываться в предложения, должны нам о чем-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками. Слово «мелодия» происходит от греческого слова «melodia», «meloc», что означает пение, напев. Звуки мелодии всегда ритмически организованы и имеют ладовую основу, мажор или минор. От этого зависит характер мелодии: напевный или танцевальный, радостный или грустный. То есть мелодия нам что-то передает, выражает. Поэтому мелодия – главное выразительное средство в музыке. Композитор через мелодию передает свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу.

Какая бы музыка ни звучала – песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них мелодию.

2. Слушание и анализ музыкальных произведений.

Внимательно послушаем «Маленькую ночную серенаду» В.А.Моцарта

Исполнялись серенады на открытом воздухе, перед домом возлюбленной или того, кого хотели отметить вниманием, чаще всего небольшими оркестрами.

Слушание.

Учитель: Ребята, чем наполнена мелодия?

(прелестная мелодия полна света и обаяния теплой ночи)

Чем пленяет нас мелодия серенады?

(тонкостью и изяществом, игрой на скрипке)

Учитель: А теперь предлагаю вашему вниманию еще две «Мелодии» двух разных композиторов. Это «Мелодия» немецкого композитора К.Глюка и «Мелодия» П.И.Чайковского.

Итак, первая «Мелодия» К.Глюка (Слушание)

-Понравилась вам музыка?

Мы послушали очень красивую, нежную и грустную «Мелодию» К.Глюка. Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, то опять грустно. Эта мелодия льется как бы на одном дыхании, в ней нет других контрастных мелодий.

Давайте сравним эту пьесу с другой которая тоже называется «Мелодия». Написал ее знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский (Слшание)

Вопросы:

Какая по настроению «Мелодия» Чайковского?

Дети: Грустная

Учитель: Правильно. А какая из двух пьес звучит наиболее грустно и жалобно? (Звучат фрагменты)

Дети: «Мелодия» К.Глюка

Учитель: Да. Грусть бывает разная: грусть-печаль и светлая грусть, грусть – волнение и грусть – скорбь, отчаяние.

«Мелодия» Чайковского как и «Мелодия» К.Глюка грустная, но она не такая жалобная, а более светлая, нежная, иногда взволнованная.

3. Физкультминутка.

А теперь я предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку.

4. Разучивание песни «Моя Россия».

Ребята, песня, которую мы будем с вами разучивать, тоже очень красива в мелодическом отношении. Она тоже о красоте, красоте нашей Родины – России. Называется она «Моя Россия» написали ее композитор Г.Струве и поэт Н.Соловьева

Слушаем песню «Моя Россия»

Сегодня на уроке мы выучим один куплет и припев песни, а на последующих – продолжим работу

Работа с песней: Текст (выявление главного, опорные слова, смысл; работа над интонацией, дыханием)

Итак, ребята, мелодия – это средство музыкальной выразительности, эмоционально-воздействующее на людей.

И в завершение нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд «Мелодия».

Марш

Танец

Балет

Опера

Хоровод

Симфония

Песня

1. Пьеса с четким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю

2. Красивые, ритмичные движения под музыку

3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец

4. Спектакль, где все поют и с помощью пения рассказывают историю

5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки

6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей

7. Простое музыкальное произведение один из трех «китов», основных жанров музыки.

5. Итог урока.

Учитель: Сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию?

Ответы детей

Учитель: Что же такое мелодия и из чего она состоит?

Дети: Мелодия – это главное выразительное средство. Она состоит из музыкальных звуков.

Учитель: Какими бывают мелодии?

Дети: Мелодии бывают разными: веселыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.

Мелодия передает чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека.

6. Домашнее задание. Оценки.

А задание на дом вам будет такое:

а) выучить слова песни «Моя Россия»

б) нарисовать рисунок к песне, стараясь передать красками характер мелодии и свое отношение к ней.


Активно сегодня работали… (Оценки)


Урок закончен! До новых встреч!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!