СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока внеклассного чтения разработан для проведения в 5 классе.На уроке происходит обучение осмысленному восприятию текста во время его чтения с помощью стратегии  «Чтение с остановками».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»»


Конспект урока внеклассного чтения

в 5 классе

по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»



















2017-2018 учебный год









Урок внеклассного чтения

по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»

в 5в классе


Цель урока:

  • обучение осмысленному восприятию текста во время его чтения с помощью стратегии «чтение с остановками».

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с рассказом И.А.Бунина «Подснежник»;

  • активизировать деятельность учащихся с помощью приемов смыслового чтения;

  • развивать мыслительную деятельность.

Оборудование: портрет И.А.Бунина, распечатанный текст рассказа «Подснежник» , разделенный на 4 части (по количеству «остановок»),

информационная таблица, алгоритм составления синквейна.

Ход урока:

I. Ассоциации

Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием незнакомого вам рассказа И.А.Бунина «Подснежник». Запишите в тетрадях тему урока.

  • Скажите, дети, при упоминании о подснежнике , о чем вы подумали? Что вам представилось?

  • Вы знаете, что такое подснежник?

  • Видели вы этот цветок? Какого он цвета?

  • На что похож подснежник? Сможете нарисовать его?

  • Знаете ли вы, где растет подснежник?

  • В какое время года появляются подснежники?

Учащиеся : отвечают на вопросы. На доске и в тетрадях ответы можно оформить в виде кластера.

Учитель:

  • Можете ли вы по названию рассказа определить его содержание?

  • Можете ли назвать героя рассказа?

  • Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием?

  • Значит, вы думаете, что рассказ посвящен цветку. И главный герой-цветок подснежник?

  • Запишите свои предположения в тетрадь.

Учащиеся записывают свои предположения :

Я думаю, что рассказ «Подснежник» о…. Главный герой рассказа…

II. Работа над содержанием рассказа.

Стратегия «Чтение с остановками».

  • Во время работы над текстом заполняется информационная таблица, в которой фиксируется самое основное из содержания рассказа

Герои

События





Учитель: Итак, предположения сделаны. Они разные, но объединены ваши читательские прогнозы названием рассказа «Подснежник».

Сейчас вы услышите рассказ, и мы проверим, насколько ваши предположения оказались верны. Обратимся к тексту.

Чтение 1 части текста учителем

Подснежник

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

1 остановка

  • Не правда ли, неожиданное начало рассказа?

  • Что именно оказалось неожиданным?

  • Кто герой рассказа? Где он жил? Как его называла тетушка?

  • Смог кто-нибудь из вас подумать, что речь пойдет о мальчике?

  • Догадываетесь ли вы, почему рассказ назван «Подснежник»?

Учитель: На столе перед каждым из вас лежит таблица, которую мы будем заполнять по мере работы над рассказом, чтобы было проще сделать вывод

о прочитанном в конце урока.

  • Предположите, о чём пойдет речь в продолжении рассказа?

Чтение 2 части текста учителем

(до слов «Отец просыпается рано, наполняет весь номер…»)


2 остановка

  • Что узнали из этой части рассказа? Все ли слова поняли?

  • Понятно ли вам высказывание живет Саша "на хлебах"?

  • Почему мальчик живет не с отцом?

  • Расскажите, что вы узнали об отце мальчика?

  • Какие отношения были между Сашей и его отцом? Примеры.

  • Предположите, как будут проводить время мальчик и его отец?

Чтение 3 части текста учителем

(до слов «Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров…»)


3 остановка

Учитель:

  • Как Саша и его отец проводят день? Чем они занимаются?

  • Как вы думаете, нравится ли мальчику день, который он провёл с отцом?

  • Объясните свой ответ примерами из текста.

Учащиеся находят в тексте 3 части подтверждение: как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!



4 остановка



  • Понравилась вам картина, которая изображена автором?

  • Почему же день назван счастливым, хотя перед нами предстаёт не очень приятная картина?

  • Осталась последняя часть рассказа. Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение 4 части текста учителем ( до конца расказа)

Учитель:

  • Каким настроением наполнена последняя часть рассказа? Найдите строки, подтверждающие ваши ответы.



  • Почему отец торопливо прощается с Сашей? Что он ему говорит?

  • Как вы понимаете смысл слов прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!?

  • Что чувствовал Саша, прощаясь с отцом?

  • Было ли расставание с отцом «горем» для Саши или это образное выражение?

Учащиеся отвечают на вопросы, ищут в тексте примеры, заполняют таблицу на протяжении чтения рассказа.

Заполненная информационная таблица:

Саша

Отец

События

-гимназист

-ему десять лет,

-ему грустно, одиноко: скучные, -одинаковые дни в чужой семье

  • у него ясные глаза, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса.

  • подобен небесно-голубому

подснежнику

  • большой ,

  • сильный и моложавый

  • шумный

  • щедрый

  • ласковый

  • любит сына

  • человек-праздник

  • приезд отца из деревни

-переселяется с отцом на Елецкое подворье

-завтрак в трактире с отцом

  • счастливый день!

  • как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

-отъезд отца-«великое горе»

III стадия. Рефлексия:

1.Беседа с учащимися:

  • Понравился ли вам рассказ? Поняли вы его?

  • Посмотрите на свои записи до чтения рассказа и сравните их с теми, что вы сделали, заполняя таблицу.

  • Почему не оправдались ваши предположения? Что оказалось для вас открытием в рассказе?

  • Всегда ли можно понять тему рассказа по его заглавию?

  • Сможете ответить, почему писатель назвал свой рассказ «Подснежник»?

  • Запишите в тетради, о чем рассказ «Подснежник» и кто его герой.

Учащиеся записывают под таблицей :

«В рассказе И.А.Бунина «Подснежник»   говорится о…. Главный герой-

  1. Творческая работа: составление синквейна.

Учитель: Так почему же рассказ назван «Подснежник»? Поможет вам в ответе кластер, составленный нами в начале урока.

Учащиеся дают ответ: Мальчик Саша своей чистотой , нежностью и вместе с тем стойкостью перед трудностями жизни напоминает первый весенний цветок подснежник.

Учитель:Я предлагаю вам составить синквейн , который объясняет смысл названия рассказа.

Саша

Открытый, простодушный.

Учится, скучает, ждёт .

Широко раскрыты лазурные детские глаза!

Подснежник.


IV. Оценивание работы учащихся на уроке

V. Домашнее задание: Перечитать текст рассказа , составить кластер, помогающий понять тему произведения.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М., 2010.

2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению.Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

4. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.

5. ФГОС. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!