СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Внутренний мир русской избы"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь пойдет о внутреннем мире русской избы, о предметах, которые находятся внутри жилища русского крестьянина. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Внутренний мир русской избы"»

Тема урока: «Внутренний мир русской избы»

Класс – 5

Цели урока:

предметные УУД: Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры российских крестьянских жилищ южных и северных областей, находить в них своеобразные черты. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

метапредметные УУД:

познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

личностные УУД:

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Тип урока: традиционный

Оборудование и материалы:

Для учителя

  • Презентация «Внутренний мир русской избы» (слайды с изображением русской печи, «красного угла», «печного угла», домашней утвари).

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер

Для обучающихся:

  • Гуашевые краски

  • Акварельные краски

  • Кисточки № 2,4,6

  • Бумага формата А3

  • Карандаш

  • Ластик

  • Баночка для воды

  • Салфетки

Зрительный ряд: презентация учителя «Внутренний мир русской избы» (слайды с изображением русской печи, «красного угла», «печного угла», домашней утвари).

Литературный ряд: стихи, сказки.

Музыкальный ряд: народные мелодии – лирические, русские народные песни.


ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Мотивация учебной деятельности (10 мин.)

  3. Актуализация знаний (10 мин.)

  4. Физкультминутка (3 мин.)

  5. Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН. (15 мин.)

  6. Итог урока. Рефлексия деятельности и настроения(5 мин.)

  7. Домашнее задание (1 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)

2. Мотивация учебной деятельности

Слайд 2 Учитель читает стихотворные строки (звучит тихо лирическая народная мелодия)

Вот изба перед тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.


Учитель. Ребята, давайте войдем в калитку. Посмотрим внимательно на избу и вспомним, из каких декоративных элементов состоит русская изба.

Дети называют и показывают элементы русской избы на слайде, пользуясь записями в рабочей тетради.

Учитель. Молодцы! Материал прошлого урока вы усвоили хорошо.

Ну а теперь прослушайте внимательно стихотворение и сформулируйте тему и задачи нашего сегодняшнего урока.

Учитель читает стихотоворение на фоне русской народной мелодии.

В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
 
И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Дети самостоятельно формулируют тему, цель, учебную задачу урока, предполагают свои действия.

Учитель. Правильно, сегодня речь пойдет о внутреннем мире русской избы, о предметах, которые находятся внутри жилища русского крестьянина.

3. Актуализация знаний

Учитель. На предыдущем уроке мы узнали, сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство своего дома. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

Поднимаемся по крыльцу и заходим в дом. Ребята, во время нашего путешествия не забывайте делать записи новых слов, связанных с темой урока в свою рабочую тетрадь.

Слайд 3. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба». «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

Слайд 4. Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскалённые угли для следующей растопки.

Слайд 5. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину.

Слайд 6. В тёплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живёт домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.

Ребята вспоминают: Емеля – «По щучьему веленью»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси-лебеди», Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др. Слайд 7.

Слайд 8. Расположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.

Давайте вместе догадаемся, для чего они служили.

Тут нам опять помогут сказки или, может быть, ваши поездки к бабушке, где многие эти предметы используют и поныне.

Слайд 9. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Слайд 10. Почетное место в избе – «красный угол» - находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин». Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом глазами находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Слайд 11. Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.

Слайд 12. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и всё. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.) Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Слайд 13. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на замках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Слайд 14.

Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали

деревянные настилы – полати, на них спали. Во время посиделок или

свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все

происходящее в избе.

Слайд 15. Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан -

кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались

круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными

изображениями коней.

Слайд 16. Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку.

Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь

крестьянки.

Слайд 17. По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки.

Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле.

Слайд 18. Во многих северных деревнях, а также в Сибири, на Урале, на

Алтае сохранились дома с расписными интерьерами. Иногда кажется,

что весь мир вместился в старинном доме: деревья и травы, птицы и

животные, земное и небесное, видимое и невидимое.

5. Физкультминутка

Слайд 19, 20

Я на радугу-дугу Руки вверх и в стороны.

Наглядеться не могу. Покачиваем головой

влево, вправо.

Мост от неба до земли Круговое движение правой рукой

Удивительной красы. Круговое движение левой рукой

Буду по мосту шагать, Шаги на месте

В небе тучки разгонять. Движение руками верх, в стороны и вниз.

К солнышку найду дорожки, Шаги на месте.

Поиграю с ним в ладошки. Хлопки в ладоши.

А потом пойду опять Шаги на месте.

Я по радуге гулять.

6. Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН

1. Самостоятельная работа. Работа в малых группах над деталями композиции.

Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы. Распределение ролей в группах

Учитель. Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель интерьера русской избы.  Для этого делимся на 2 группы по 3 человека.

Распределите обязанности в своей группе согласно инструкции, лежащей у вас на столе (Приложение №1).

Инструкция.

  1. В каждой группе нужно определить роли:

  • информатика (подбирает термины, записанные в тетради, для выполнения выбранной работы, подготовка рефлексии итогов урока)

  • художника (ответственный распределитель ролей по художественно-выразительному оформлению работы)

  • докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).

  1. Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:

  • ознакомительный (работа информатика)

  • творческая работа (работа всех участников)

  • исследовательская (выбор подходящих терминов, знаков и символов для украшения интерьера)

  • итоговый (защита своей работы)

Погружение в тему.

Интерьер избы включает следующие комнаты – красный угол, печной угол. Каждая группа выбирает одну из частей интерьера и выполняет её в любой художественной технике. Защиту работы « Русская изба» осуществляет докладчик, комментируя цветовое и техническое решение.

2. Оценивание и защита работы « Русская изба»

Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. Все остальные анализируют работу докладчика, указывая на ошибки и обращая внимание на аккуратность выполнения. Так проходит оценивание. Выставляет оценки сам преподаватель.

6. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Молодцы, ребята! Обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют целостную картину внутреннего мира избы.

Давайте подведем итог урока. В каждой группе есть информатик, который на протяжении всего урока анализировал, сравнивал и конспектировал основные термины и понятия и готов поделиться с нами информацией

Вопросы для информатиков:

  • из каких предметов быта состоял интерьер жилища?

  • Как украшен каждый предмет?

  • Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?

(обучающиеся слушают информатика, сравнивают свои записи с информацией, дополняют, исправляют).

Ведь и не могло быть иначе. Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.

Рефлексия настроения

С помощью хлопков выразить свое настроение.

Слайд 21 Отлично, я все понял, и мне было интересно

Слайд 22 Хорошо, но я немного не понял, и были небольшие трудности

Слайд 23 Мне было неинтересно на уроке, я очень устал

  1. Домашнее задание

Подобрать иллюстративный материал предметов народного быта и труда.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!