Урок внеклассного чтения по литературе для 7-8 классов
Катаевой Натальи Павловны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Сергинская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Картина души» в творчестве пермского поэта Николая Георгиевича Кинёва
Цели:
Обучающие:
познакомить учащихся с творчеством поэта – земляка Н.Г. Кинёва
учить детей пониманию законов поэтического творчества;
формировать интерес к поэзии родного края.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному краю, его литературе;
способствовать воспитанию бережного отношения к слову.
Развивающие:
формировать навыки исполнительского искусства;
учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных задач.
Оборудование:
- портрет Н.Г.Кинёва,
- раздаточный материал,
- словари литературоведческих терминов,
- выставка книг Н.Г.Кинёва
- ноутбук, проектор.
Ход урока:
1.Вступление.
Послушайте стихотворение Елизаветы Малышевой и подумайте, о ком сегодня пойдёт речь на уроке? Слайд 2
Николай Кинев на свете жил
И честно Родине служил,
Но он трагически погиб.
Кто знал его - душа болит.
Он очень жизнь свою любил,
Писал стихи, добро творил.
И в том была его отрада.
Память наша - вечная ему награда.
23 мая 2017 года исполнилось75 лет со дня рождения Николая Георгиевича Кинёва, уральского поэта и прозаика , чьё творчество неизвестно широкому кругу читателей, так как первая и единственная книга стихотворений автора вышла в свет сравнительно недавно – в 2007 году к 65- летию поэта. Слайд 3
Сегодня я приглашаю вас в мир поэзии Николая Кинёва, поэта Пермского края, который очень хорошо знал, что такое дружба, добро, любовь, красота.
Хочу, чтобы на уроке вы познакомились с творчеством нашего земляка, прочувствовали его поэтические произведения.
Послушайте, пожалуйста, рассказ о жизни поэта.
2.Сообщения учеников.
1.
Николай Кинев родился 23 мая 1942 года в селе Ключи Суксунского района. Прозаик, поэт. Слайд 5
Дед-Николай Грейнет- немец, бабушка Анлиза Фрицевна Розенталь – латышка, знала четыре языка, она-то и научила внука читать и писать задолго до школы, приобщила Коленьку к богословию. Она была редкостной песенницей и молитвенницей.
В семейном архиве семьи Кинёвых хранится церковная книга, на полях которой
ровным бабушкиным почерком 5-летнему внуку написано:
- Коля, чайник за заслонкой.
Так она учила внука читать.
Стихотворение «Зерна», обращенное к бабушке, пронизано нежностью и любовью.
Мама, Лидия Николаевна Чикулина, была солисткой церковного хора суксунского храма. Слайд 6
От неё Николай перенял голос и любовь к песне. Много горя пришлось пережить этой женщине: потеряла двух детей, умерших от дифтерии, вернувшийся с войны муж однажды ушел из дома и не вернулся. Взрослый сын потом всю жизнь искал отца.
Гораздо позже Николай Кинев посвятит памяти своей мамы сборник рассказов
«Вот тот мир, где жили мы с тобою…»
Детство….деревенский дом, земляничные поляны, родные просторы…
2.
Писать начал в раннем детстве, в 14 лет у Николая Кинева появились первые литературные публикации. И впоследствии литературное творчество и журналистика заполнили всю его жизнь
Слайд 7
После школы Николай Кинев учился на историко-филологическом факультете Пермского университета им. А.М. Горького, который окончил в 1964 году. В этом же году был принят в Союз журналистов.
Работал ответственным секретарем в многотиражке Мотовилихинского завода «Металлист», в суксунской газете «Новая жизнь».
Николай Кинев с трудом пробивался к читателям. Ему не удавалось опубликовать рассказ «Причастие», книгу «Черемуховые холода», сборник «Птицы в феврале»…
Слайд 8
Но всё же публикация его стихов и рассказов шла в журналах и на страницах пермских газет. Стихи и прозу публиковал в периодике, альманахе "Молодой человек", журналах "Урал", "Уральский следопыт", еженедельнике "Литературная Россия". Был лауреатом конкурса на лучший рассказ в газете "Сельская жизнь". При его участии вышла краеведческая книга «Усть –Кишерть», он был одним из составителей книги о Молебской зоне и аномальных явлениях – «Тайна».
