СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "ВОДЫ СУШИ.РЕКИ"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ПОДГОТОВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЕМИ ФГОС. С ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ .НОВЫЕ СЛОВА УРОКА И Т.Д

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "ВОДЫ СУШИ.РЕКИ"»


Технологическая карта урока географии в 5 классе по ФГОС

  1. Ф.И.О. учителя: Цховребова Лариса Руслановна

  2. МБОУ «СОШ №1с.Ногир» Пригородного района

  3. Класс: 5

  4. Тема урока: Реки

  5. Тип урока:урок изучения нового

  6. Планируемые результаты:

А) Предметные: сформировать представление о реке, ее составных частях и частях речной системы , видах рек относительно рельефа, о порогах и водопадах.

Б) Метапредметные: формирование компетенций в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

В) Личностные: повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностных– осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

Б) Познавательных- поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых коррективы в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативных-умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.

7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал: карточки-задания, карточки-характеристики рек в 2-х экземплярах, карточки «равнинная», «горная»,атласы, презентация, карточки 3-х цветов.









Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

1. Оргмомент

Проверка готовности класса к уроку.


Запись даты в тетрадь

Проверяют свою готовность к уроку

Записывают дату


№1

(дата)

2. Актуализация знаний












Какую оболочку Земли мы изучаем? Что она в себя включает?

Начиная с этого урока, мы с вами знакомимся с водами суши.

Вы получаете карточки-задания: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник


Дети дают ответ: «гидросферу»



(работа в парах)

Дети выделяют лишние объекты.

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив, т.к. они находятся не на суше.

Объяснение ответа











№2, на слайде остаются только объекты внутренних вод





3.Определение темы, задач и цели урока.


Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных объектов. О каком, вам поможет определить загадка

Загадка

1_Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
2- Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).

 

 

 


Учащиеся дают ответ, что речь пойдет о реках.






№3 (загадки)


4.Целеполагание и мотивация.

Сегодня мы разберем один из водных объектов суши – это реки.

Открываем тетради и записываем тему урока

Что вы знаете о реках?

Что бы хотели узнать о реках?

Итак, мы сегодня узнаем:

- что такое река, ее части.

- что такое речная система и ее части,

- какие бывают реки

- зачем они человеку

А зачем нужны нам знания о реках?

Знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при изучении географии, но и в повседневной жизни, так как вода и реки окружают нас в реальной жизни.


На какой реке расположен город Дигора?



Дети записывают тему в тетради.


Высказывают свои предположения и точку зрения.


Дети читают вслух со слайда цели.


Высказывают свою точку зрения.

отвечают, предполагают.






Отвечают: на реке Урсдон

№4

(реки)







№5

(мы узнаем)








№6

Река Урсдон

4. Изучение нового материала

Какие у нее главные отличительные признаки?



По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)

«поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный»

Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку.

( Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом –руслом)

Работа с учебником

Стр. 150 (3 красная строка) – чтение вслух.

Какое уточнение дают о реке авторы учебника? (могут временно пересыхать)

Работа с атласом

Откроем в атласах Физическую карту полушарий.

-Как река обозначена на карте. Почему именно так?

Приведите каждый примеры рек.



С помощью схемы расскажите, из каких частей состоит река?

  • Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.

  • Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

  • Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.

Где рождается река?

Найдите реки: Дон… Ангару….Терек.

Где они берут свое начало: свои первые воды?

Как же называется то место откуда начинается река. (работа с учебником стр 150)

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо _

Русская великая река. Н.Палькин.

Небольшое хвощовое болотце, окруженное с трех сторон густым еловым лесом, со дна болота бьют родники, дающие первые струйки волжской воды. Над самим волжским родником построена резная избушка, к которой ведет помост. На арке надпись №Исток великой русской реки Волга».

Работа со схемой

Какой тип истока не показан на схеме?









Куда несет свои воды река?

Приведите примеры.



Найдите в тексте учебника, как называется то место, где река впадает в море. (стр 151)

– Какими бывают типы устьев рек?

