4.Целеполагание и мотивация. | Сегодня мы разберем один из водных объектов суши – это реки. Открываем тетради и записываем тему урока Что вы знаете о реках? Что бы хотели узнать о реках? Итак, мы сегодня узнаем: - что такое река, ее части. - что такое речная система и ее части, - какие бывают реки - зачем они человеку А зачем нужны нам знания о реках? Знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при изучении географии, но и в повседневной жизни, так как вода и реки окружают нас в реальной жизни. На какой реке расположен город Дигора? | Дети записывают тему в тетради. Высказывают свои предположения и точку зрения. Дети читают вслух со слайда цели. Высказывают свою точку зрения. отвечают, предполагают. Отвечают: на реке Урсдон | №4 (реки) №5 (мы узнаем) №6 Река Урсдон  |
4. Изучение нового материала | Какие у нее главные отличительные признаки?
По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично) «поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный» Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку. ( Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом –руслом) Работа с учебником Стр. 150 (3 красная строка) – чтение вслух. Какое уточнение дают о реке авторы учебника? (могут временно пересыхать) Работа с атласом Откроем в атласах Физическую карту полушарий. -Как река обозначена на карте. Почему именно так? Приведите каждый примеры рек.
С помощью схемы расскажите, из каких частей состоит река? Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины. Речная долина – более широкое понижение в рельефе. Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек. Где рождается река? Найдите реки: Дон… Ангару….Терек. Где они берут свое начало: свои первые воды? Как же называется то место откуда начинается река. (работа с учебником стр 150) Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника Выбегает голубое чудо _ Русская великая река. Н.Палькин. Небольшое хвощовое болотце, окруженное с трех сторон густым еловым лесом, со дна болота бьют родники, дающие первые струйки волжской воды. Над самим волжским родником построена резная избушка, к которой ведет помост. На арке надпись №Исток великой русской реки Волга». Работа со схемой Какой тип истока не показан на схеме?
Куда несет свои воды река? Приведите примеры.
Найдите в тексте учебника, как называется то место, где река впадает в море. (стр 151) – Какими бывают типы устьев рек? Работа со схемой Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые. – Как определить, где у реки левые или правые притоки? Речная система – это главная река со всеми притоками; Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны; Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку
Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья). Практическое задание. В контурных картах р/тетрадей подпишите реки, обозначенные цифрами:
Проблемное задание: Все ли реки одинаковы? Почему они разные? Как бы вы классифицировали реки исходя из того, по какому рельефу они протекают? Вывод: По тому, в какой местности протекает река, все реки делятся на два видаравнинные и горные. Работа в группах (дети разбиваются на 2 группы) Задание: Выбрать из перечисленных характеристик те, что относятся к 1-я группа – к равнинной реке 2-я группа – к горной реке. Результаты работы отразить на доске у своей реки. (прикрепить таблички) Привести 3 примера на карте. Равнинные реки имеют: плавное и спокойное течение, русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины, разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов, русло занимает только часть плоского и широкого днища долины, развитое судоходство. Горные реки имеют: бурное и стремительное течение, относительно прямые русла, речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь, дно почти все занято руслом, неблагоприятные условия для судоходства. Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения. – При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия? Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.
Расскажите об использовании рек человеком с помощью иллюстраций слайда | Дети озвучивают разные версии
Один ученик расставляет карточки по порядку.
Работают с учебником, анализируют текст.
Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия.
Проводят анализ схемы, одновременно рисуют схему себе в тетрадь.
Определяют начало реки – исток.
Знакомятся с определением в тексте учебника.
Определяют, что отсутствует исток- подземные воды, делают добавление в схему.
Дети называют море или океан. Зачитывают текст учебника с определением.
Запись определения в тетрадь.
Анализируют схему путем комментирования вслух.
Отрабатывают умение работать с картой
Закрепляют картографические навыки
Дети предполагают, что все ткут по разным территориям, с разным рельефом. Высказывают свою точку зрения.
Работают в группах. Сообщают результаты
обобщают, делают вывод.
Анализ схем |
№7 (определение)

№8 (профиль)

№9 (исток Волги)

№ 10 (фото устьев) 
№ 11 
№12 
№ 13
№14

№15 
№16  |
5. Закрепление | Работа в парах за партой Дать описание географического положения реки (Дон, Обь, Енисей, Лена) по плану на слайде. Результат занести в тетрадь Разгадайте кроссворд (можно перенести задание на следующий урок в качестве проверки Д/З) 1. каменная неровность на реке 2. место, где река берет начало 3.граница, разделяющая соседние речные бассейны; 4.естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении 5.крутые отвесные уступы твердых пород. 6.место, где река впадает в море, океан. 7.устье реки с протоками 8.углубление, по которому течет река 9.участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку | Работают в парах за партой
порог исток водораздел река
водопад устье
дельта русло бассейнгидросфера | №17 План описания реки В какой части материка течет? Где берет начало? Куда впадает? Крупные притоки. В каком направлении течет? Объясните зависимость характератечения от рельефа. Определите источники питания реки. Каков режим реки и как он зависит от климата?
№18  |