Конспект урока внеклассного чтения
в 5 классе
по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»
2017-2018 учебный год
Урок внеклассного чтения
по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»
в 5в классе
Цель урока:
Задачи урока:
познакомить учащихся с рассказом И.А.Бунина «Подснежник»;
активизировать деятельность учащихся с помощью приемов смыслового чтения;
развивать мыслительную деятельность.
Оборудование: портрет И.А.Бунина, распечатанный текст рассказа «Подснежник» , разделенный на 4 части (по количеству «остановок»),
информационная таблица, алгоритм составления синквейна.
Ход урока:
I. Ассоциации
Подготовка к изучению новой темы.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием незнакомого вам рассказа И.А.Бунина «Подснежник». Запишите в тетрадях тему урока.
Скажите, дети, при упоминании о подснежнике , о чем вы подумали? Что вам представилось?
Вы знаете, что такое подснежник?
Видели вы этот цветок? Какого он цвета?
На что похож подснежник? Сможете нарисовать его?
Знаете ли вы, где растет подснежник?
В какое время года появляются подснежники?
Учащиеся : отвечают на вопросы. На доске и в тетрадях ответы можно оформить в виде кластера.
Учитель:
Можете ли назвать героя рассказа?
Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием?
Значит, вы думаете, что рассказ посвящен цветку. И главный герой-цветок подснежник?
Запишите свои предположения в тетрадь.
Учащиеся записывают свои предположения :
Я думаю, что рассказ «Подснежник» о…. Главный герой рассказа…
II. Работа над содержанием рассказа.
Стратегия «Чтение с остановками».
Учитель: Итак, предположения сделаны. Они разные, но объединены ваши читательские прогнозы названием рассказа «Подснежник».
Сейчас вы услышите рассказ, и мы проверим, насколько ваши предположения оказались верны. Обратимся к тексту.
Чтение 1 части текста учителем
Подснежник
Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.
1 остановка
Не правда ли, неожиданное начало рассказа?
Что именно оказалось неожиданным?
Кто герой рассказа? Где он жил? Как его называла тетушка?
Смог кто-нибудь из вас подумать, что речь пойдет о мальчике?
Догадываетесь ли вы, почему рассказ назван «Подснежник»?
Учитель: На столе перед каждым из вас лежит таблица, которую мы будем заполнять по мере работы над рассказом, чтобы было проще сделать вывод
о прочитанном в конце урока.
Чтение 2 части текста учителем
(до слов «Отец просыпается рано, наполняет весь номер…»)
2 остановка
Что узнали из этой части рассказа? Все ли слова поняли?
Понятно ли вам высказывание живет Саша "на хлебах"?
Почему мальчик живет не с отцом?
Расскажите, что вы узнали об отце мальчика?
Какие отношения были между Сашей и его отцом? Примеры.
Предположите, как будут проводить время мальчик и его отец?
Чтение 3 части текста учителем
(до слов «Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров…»)
3 остановка
Учитель:
Как вы думаете, нравится ли мальчику день, который он провёл с отцом?
Объясните свой ответ примерами из текста.
Учащиеся находят в тексте 3 части подтверждение: как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!
4 остановка
Понравилась вам картина, которая изображена автором?
Почему же день назван счастливым, хотя перед нами предстаёт не очень приятная картина?
Осталась последняя часть рассказа. Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение 4 части текста учителем ( до конца расказа)
Учитель:
Почему отец торопливо прощается с Сашей? Что он ему говорит?
Как вы понимаете смысл слов … прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!?
Что чувствовал Саша, прощаясь с отцом?
Было ли расставание с отцом «горем» для Саши или это образное выражение?
Учащиеся отвечают на вопросы, ищут в тексте примеры, заполняют таблицу на протяжении чтения рассказа.
Заполненная информационная таблица:
Саша | Отец | События |
-гимназист -ему десять лет, -ему грустно, одиноко: скучные, -одинаковые дни в чужой семье у него ясные глаза, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса. подснежнику | большой , сильный и моложавый шумный щедрый ласковый любит сына человек-праздник | -переселяется с отцом на Елецкое подворье -завтрак в трактире с отцом -отъезд отца-«великое горе» |
III стадия. Рефлексия:
1.Беседа с учащимися:
Посмотрите на свои записи до чтения рассказа и сравните их с теми, что вы сделали, заполняя таблицу.
Почему не оправдались ваши предположения? Что оказалось для вас открытием в рассказе?
Всегда ли можно понять тему рассказа по его заглавию?
Сможете ответить, почему писатель назвал свой рассказ «Подснежник»?
Запишите в тетради, о чем рассказ «Подснежник» и кто его герой.
Учащиеся записывают под таблицей :
«В рассказе И.А.Бунина «Подснежник» говорится о…. Главный герой-
Творческая работа: составление синквейна.
Учитель: Так почему же рассказ назван «Подснежник»? Поможет вам в ответе кластер, составленный нами в начале урока.
Учащиеся дают ответ: Мальчик Саша своей чистотой , нежностью и вместе с тем стойкостью перед трудностями жизни напоминает первый весенний цветок подснежник.
Учитель:Я предлагаю вам составить синквейн , который объясняет смысл названия рассказа.
Саша
Открытый, простодушный.
Учится, скучает, ждёт .
Широко раскрыты лазурные детские глаза!
Подснежник.
IV. Оценивание работы учащихся на уроке
V. Домашнее задание: Перечитать текст рассказа , составить кластер, помогающий понять тему произведения.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М., 2010.
2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению.Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
4. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.
5. ФГОС. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом.