Тема урока:
« Изменение частей речи по числам».
Цель урока:
- Научить образовывать форму имен существительных множественного числа с помощью окончаний.
- Закрепить знания о преобразовании имен существительных единственного числа во множественное число и наоборот.
- Развивать речь детей через свободное высказывания и обогащения словарного запаса.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
- Сегодня у нас на уроке будут присутствовать гости.
- Повернитесь, поздоровайтесь, подарите гостям свою улыбку.
- Проверьте готовность к уроку. На столе: учебник русского языка, рабочая тетрадь, дневник, пенал.
Планирование работы.
- Прежде, чем спланировать нашу работу на уроке, обратите внимание на полоски бумаги и стикеры на ваших столах.
- Эти нехитрые приспособления помогут вам оценить себя на уроке.
- По окончании каждого этапа вы приклеите стикер соответствующего цвета на полоску бумаги.
(Зеленый - работал отлично, доволен собой;
синий - работал хорошо, но не всегда был активен;
красный - мог бы работать значительно лучше).
- Спланируем нашу работу (слайд № 1 план урока).
- Посмотрите на план нашего урока.
- Прочитайте пункты плана.
1. Проверка домашнего задания.
2. Минутка чистописания.
3. Словарная работа.
4. Уточнение темы урока.
5. Работа с правилом.
6. Тренировочные упражнения.
7. Подведение итогов урока.
Проверка домашнего задания.
- Какую учебную задачу решали, выполняя домашнее задание?
(Преобразовывали имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа, выделяли орфограммы).
- С какой орфограммой выписали слова?
(Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).
- Прочитайте слова парами, проговаривая орфограмму.
-Читает 1 ученик по 1 паре слов.
(слайд № 2)
лисица – лисицы велосипед – велосипеды
береза – березы месяц – месяцы
завод – заводы язык - языки
- Самопроверка с помощью зеленого и красного карандашей.
- Под правильно написанной парой ставится зеленая точка, ошибочно- красная.
- Встаньте, те, кто успешно справился с работой. Молодцы!
- Кто допустил ошибки, исправьте.
- Оцените стикером свое участие в работе на этапе проверке домашнего задания.
Минутка чистописания.
- Давайте вспомним правильность написания букв о л р
(письмо с секретом) л – слайд №15, 0 – слайд № 18, р – слайд № 20
- Вам показали заглавную и строчную буквы.
- Мы будем отрабатывать сочетания только строчных букв.
- На доске я приготовила 2 сочетания оро и оло.
- Откуда начну работу?
(ОРО Сверху. Прописала букву о, соединила с буквой эр, соединение верхнее, прописала букву эр, соединила с буквой о, соединение нижнее)
- Откуда начну работу?
(ОЛО Снизу. Прописала букву о, вывела соединительную линию и соединила с буквой эл, соединение нижнее, прописала букву эл, соединила с буквой о, соединение нижнее.
- Прописываем вместе со мной в воздухе на счет 3.
- А теперь самостоятельно в тетрадях так, чтобы соблюдалась высота элементов, параллельность линий, красивое написание.
- Лучшее соединение подчеркнуть.
- Оцените стикером свою работу на этапе чистописания.
Словарная работа.
- Послушайте задание.
- Запишите отгадки к моим загадкам.
- Записываем столбиком с маленькой буквы каждую отгадку.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее … сорока
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крохи подбирает
По ночам кочует
Коноплю ворует…воробей
Носит серенький жилет
А у крыльев черный цвет
Кружит сразу 20 пар
Все кричат кар-кар-кар…ворона
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистее, нежней
Кто же это? ...соловей
-Молодцы! Продолжаем.
- Слова, какой части речи вы записали? (имя существительное).
- Докажите (эти слова отвечают на вопрос Кто? и обозначают предмет).
-Продолжаем.
- Поставьте тире, запишите эти существительные во множественном числе, выделите окончание, подчеркните сочетания оро и оло.
сорока – сороки
воробей – воробьи
ворона – вороны
соловей - соловьи
- Проверка.
- Прочитайте слова парами, выделяя голосом окончания существительных во множественном числе, проговорите сочетания.
-Читает 1 ученик по 1 паре слов. слайд № 3
- Самопроверка по образцу с помощью зеленого и красного карандаша.
- Напоминаю, под правильно написанной парой ставится зеленая точка, ошибочно- красная.
- Поднимите руки, кто успешно справился с работой.
- У кого были ошибки, исправьте.
-Оцените себя стикерами на этапе словарная работа.
- Мы много работали и наши глазки устали. Я предлагаю провести физ. минутку для глаз( крошка енот).
Уточнение темы урока.
- Кто понял, какая тема нашего урока?
( Изменение имен существительных по числам) слайд № 4
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
- Поставьте учебную задачу.
- Учебная задача – научиться образовывать форму имени существительного множественного числа с помощью окончаний. слайд № 5
Работа с правилом.
- Откройте учебник на странице 104.
- Прочитайте правило.
- 1 ученик читает для всех.
- Что нужно выделить и запомнить в этом правиле?
( имена существительные во множественном числе имеют окончания а – я, ы – и)
- Встали из-за парт.
- Проведем ритмическую физ. минутку.
Тренировочные упражнения.
- Прочитайте задание из упр. 2.
- Составляем пары слов 1 столбика устно, выделяя голосом окончания имен существительных во множественном числе.
- Проверяем, используя красный и синий карандаши.
- Учитель поочередно открывает пары слов на доске.
- 2 и 3 столбик выполняете самостоятельно.
- 1 вариант – 2 столбик.
- 2 вариант- 3 столбик
- 2 ученика выполняют 2 столбика у доски под шторкой.
- Самопроверка по образцу.
- Возьмите красный или зеленый карандаши и под каждой парой поставьте соответствующую точку.
- Оцените стикерами работу на этапе тренировочные упражнения.
Игра: «Один, много».
- Я подготовила для вас очень интересную игру.
- Послушайте условия игры.
-Я называю имя существительное в единственном числе, кидаю мяч, а вы образуете форму множественного числа этого существительного, выделяете голосом окончания.
Пример: стол – столы
- Молодцы!
- А теперь потренируйтесь в парах.
- Обменяйтесь ролями. Молодцы!
- Запишите домашнее задание (стр.105 упр.3)слайд № 6
Подведение итогов. Рефлексия.
- Какую учебную задачу ставили перед собой?
( Научиться образовывать форму имени существительного во множественном числе с помощью окончаний)
- Справились ли мы с поставленной задачей?
- Оцените ваше понимание темы сегодняшнего урока карточками.
- зеленая карточка - все понял, могу объяснить другому
- желтая карточка - все понял, но не уверен
- синяя карточка - остались вопросы
- красная карточка - не понял
- Молодцы. Вы все сегодня хорошо поработали.
Рефлексия.
- На доске висит картинка с изображением ежика.
- Наклейте свои полоски со стикерами на ежика.
-Давайте посмотрим в каком цвете мы сегодня работали.
- У нас все получилось.
- Всем спасибо за урок.