"Выразительные средства графики"
Урок по предмету работа в материале
1 класс
Автор: Сатиева Резеда Расимовна,
преподаватель художественного отделения ДШИ
Бирск 2015 г.
Конспект урока - беседы об искусстве.
Тема урока " Выразительные средства графики "
Цель: Знакомство с выразительными средствами графики.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить детей с выразительными возможностями графики: точкой, линией, штрихом, пятном.
Ознакомить с видами линий, штриховкой.
Дать понятия: контур, силуэт.
Дать сведения о происхождение силуэта, способе создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней).
Развивающие:
Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей
Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.
Оборудование:
- для учителя: наглядные пособия (работы учащихся и репродукций художников), доска, мел, телевизор, видеоматериал (театр теней).
- для учеников: ручка, тетрадь
Структура урока:
1. Орг.момент.
2. Основная часть:
- Сообщение новой темы и постановка цели.
- Актуализация знаний и введение новых знаний.
3. Итог урока: опрос, обсуждение.
Ход занятия:
Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего занятия: Выразительные средства графики. Тема вам уже знакомая, т.к. мы касались ее на занятиях по графической композиции, рисунку и, обобщенно, на беседе об искусстве. Кто мне назовет выразительные средства графики? Это точка, линия, штрих, пятно.
Что же из себя представляет точка? Все изображения начинаются с точки. Точка - это первое, что появляется на листе. Точка - структурный элемент точечной техники. Множась по поверхности она образует графическое пятно. Форма точки зависит от инструмента, которым она наносится на плоскость. Точка в еще большей степени предоставляет возможность выражения пространства, но с непосредственно средовыми свойствами. Так же как и штрих, точка позволяет передавать тональное разнообразие графики, но обладает специфическими качествами фактуры (Приложение 1). Однако в отличие от линии, совершенно лишена каких-либо признаков эмоциональной экспрессии в своем выражении. Это скорей безличностное и очень технологичное графическое средство.
Перейдем к следующему выразительному средству графики - линии. Линия - это условное средство изображения, изобретенное человеком в отдаленные доисторические времена, в самом начале зарождения изобразительного искусства (Приложение 2). Ею пользуются и по сей день, как основным средством исполнения рисунка. Линейный рисунок о многом “умалчивает”, он не передает ни цвета, ни тона предметов, ничего не говорит о материале, из которого они сделаны. Таким образом, художник располагает очень скупыми выразительными средствами: только линией, которая передает очертания предметов. Но, оказывается, если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое. Изображая, например, человека, можно “схватить” его движение, повадку, характер (Приложение 3).
Линии бывают разные. Так, из всего многообразия различных по характеру линий, можно упрощенно выделить три вида:
линия одной толщины, точная и цельная;
линия разной толщины;
бурные, рваные линии, словно нанесенные дрожащей рукой (Использование классной доски).
С помощью линий можно создавать необходимые «психологические качества» проектируемой формы, выражать динамику, вес, массу, которые ассоциативно воздействуют на зрительное восприятие.
Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создавая впечатление веса, массы.
Вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости.
Диагональные - динамику.
Горизонтальные - покой,
Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести (Использование классной доски).
Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Контур - линия, очерчивающая силуэт предмета или отдельной его детали. Контур обладает большой художественной выразительностью , придавая произведению большую экспрессию и динамизм (Приложение 4).
Практически всегда с линией переплетается еще одно выразительное средство графики – штрих. Штрихи – это короткие параллельные линии, расположенные очень близко друг к другу так, чтобы получилось штриховое пятно. Штрихи бывают толстые, тонкие, прямые, пересекающиеся, наносятся с разным нажимом (Использование классной доски). Художник может передавать разное настроение в картине, используя разнообразный наклон штриха (Приложение 5). Также сила нажима на карандаш играет большую роль. Штрих может быть тёмным или светлым, мягким или жёстким. В задачу штриха входит создание представления не только о контурных очертаниях объекта, но и о его объемной форме, светотеневой моделировке.
Выполнение графических работ возможно при использовании еще одного выразительного средства – пятна. Пятно может получиться наложением штриховки в разных направлениях, а так же при помощи заливки плоскостей (Приложение 6).
В массе и контуре некоторых предметов очень ярко выражается характер, движение и другие свойства. Поэтому для их изображения избирают иногда простейший вид тонового рисунка - силуэт - контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном. Силуэт — изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т.е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. Силуэты обыкновенно рисуются черной краской на белой бумаге или вырезываются из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую. Искусство силуэта возникло в Китае (так наз. китайские тени) и, вероятно, оттуда проникли в Европу, прежде всего во Францию, где в половине XVIII ст. сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура лица, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы (Приложение 7). Самое название силуэт родилось во Франции: они получили название от имени министра Франции Этьена Силуетта (1709—1767), известного скупостью и узкими взглядами. Парижский мир презрительно называл силуэтами всё мелкое, дешевое и непрестижное, между прочим и нового рода портреты (portraits u la Silhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными. Тем не менее, любители силуэта и искусники их делать появлялись не только во Франции, но и в других странах. Не нуждаясь в особых условиях, красках и устройствах, силуэт не умер, он переместился в произведения декоративно-прикладного искусства - это табакерки с силуэтами, вышивки, инкрустации, силуэты на фарфоре (Приложение 8); и в театр теней. Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны (Приложение 9). В современном театре теней также используется подсветка и экран, но вместо марионеток в нем выступают тени самих актеров (Приложение 10, видеоматериал).
Подведение итогов.
Выразительные средства графики? (Точка, линия, штрих, пятно)
Что такое контур? (Линия, очерчивающая силуэт предмета или отдельной его детали)
Что такое силуэт? (Контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном)
Где возник силуэт? (Китай)
Где используется силуэт? (ДПИ, театр теней)
Урок окончен. Спасибо за работу.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2

Приложение 3


Приложение 4


А.Матисс. Женский портрет. П.Пикассо. Портрет Игоря Стравинского
Приложение 5


Белобородова Анна, портрет Мансуров Расим, портрет
Приложение 6

Приложение 7


Дмитрий Митрохин, силуэт
Приложение 8



Приложение 9

Приложение 10