  • Эстуарий – воронкообразное устье реки.

  • Дельта – устье реки с протоками;

Работа со схемой

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки?

  • Речная система – это главная река со всеми притоками;

  • Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;

Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку



Самая протяженная река мира – Нил (6671 км),

самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

Практическое задание.

В контурных картах р/тетрадей подпишите реки, обозначенные цифрами:



 Проблемное задание:

Все ли реки одинаковы? Почему они разные?

Как бы вы классифицировали реки исходя из того, по какому рельефу они протекают?

Вывод:

По тому, в какой местности протекает река, все реки делятся на два видаравнинные и горные.

Работа в группах (дети разбиваются на 2 группы)

Задание:

Выбрать из перечисленных характеристик те, что относятся к 1-я группа – к равнинной реке

2-я группа – к горной реке.

Результаты работы отразить на доске у своей реки. (прикрепить таблички)

Привести 3 примера на карте.

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,

  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,

  • разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,

  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,

развитое судоходство.


Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,

  • относительно прямые русла,

  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,

  • дно почти все занято руслом,

  • неблагоприятные условия для судоходства.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты.

 Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем.

Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.



Расскажите об использовании рек человеком с помощью иллюстраций слайда

Дети озвучивают разные версии







Один ученик расставляет карточки по порядку.





Работают с учебником, анализируют текст.







Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия.



Проводят анализ схемы, одновременно рисуют схему себе в тетрадь.









Определяют начало реки – исток.



Знакомятся с определением в тексте учебника.

























Определяют, что отсутствует исток- подземные воды, делают добавление в схему.



Дети называют море или океан.

Зачитывают текст учебника с определением.





Запись

определения в тетрадь.







Анализируют схему путем комментирования вслух.

























Отрабатывают умение работать с картой







Закрепляют картографические навыки







Дети предполагают, что все ткут по разным территориям, с разным рельефом.

Высказывают свою точку зрения.













Работают в группах.

 

Сообщают результаты







обобщают, делают вывод.



























Анализ схем



 



 

 





 

№7 (определение)





















№8

(профиль)

























№9

(исток Волги)























№ 10 (фото устьев)





№ 11

























№12



№ 13



























№14



































№15

























№16

5. Закрепление

Работа в парах за партой

Дать описание географического положения реки (Дон, Обь, Енисей, Лена) по плану на слайде. Результат занести в тетрадь

Разгадайте кроссворд (можно перенести задание на следующий урок в качестве проверки Д/З)

1. каменная неровность на реке

2. место, где река берет начало

3.граница, разделяющая соседние речные бассейны;

4.естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении

5.крутые отвесные уступы твердых пород.

6.место, где река впадает в море, океан.

7.устье реки с протоками

8.углубление, по которому течет река

9.участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку

Работают в парах за партой









порог 

исток

водораздел

река



водопад

устье



дельта

русло

бассейнгидросфера

№17 

План описания реки

В какой части материка течет?

Где берет начало?

Куда впадает?

Крупные притоки.

В каком направлении течет?

Объясните зависимость характератечения от рельефа.

Определите источники питания реки.

Каков режим реки и как он зависит от климата?



№18

6. Рефлексия

А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте.

А чтобы оценить, свою работу на уроке, возьмите карточки того цвета в руки , которая соответствует вашей оценке на уроке ( карточки располагаются на партах и красная карточка – «5», зеленая «4», Синяя «3»

Откройте дневники поставьте сами себе оценку за урок, оставив дневники открытыми.

Музыкальная пауза: давайте немного отдохнем закроем глазки и представим себе, что вы белое, пушистое облако, которое медленно и плавно плывет по небу (звучит музыка)

(Учитель в это время ставит роспись в дневниках)

Оценивают ответы друг друга.



Оценивают свою работу на уроке.

 









 

.

 

 

№19 

  





№20



7. Домашнее задание

запишите домашнее: задание §27, стр 175





 Записывают домашнее задание



№23, стр.150-155, выполнить задания 1, 2 от «теории к практике»







Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник