Общая характеристика водорослей и среда их обитания.
Тема урока: Общая характеристика водорослей и среда их обитания.
Цель урока: ознакомить учащихся с общей характеристикой водорослей, особенностями строения клетки и тела водорослей, средами обитания, особенностями экологии и классификацией.
Оборудование и материалы: таблицы « Строение одноклеточной водоросли хламидомонады», «Зеленые водоросли», мультимедийная презентация « Водоросли», мультимедийное оборудование, гербарные образцы различных водорослей, учебник для 7 класса « Биология – 7», тетрадь с печатной основой.
Базовые понятия и термины: водоросли, альгология, хроматофор, глазок, таллом, слоевище, бентос, планктон, пигменты, ризоиды.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………....2 мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ..4мин
Изучение нового материала ……………………..…23мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …………….13мин
Подведение итогов урока ……………………….2 мин
Домашнее задание………………………………………………………….1мин.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Водороосли"»
Общая характеристика водорослей и среда их обитания.
Тема урока: Общая характеристика водорослей и среда их обитания.
Цель урока: ознакомить учащихся с общей характеристикой водорослей, особенностями строения клетки и тела водорослей, средами обитания, особенностями экологии и классификацией.
Оборудование и материалы: таблицы « Строение одноклеточной водоросли хламидомонады», «Зеленые водоросли», мультимедийная презентация « Водоросли», мультимедийное оборудование, гербарные образцы различных водорослей, учебник для 7 класса « Биология – 7», тетрадь с печатной основой.
Базовые понятия и термины: водоросли, альгология, хроматофор, глазок, таллом, слоевище, бентос, планктон, пигменты, ризоиды.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………....2 мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ..4мин
Изучение нового материала ……………………..…23мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …………….13мин
Подведение итогов урока ……………………….2 мин
Домашнее задание………………………………………………………….1мин.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2.Актуализация опорных знаний.
Беседа с учащимися.
Вспомните, из каких органов состоит тело цветковых растений.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово водоросли? (можно использовать в виде мозгового штурма).
Сегодня на уроке мы познакомимся с группой растений, тело которых не имеет известных вам органов растений - листьев, стеблей, корней и т.д. – с водорослями.
Объявление темы урока
Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет познакомиться с общей характеристикой водорослей, особенностями строения их клеток и тела, средой обитания и их классификацией.
3. Изучение нового материала.
Общая характеристика водорослей.
Рассказ учителя.
Водоросли, древнейшая группа растительных организмов, тело которых не разделено на органы, и носит название таллом или слоевище.
Известно около 30 тысяч видов.
Изучением водорослей занимается наука альгология
Среды обитания - основная масса водорослей обитает в водной среде, но встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на снегу, на стволах деревьев, в шерсти животных (ленивец), в теле других организмов в качестве симбиотиков - зооксантелла в теле лишайника).
В водной среде они могут входить в состав планктона, так и произрастать на дне водоемов, являясь бентосными организмами.
Строение слоевища.
Тело водорослей представлено талломом и не имеет настоящих тканей, а следовательно и органов – листьев, стебля, корней. Тело некоторых харовых водорослей напоминает тело наземных растений, с листьями и стеблем, но на самом деле это разветвления слоевища. Слоевище
Одноклеточные Колониальные Многоклеточные
(хламидомонада) (Улотрикс, спирогира)
По форме многоклеточное слоевище может быть нитчатым, разнонитчатыми, линейно – членистого строения (харовые), пластинчатые (ульва, улотрикс).
У водорослей, живущих на дне водоемов, тело крепится к субстрату ризоидами или пластинчатым диском.
Строение клетки водорослей.
Клетки по плану строения напоминают клетку наземных растений.
Сверху покрыты клеточной оболочкой, богатой целлюлозой и пектиновыми веществами.
Центр клетки - ядро.
Водоросли содержат хлорофилл, содержащийся в хроматофорах различного строения - грушевидного, спиралевидного (спирогира) и т.д.
Помимо хлорофилла - зеленого пигмента, в клетках водорослей могут содержаться красные и желтые пигменты.
В хроматофоре может находиться пиреноид - тельце с запасными питательными веществами – в основном углеводами.
Есть так же вакуоли и цитоплазма.
По типу питания водоросли – автотрофы, так как способны к фотосинтезу.
Значение водорослей.
Источник питательных веществ, для человека и животных,
Образователи органики и кислорода в толще воды.
Рельефообразователи (известная)
Для получения удобрений, БАДов,
Индикаторы состояния водоемов.
Биотопливо
Очистка водоемов.
Вызывают цветение водоемов
Среда обитания для других животных.
Систематика водорослей.
Рассказ учителя.
Подцарство водоросли (Phycobionta) ?
Отдел Зелёные водоросли (Chlorophyta) ?
Отдел Харовые водоросли (Charophyta) ?
Отдел Эвгленовые водоросли (Euglenophyta) ?
Отдел Золотистые водоросли (Сhrysophyta) ?
Отдел Жёлто-зелёные водоросли(Xanthophyta) ?
Отдел Диатомовые водоросли (Bacillariophyta) ?
Отдел Динофитовые водоросли (Dinophyta) ?
Отдел Криптофитовые водоросли (Cryptophyta) ?
Отдел Бурые водоросли (Phaeophyta) ?
Подцарство Багрянки (Rhodobionta) ?
Отдел Красные водоросли (Rhotophyta) ?
5. Закрепление и систематизация знаний.
Устный опрос.
Как называется наука, занимающаяся изучением водорослей?
Чем представлено тело водорослей?
Какие виды слоевищ вам известны?
В чем заключается значение водорослей для человека и животных?
Работа в тетради с печатной основой.
Рассмотреть строение клетки водоросли.
6. Подведение итогов урока и домашнее задание
7. Домашнее задание: §,конспект