3.
С 1974 года жил в селе Усть- Кишерть …Был корреспондентом, а затем ответственным секретарем местной газеты «Сылвенские зори». Журналистская деятельность захватывала большую часть его времени. А какие он писал статьи. Его язык- богатый! Заголовок -призывный!
Николай Кинев стал для многих начинающих кишертских поэтов духовным вдохновителем и наставником.
В 1964 году был принят в Союз журналистов, а в 1989 году Николай Кинев вошел в состав Союза писателей Российской Федерации. Слайд 9
Две грани таланта, две любви у Николая Кинёва - поэзия и проза. Стихи, повести и рассказы добротные, настоящие.
В 2004 году высокой престижной литературной премией имени Мамина –Сибиряка отмечена его третья книга прозы «Вот тот мир, где жили мы с тобою…»
В 2006 году удостоен премии Пермского края в сфере искусства и культуры. Слайд 10-11
Известный пермский писатель и журналист Николай Кинев трагически погиб 23 июня 2011 года в Перми.
4.
Решением Земского Собрания Кишертского муниципального района от 26 апреля 2012 года Николаю Георгиевичу Кинёву присвоено звание «Почетного гражданина Кишертского района» посмертно. Люди уважали Николая Георгиевича за простоту и человечность, он был чутким слушателем, прекрасным собеседником, мудрым советчиком.
Так Галина Николаевна Никитенко, однокурсница Николая Кинева на вечере памяти поэта сказала,6
«Его произведения нужно включать в школьную программу. Николай Георгиевич свою душу «перелил» в стихи и прозу, от них заряжаешься добром и дорожишь каждым прожитым днем ».
3. Определение темы, постановка цели и задач урока
Определите тему занятия.
Какие цели задачи поставим?
Тема нашего занятия – «Картина души» в творчестве поэта. Как вы понимаете лексическое значение слова «душа»? (внутренний мир человека). Эти два слова станут для нас ориентирами поиска.
На уроке мы должны прочувствовать стихотворения поэта; постараться услышать голос души автора в каждом стихотворении; пронаблюдать, как раскрывается она читателям, о чём повествует, какие следы оставляет в наших сердцах.
4.Самостоятельная работа по группам.
Каждой группе предложено своё стихотворение и к нему вопросы и задания.
Приложение1 и Приложение 2
Вопросы и задания I группе.
1.Прочитайте стихотворение.
2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
3. Какие образы в этом стихотворении вас удивили?
4.Найдите строчки, выражающие авторское отношение к родным местам
5.Выберите из указанных ниже тем ту, которая отражена в данном стихотворении
Темы творчества:
Красота родной природы
Любовь к близким «Вечные истины» (добро, человечность, сострадание…)
Уважение к труду
Тема родного дома. Тема войны, преклонения перед подвигом солдат
6.Какие детали деревенского пейзажа выделяет, подчёркивает автор?
7.Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа села. (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).
8.Сделайте вывод: какой он, внутренний мир лирического героя данного стихотворения.
Вопросы и задания 2 группе.
1.Прочитайте стихотворение.
2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
3.Как называет автор свой дом? (ветхая изба )
4.Найдите строки, в которых автор показывает особую значимость отчего дома в своей жизни (Уходим мы, изба за нами Следит, тревожно накренясь, И материнскими глазами Прощает нас - и любит нас.)
5.Как удалось художнику захватить нас?
6.О чём ведёт разговор с нами, читателями, душа поэта?
7.Выберите из указанных ниже тем ту, которая отражена в данном стихотворении.
Темы творчества:
Красота родной природы
Любовь к близким
«Вечные истины» (добро, человечность, сострадание…)
Уважение к труду
Тема родного дома. Тема войны, преклонения перед подвигом солдат
8.Сделайте вывод: какой он, внутренний мир лирического героя данного стихотворения.
Вопросы и задания 3 группе.
1.Прочитайте стихотворение.
2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
3.Найдите строки, в которых выражена главная мысль стихотворения. Докажите.
4.О чём ведёт разговор с нами, читателями, душа поэта?
