СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления» - четвертый при изучении темы «Математические основы информатики» по учебнику Л.Л. Босовой. Повышению познавательной активности учащихся на этапе закрепления материала способствует использование электронной рабочей тетради собственной разработки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».»










Разработка урока

«Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».




Ламонова Наталья Александровна

Учитель физики и информатики и ИКТ

МБОУ «Кокинская ООШ»

Урок 4.

Тема урока: «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления».

Цели урока:

  • образовательные – выяснить, почему именно двоичная система счисления используется в компьютере, показать связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления; сформировать знания и умения перевода небольших десятичных и двоичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

  • развивающие – умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;

  • воспитательные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Задачи:

1) рассмотрение восьмеричной системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в восьмеричную систему счисления

3) рассмотрение шестнадцатеричной системы счисления как знаковой системы;

4) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления;

5) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления;

6) характеристика двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления с точки зрения их использования в компьютерной технике.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

  • система счисления;

  • цифра;

  • алфавит;

  • основание;

  • развёрнутая форма записи числа;

  • двоичная система счисления;

  • восьмеричная система счисления;

  • шестнадцатеричная система счисления.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Презентация «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления»

  2. Электронная рабочая тетрадь «Системы счисления»

ХОД УРОКА

I Организационный момент (2 мин)

II Повторение. Введение в тему (8 мин)

Ей было 1100 лет,
Она в 101 класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.  
Она ловила каждый звук
Своими 10 ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля 10 ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С 1 хвостом, зато 100-ногий.  
И 10 темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймешь ты мой рассказ.

А. Н. Стариков

«Необыкновенная девочка»

В чем необычность девочки, по словам автора? В чем загадка стихотворения? (Слайд 1)

В какой системе счисления автор указал количество. (В двоичной)

Где используется эта система счисления? ( В компьютерной технике)

Постановка проблемного вопроса

Какую систему счисления используем мы – люди? (Десятичную) Как вы думаете, с чем это связано? (Да, это обусловлено нашей физиологией.)

Почему же в компьютере используется именно двоичная система счисления?

Слайды 2-5






Сегодня мы рассмотрим еще две системы счисления, которые, как и двоичная, часто используются в информатике.

Как вы думаете, о каких системах счисления идет речь?

– Это восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Слайд 6

Сообщение темы урока

Итак, тема урока «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления»

Слайд 7

III Изучение нового материала. (15 мин)

Восьмеричная система счисления

Слайд 8

Давайте вспомним, как перевести десятичное число в двоичную систему счисления?

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Правило перевода двоичных чисел в восьмеричную систему счисления

Слайд 12

Слайд 13 Знакомство с таблицей триад

Слайд 14

Физкультминутка для глаз.

Шестнадцатеричная система счисления

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Правило перевода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

Для перевода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную необходимо шестнадцатеричное число представить в виде суммы степеней шестнадцати и найти ее десятичное значение.

Слайд 17 Правило перевода двоичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления

Слайд 18


Знакомство с таблицей тетрад (Слайд 19)

Физкультминутка

А теперь, я предлагаю немного отдохнуть!

Под музыку выполняют предложенное упражнение.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево - вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх - вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук))

IV Закрепление. Практическая работа. (10 мин)

Слайд 20, 21, 22.

Работа с электронной рабочей тетрадью на страницах восьмеричная система счисления

и шестнадцатеричная система счисления.


V Домашнее задание

Слайд 23 Заполни таблицу, переведя число из заданной системы счисления в оставшиеся.

Основание 2

Основание 8

Основание 16

1111110



1101010




Основание 10

Основание 8

Основание 16

256



1234



400



2012






VI Рефлексия

Слайд 24 «Плюс, минус, Интересно»

В графу «П» - «плюс» - запишите всё, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» - запишите всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» - запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



Плюс

Минус

Интересно

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!