СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Под алыми парусами мечты"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. Грин «Алые паруса»: Ассоль и Грей.Цель:

создание условий для 

―    совершенствования навыка выразительного и осознанного чтения; 

―    развития устной речи, образного мышления, способности высказывать собственное мнение;

―    формирования веры в прекрасную мечту и стремления ее достичь.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Под алыми парусами мечты"»

А. Грин «Алые паруса»: Ассоль и Грей.

Под алыми парусами меты

Класс: 6

Цель:

создание условий для

  • совершенствования навыка выразительного и осознанного чтения;

  • развития устной речи, образного мышления, способности высказывать собственное мнение;

  • формирования веры в прекрасную мечту и стремления ее достичь.

Задачи:

Обучающая:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя;

  • познакомить с повестью «Алые паруса»;

  • сформировать понятие о произведении такого жанра, как феерия;

  • совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы;

  • находить ответы на поставленные вопросы;

  • совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения.


Развивающая:

  • развивать устную речь;

  • развивать способность высказывать собственное мнение;

  • развивать творческое воображение, память, мышление;

  • совершенствовать навык монологической речи.


Воспитательная:


  • воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения друг к другу;

  • показать А.С. Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса;

  • воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать;

  • создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений;

  • воспитывать ответственность за свои поступки.

Ход урока:

I. Организационный этап

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

II. Мотивация учебной деятельности.

Вставьте пропущенные слова в предложение, записанное на доске (... – не вредно, вредно – не ...)

- Как понимаете смысл этого высказывания?

- О чём вы мечтали в последнее время?

- А что значит мечтать? Дайте определение слову «мечта»

(1. нечто созданное воображением; 2. предмет желаний и стремлений)

- Какие прилагательные можно подобрать к слову мечта? (светлая, единственная, хрустальная)

- С какими прилагательными употребление слова «мечта» будет неуместно? (Почему нельзя употребить прилагательные серая, чёрная, тяжёлая?)

(Мечта – это что-то светлое, доброе)

- Объясните, как понимаете следующие высказывания: (Слайд 1)

Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются. А. Дюма

Даже сидя в канаве можно любоваться небом. О. Уайльд

Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта. А. Блок

Вывод:

- Как разговор в начале урока связан с произведением, которое мы с вами изучали несколько занятий?

(главные герои мечтали, сбылась мечта главной героини Ассоль)

III. Постановка цели

- В тетрадях запишите дату, тему урока «Под алыми парусами мечты».

- Сегодня на заключительном уроке попробуем понять, о чём хотел сказать Александр Грин, создав волшебную сказку «Алые паруса».

Слово учителя:

-«Мечта есть у каждого. Иначе нельзя», - говорил Александр Грин. (Слайд 2)

Вся жизнь самого писателя была подчинена мечте. Он оставался верен ей в самых тяжёлых жизненых испытаниях.

- А какие тяжёлые испытания пришлось пережить Александру Грину?

(рано умерла мама, неоднократно находился в тюрьме, тяжело болел)

- Но даже это не заствило романтика Грина отказаться от мечты...

- Ещё в детстве он начал мечтать о море, о путешествии на корабле. И эта мечта сбылась... Нет, сам он капитаном не стал. Но на капитанском мостике оказались его герои.

IV. Актуализация знаний

1. История создания повести-феерии «Алые паруса»

- Александр Грин мечтал создать волшебную историю сбывшейся мечты.

- Вспомните, как зарождалось произведение «Алые паруса»

(Александр Грин в течение пяти лет вынашивал идею феерии. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. “Эта игрушка мне что-то сказала, – писал Грин,– но я не знал что. Тогда я прикинул, не скажут ли больше паруса красного, а лучше алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия”).

- И вскоре его мечта осуществилась, вопреки тяжёлой болезни......

2. Проверка знаний на содержание повести(работа с иллюстрациями, с текстом)

- Вспомнить основные эпизоды произведения помогут иллюстрации (Слайд 3)

- Приведите соответствующие цитаты из текста (Лонгрен, спящая Ассоль, Ассоль и Грей, Грей замазывает краской гвозди на картине, перескажите эпизод выбора шёлка для алых парусов)

Вывод:

- Осталось ещё 2 иллюстрации. К ним вернёмся чуть позже, после обращения к жанру произведения..


V. Усвоение новых знаний.

1. Жанр произведения

- Вспомните, как сам писатель определил жанр произведения? (повесть-феерия)

- Из какого языка заимствовано слово «феерия»? (из французского). От какого слова образовалось? (от слова «фея»)

- Какие значения имеет слово «феерия»?

1. театральное или цирковое представление со сказочным сюжетом, роскошными декорациями, костюмами. 2. волшебное, сказочное зрелище

- А что в этом произведении сказочное, волшебное?

- Вернёмся к иллюстрациям (страна, придуманная Грином; встреча со сказочником Эглем )

- Какую роль сыграл сказочник Эгль в осуществлении мечты Ассоль? (подарил мечту)


2. Пересказ отрывка (встреча Эгля с Ассоль)

Предварительное задание

- Почему Эгль именно Ассоль рассказывает сказку об алых парусах, почему ей дарит мечту? Что такого особенного было в этой девочке? Найдите ответ в тексте (с. 13) или учитель зачитывает отрывок).

(Всё в облике девочки поражало изяществом и одухотворенностью. В её глазах отражался тот большой необычный мир, в котором она, вероятно, жила. Она возникла перед Эглем неожиданно, показалась ему частью природы: так выразительны и чисты были её черты. Недаром он назвал её «растением»).

Вывод:

- Итак у Ассоль есть мечта. Что она делает для её осуществления? (она верит в неё)

3. Роль символов в произведении. Работа в тетрадях

- Некоторые литературоведы к определению жанра повесть-феерия добавляют слово символическая. Как вы думаете, почему?

- Вспомните, что называется символом (условное обозначение чего-либо).

- Символичны прежде всего имена героев: имя Ассоль в переводе с испанского означает к солнцу.

- Попробуем разобраться в этимологии слова «Грэй». В каком языке есть это слово? (в английском - серый)

- На первый взгляд не совсем понятно, почему смелому, сильному, умеющему делать благородные поступки герою автор дал такую фамилию.

- Мы только можем предполагать. Дело в том, что в эпоху Возрождения серый цвет считался цветом изящества, элегантности и длагородства. Именно такого цвета глаза благородного сказочника Эгля «серые, как песок, и блестящие, как сталь».

- Символично и название повести-феерии.

Вывод:

- Запишите в тетрадь в столбик следующие слова: Ассоль, Грэй, словосочетание алые паруса

- Рядом запишите слова, которые символизируют имена героев и название повести.

4. Об Алых парусах в современном мире

- Когда-то в Каперне, придуманной Александром Грином, расцвела одна сказка, которая стала впоследствии принадлежать всему миру. Алые паруса и сегодня являются символом надежды, исполнения желаний и яркого будущего.

(О романтическом празднике лета «Алые паруса» рассказывает учащаяся, просмотр отрывка из видеофильма)

VI. Рефлексия.

- Закончить наш урок я хочу словами Александра Грина: «Будьте оптимистами, именно благодаря им развивается мир. Дерзайте и никогда не сдавайтесь!»

- Желаю, чтобы у каждого из вас появились свои алые паруса, своя мечта, которая обязательно исполнится.

Синквейн : ( по выбору: мечта, Ассоль, Грэй)

VII. Информация о домашнем задании:

Написать письмо одному из героев повести-феерии (на любую тему).

Придумайте и опишите какое – нибудь из морских приключений, участником которого был бы капитан Грэй и его команда.

Пересказ, отв. на вопросы