5.Выберите из указанных ниже тем ту, которая отражена в данном стихотворении.
Темы творчества:
Красота родной природы
Любовь к близким
«Вечные истины» (добро, человечность, сострадание…)
Уважение к труду
Тема родного дома.
Тема войны, преклонения перед подвигом солдат
8.Сделайте вывод: какой он, внутренний мир лирического героя данного стихотворения.
Вопросы и задания 4 группе.
1.Прочитайте стихотворение.
2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
3.Как строит своё поэтическое произведение автор?
4.Какой приём использует автор в первой строфе?
5.Что хотел донести до нас автор?
6.Какие строки стихотворения являются главными?
7.Выберите из указанных ниже тем ту, которая отражена в данном стихотворении .
Темы творчества:
Красота родной природы
Любовь к близким
«Вечные истины» (добро, человечность, сострадание…)
Уважение к труду
Тема родного дома. Тема войны, преклонения перед подвигом солдат
8.Сделайте вывод: какой он, внутренний мир лирического героя данного стихотворения.
5.Анализ стихотворений завершается их выразительным чтением и сообщениями учащихся.
Стихи Н.Кинёва сами просятся на музыку. Некоторые положены на музыку несколько поэтических произведений поэта.
Послушайте одно из них. ( аудиозапись «Братья»). Какие чувства выражены в этой песне?
6.Подведение итогов
-_Какая она, картина души поэта Н.Г. Кинёва? Какие чувства скрыты в ней?
(вывод делают дети).
Закончить наше занятие хотелось бы строками из стихотворения Н.Кинёва, где ярко выражена жизненная позиция автора.
В какие горькие пути
Душа моя ни попадала,
Не силилась с пути сойти,
Не чаяла в обход пойти,
А чтоб вернуться вспять — подавно.
Мы можем только отдохнуть
Единый миг — и оглянуться,
И окунуться, как уснуть,
В прошедшее — и содрогнуться:
Какие пни и пустыри,
И пропасти! Душа ломалась,
Но на седые костыли
Любви и веры опиралась.
7.Рефлексия.
Сегодня на уроке я …
Увидел | Услышал | Почувствовал | Могу рассказать |
| | | |
8.Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «О чём мне рассказала душа поэта Н.Г.Кинёва?»
Приложение 1
Вопросы и задания по группам
Вопросы и задания I группе.
1.Прочитайте стихотворение.
2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
3. Какие образы в этом стихотворении вас удивили?
4.Найдите строчки, выражающие авторское отношение к родным местам
Выберите из указанных ниже тем ту, которая отражена в данном стихотворении
Темы творчества:
1. Красота родной природы
2. Любовь к близким
3. «Вечные истины» (добро, человечность, сострадание…)
4. Уважение к труду
5. Тема родного дома.
6. Тема войны, преклонения перед подвигом солдат
Какие детали деревенского пейзажа выделяет, подчёркивает автор?
Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа села. (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).
7.Выполните задания в таблице.
Вижу | Слышу | Чувствую | Могу рассказать |
| | | |
Вопросы и задания 2 группе.
1.Прочитайте стихотворение.
2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
3.Как называет автор свой дом?
4.Найдите строки, в которых автор показывает особую значимость отчего дома в своей жизни .
5.Как удалось художнику захватить нас?
6.О чём ведёт разговор с нами, читателями, душа поэта?
7.Выберите из указанных ниже тем ту, которая отражена в данном стихотворении.
Темы творчества:
1. Красота родной природы
2. Любовь к близким
3. «Вечные истины» (добро, человечность, сострадание…)
4. Уважение к труду
5. Тема родного дома.
6. Тема войны, преклонения перед подвигом солдат
Выполните задания в таблице.
Вижу | Слышу | Чувствую | Могу рассказать |
| | | |
Вопросы и задания 3 группе.
1.Прочитайте стихотворение.
2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
3.Всмотритесь в «словесную ткань» слова, стихотворения, вслушайтесь в звуки.
4.О чём ведёт разговор с нами, читателями, душа поэта?
5.Выберите из указанных ниже тем ту, которая отражена в данном стихотворении.
