Государственное казенное общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа»
ГКОУ С(К)Ш
План – конспект урока музыки в 3 классе по теме:
«Мелодия – душа музыки»
Подготовила: Сергеева Н.В.
учитель музыки, первой
квалификационной категории
г. Выкса
2021г
Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Мелодия – душа музыки»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «Россия – Родина моя»
Тема: «Мелодия – душа музыки»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: формирование знаний о мелодии как основе музыки и ее выразительных возможностях
Задачи урока:
Обучающие: формировать знания об особенностях таких жанров музыки, как симфония, песня
Развивающие: развивать нравственно-эстетическое восприятие произведений композиторов-классиков; развивать ассоциативно-образное мышление; развивать музыкальное восприятие, эмоциональность
Воспитывающие: воспитывать художественный вкус обучающихся на основе осмысления интонационно-образной природы искусства; воспитывать культуру слушателя, исполнителя
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Музыкальный материал:
В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»,
К.Глюк «Мелодия»,
П.И.Чайковский «Мелодия»,
Песня «Моя Россия» муз.Г.Струве, сл.Н.Соловьева
План урока.
1. Организационный момент.
а) Приветствие, проверка готовности детей к уроку
б) Эмоционально-психологический настрой на урок
2. Основная часть урока.
а) Вступительное слово учителя. Подведение к теме.
б) Обозначение проблемы, постановка целей и задач.
Совместное исследование проблемы.
в) Слушание и анализ музыкальных произведений, работа по теме:
В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»,
К.Глюк «Мелодия»,
П.И.Чайковский «Мелодия»(для скрипки и ф-но)
3. Физкультминутка.
4. Разучивание песни «Моя Россия»
а) Просмотр видео с песней «Моя Россия»;
б) Работа с песней
5. Разгадывание кроссворда «Мелодия».
6. Итог урока. Рефлексия. Оценки.
7. Домашнее задание.
Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой (Звучит песня «Прекрасное далеко» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина)
Приветствие, проверка готовности детей к уроку
Учитель: Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и. надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.
А теперь прошу внимание.
Музыка – это чудо, с которым, вряд ли, может сравниться какое-либо другое искусство. Сейчас звучала песня, которую мы очень любим. Что так завораживает нас в этой песне? Что в этой песне самое главное?
Правильно, красивая мелодия, а мелодия всегда будет самым чистым выражением мысли. Эта песня о красоте нашей веры в добро, в светлое будущее. И сегодня мы посвящаем наш урок самому богатому средству музыкальной выразительности…, а какому – вы, ребята, мне постараетесь ответить сами чуть позже…
Основная часть урока
1. Вступительное слово учителя. Подведение к теме.
Итак, прошу внимания.
На фоне мелодии П.Чайковского («Святки» из цикла «Времена года») звучит стихотворение Евгения Винокурова:
Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодия – всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всем… - (музыку громче)
Учитель: Как вы думаете, ребята, чему же будет сегодня посвящен наш урок?
- Ответы детей.
Да, тема сегодняшнего урока – «Мелодия – душа музыки» (на доске)
Я не случайно написала ее в кавычках. Это высказывание замечательного русского композитора 19 века – Петра Ильича Чайковского.
Вслушайтесь, пожалуйста, еще раз в название: «Мелодия – душа музыки».
Наша задача сегодня с вами – понять, каким целям служат звуки мелодии, чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.
И в качестве эпиграфа к уроку мы возьмем высказывание известного французского композитора 19 века Шарля Гуно: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли» (на доске)
Как это понимать? Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет).
А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?
Дети: Это звуки
Учитель: Я играю звуки (играю отдельные звуки) – это мелодия?
Дети: Нет
Учитель: Правильно! Звуки мелодии, как отдельные буквы и слова в нашей речи, должны связываться в предложения, должны нам о чем-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками. Слово «мелодия» происходит от греческого слова «melodia», «meloc», что означает пение, напев. Звуки мелодии всегда ритмически организованы и имеют ладовую основу, мажор или минор. От этого зависит характер мелодии: напевный или танцевальный, радостный или грустный. То есть мелодия нам что-то передает, выражает. Поэтому мелодия – главное выразительное средство в музыке. Композитор через мелодию передает свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу.
Какая бы музыка ни звучала – песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них мелодию.
2. Слушание и анализ музыкальных произведений.
Внимательно послушаем «Маленькую ночную серенаду» В.А.Моцарта
Исполнялись серенады на открытом воздухе, перед домом возлюбленной или того, кого хотели отметить вниманием, чаще всего небольшими оркестрами.
Слушание.
Учитель: Ребята, чем наполнена мелодия?
(прелестная мелодия полна света и обаяния теплой ночи)
Чем пленяет нас мелодия серенады?
(тонкостью и изяществом, игрой на скрипке)
Учитель: А теперь предлагаю вашему вниманию еще две «Мелодии» двух разных композиторов. Это «Мелодия» немецкого композитора К.Глюка и «Мелодия» П.И.Чайковского.
Итак, первая «Мелодия» К.Глюка (Слушание)
-Понравилась вам музыка?
Мы послушали очень красивую, нежную и грустную «Мелодию» К.Глюка. Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, то опять грустно. Эта мелодия льется как бы на одном дыхании, в ней нет других контрастных мелодий.
Давайте сравним эту пьесу с другой которая тоже называется «Мелодия». Написал ее знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский (Слшание)
Вопросы:
Какая по настроению «Мелодия» Чайковского?
Дети: Грустная
Учитель: Правильно. А какая из двух пьес звучит наиболее грустно и жалобно? (Звучат фрагменты)
Дети: «Мелодия» К.Глюка
Учитель: Да. Грусть бывает разная: грусть-печаль и светлая грусть, грусть – волнение и грусть – скорбь, отчаяние.
«Мелодия» Чайковского как и «Мелодия» К.Глюка грустная, но она не такая жалобная, а более светлая, нежная, иногда взволнованная.
3. Физкультминутка.
А теперь я предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку.
4. Разучивание песни «Моя Россия».
Ребята, песня, которую мы будем с вами разучивать, тоже очень красива в мелодическом отношении. Она тоже о красоте, красоте нашей Родины – России. Называется она «Моя Россия» написали ее композитор Г.Струве и поэт Н.Соловьева
Слушаем песню «Моя Россия»
Сегодня на уроке мы выучим один куплет и припев песни, а на последующих – продолжим работу
Работа с песней: Текст (выявление главного, опорные слова, смысл; работа над интонацией, дыханием)
Итак, ребята, мелодия – это средство музыкальной выразительности, эмоционально-воздействующее на людей.
И в завершение нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд «Мелодия».
Марш
Танец
Балет
Опера
Хоровод
Симфония
Песня
1. Пьеса с четким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю
2. Красивые, ритмичные движения под музыку
3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец
4. Спектакль, где все поют и с помощью пения рассказывают историю
5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки
6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей
7. Простое музыкальное произведение один из трех «китов», основных жанров музыки.
5. Итог урока.
Учитель: Сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию?
Ответы детей
Учитель: Что же такое мелодия и из чего она состоит?
Дети: Мелодия – это главное выразительное средство. Она состоит из музыкальных звуков.
Учитель: Какими бывают мелодии?
Дети: Мелодии бывают разными: веселыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.
Мелодия передает чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека.
6. Домашнее задание. Оценки.
А задание на дом вам будет такое:
а) выучить слова песни «Моя Россия»
б) нарисовать рисунок к песне, стараясь передать красками характер мелодии и свое отношение к ней.
Активно сегодня работали… (Оценки)
Урок закончен! До новых встреч!