Темы творчества:
1. Красота родной природы
2. Любовь к близким
3. «Вечные истины» (добро, человечность, сострадание…)
4. Уважение к труду
5. Тема родного дома.
6. Тема войны, преклонения перед подвигом солдат
Выполните задания в таблице.
Вижу | Слышу | Чувствую | Могу рассказать |
| | | |
Вопросы и задания 4 группе.
1.Прочитайте стихотворение.
2.Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
3.Как строит своё поэтическое произведение автор?
4.Какой приём использует автор в первой строфе?
5.Что хотел донести до нас автор?
6.Какие строки стихотворения являются главными?
7.Выберите из указанных ниже тем ту, которая отражена в данном стихотворении .
Темы творчества:
1. Красота родной природы
2. Любовь к близким
3. «Вечные истины» (добро, человечность, сострадание…)
4. Уважение к труду
5. Тема родного дома.
6. Тема войны, преклонения перед подвигом солдат
8.Выполните задания в таблице.
Вижу | Слышу | Чувствую | Могу рассказать |
| | | |
Приложение 2
Стихотворения для анализа по группам
1.Вижу сны голубые...
Вижу сны голубые...
Будто сердцу легко
И пошел по грибы я
Далеко-далеко:
За речушку-простуду,
За поля-закрома,
В север-ельник, откуда
Скоро грянет зима.
А сегодня пока что
Солнцестой золотой!
И под елью под каждой —
Мох, теплом залитой.
Вижу сны болевые...
А ведь рядом со мной —
Васильки полевые,
Теплый воздух ржаной.
А ведь рядом — речушка
И сиреневый лес,
Хлопотунья-пичужка,
Сладкий лук-завилец!
Вот же — в руки кошелку,
Бросил мир суеты
И пошел, как по шелку,
В чуткий мир красоты.
Только где там! В угоду
Суетливому дню
Навещаем природу,
Словно в праздник родню.
2.
СТАРАЯ ИЗБА
Кто как, а я, на общем фоне
Завидев ветхую избу,
Краснею стыдно - и застонет,
Заропщет сердце на судьбу.
И я в такой же ветхой вырос -
И вырос из такой, как ты.
О, победил нас этот вирус
Благополучной суеты,
Мы в избу не войдем, не спросим,
Кто там живет и чем помочь.
Мы добродушно шутку бросим -
И прочь от совести, и прочь.
Уходим мы, изба за нами
Следит, тревожно накренясь,
И материнскими глазами
Прощает нас - и любит нас.
3.
В0ПЛ0ЩЕНИЕ
Имеют цвет и форму черный хлеб
И молоко в светящемся стакане.
И хлебница на солнечном столе
Иной, чем сделали, уже не станет.
Лишь труд не знает формы и конца,
И нет ему покоя и предела:
Все, что не получилось у отца,
Сыновьей станет совестью и делом.
Есть в закромах отборное зерно.
Есть молоко на ужин и на завтрак -
Так отчего же так заведено.
Что мы сегодня думаем о завтра?
И осенью, вчерашний хлеб убрав,
С надеждой чистой смотрим мы на озимь,
Весною ждем цветенья ярких трав
И у небес дождя и солнца просим.
Мы в этот мир не праздновать пришли,
Мы на земле трудиться не устанем,
Чтоб цвет, и. вкус, и форму обрели
Хлеб в хлебнице
И молоко в стакане.
4.
Жатва 1946 года
Я землянику в туесочек
С ленцою, лежа собирал.
А мамин розовый платочек
Соленый пот в себя вбирал.
Снопы вставали друг за другом,
И пахло жженым ячменем,
И вся земля ходила кругом
Под пыльным солнечным огнем.
Спешила мама поклониться
Земле еще, еще, еще.
Схватилась вдруг за поясницу,
Смахнула слезы с темных щек:
“Никто, сынок, нам не поможет.
Мне всё одной — на всю семью”.
...Давно уж стыд — не голод гложет
Жестокость детскую мою.
Всё вижу тучу из-под неба,
Слепую молнию вдали,
И мамины суслоны хлеба,
И руки в ягодах мои.
Отдайте маме землянику,
Возьмите серп из рук ее
И жните, жните, жните, жните
Свое недетское жнитье!
10