Тема урока: М.М. Зощенко «Золотые слова». |
Тип (форма проведения): Урок открытия новых знаний. |
Задачи: -познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; -создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом; - создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению. -формировать умение видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы. |
Планируемые результаты |
Предметные: -интерес к чтению, развитие речи и обогащение словарного запаса детей; -мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке при анализе литературного произведения. | Метапредметные: -способствовать развитию интереса к чтению; -способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; -стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке; -развивать умения высказывать свою точку зрения и слушать мнение других; -развивать внимание, аккуратность, умение осуществлять самоконтроль и корректировать собственные ошибки. | Личностные: -создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям; -воспитывать любовь к книгам и чтению. |
Межпредметные связи: история, русский язык. |
Ресурсы урока: проектор, презентация, аудиозапись с рассказом, учебник по литературному чтению 3 класс Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого «Школа России», рабочая тетрадь по литературному чтению, рассказ «Навестила». |
Ход урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Примечание |
Организационный момент. | -Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, ручка, тетрадь. | - готовят своё рабочее место. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. | |
Актуализация знаний. | - Прежде чем узнать тему нашего урока мы познакомимся с небольшим рассказом Валентина Александровны Осеевой, который называется «Навестила» (Приложение 1). После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся – воспитанный человек?» (вопрос записан на доске). Ответ свой обоснуйте. -Я читаю, вы внимательно слушаете - Муся – воспитанный человек? -А как вы думаете, какого человека можно назвать воспитанным? - Верно, молодцы ребята. | -у каждого на парте лежит текст. Дети внимательно слушают учителя, глядя в текст. -Муся безразлична к просьбам больной подруги. Посещая Валю, Муся не облегчила её страдания. Вряд ли Вале захочется, чтобы Муся ещё раз к ней пришла. Я считаю, что Муся – невоспитанный человек. -человека с хорошими манерами, который не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, умение участвовать в диалоге. Регулятивные: оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм | |
Подготовка к изучению нового материала. Постановка темы и цели урока. | На экране появляется портрет писателя. -Знаете ли вы, этого человека? Слайд №2 -Что вы о нём знаете? -Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко. -Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? Слайд № 3 -Какие произведения М.Зощенко вы читали? На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг и читательских альбомов. -Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». Слайд № 4 -Посмотрите на слайд и сформулируйте тему нашего урока? Слайд № 5 -Ребята попробуйте предположить, о чем будем говорить сегодня на уроке? -Верно, молодцы. | -Михаил Михайлович Зощенко. -учащийся рассказывает подготовленный дома материал, учитель добавляет. Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии. Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. -если учащиеся знают, то говорят, если нет, то читают информацию на слайде: уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью. -учащиеся зачитывают несколько отзывов о ранее прочитанных произведениях из своих читательских альбомов. -Михаил Михайлович Зощенко «Золотые слова». -сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение «Золотые слова», в котором будет говориться, о воспитанности. | Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность. Познавательные: подтверждать свои мысли словами из текста; ориентироваться в тексте. | |
Ознакомление с новым материалом. | -Как мы уже говорили, Михаил Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. -Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». -Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? -Какие слова могут считаться «золотыми»? -Ребята, а вы употребляете в своей речи «волшебные слова»? Какие? -Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова. Словарная работа. На слайде записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте. - Проверяем. Слайд № 6 | -слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота. -волшебные, дорогие, ценные, нужные. -спасибо, простите, извините, доброй ночи, до свидания, доброе утро и т.д. -у детей на партах лежат задание «Найди соответствие», ребята работают в парах. | Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа. | |
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. | Прием «Чтение по частям». -Ребята, данный текст (приложение 1) мы разобьём на несколько частей, на которых предлагается ответить на вопросы. Поэтому нужно слушать очень внимательно. 1 часть рассказа, мы прослушаем по аудиозаписи (заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) . Вопросы: -От чего имени ведётся рассказ? -Почему дети любили ужинать со взрослыми? -Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? -Как наказал отец Миньку и Лёлю? -Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. -Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? Лексическая работа. -Ребята, а как вы понимаете устойчивые словосочетания. Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки. Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. Желала загладить происшествие - исправить положение | -внимательно слушают. -рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора. -свои ответы дети подтверждают словами из текста. - ответы учащихся. - предполагаемые ответы учеников. -объясняют своими словами. | Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, анализировать текст, выделять главное, видеть основную мысль, идею произведения. | |
| Физминутка Мы дружно трудились, немного устали. Быстро все сразу за партами встали. Руки поднимем, потом разведём И очень глубоко всей грудью вздохнём. | - повторяют движения за учителем. | | |
Продолжение чтения произведения. | 2 остановка. -2-ю часть рассказа мы будем читать по цепочке. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) Вопросы: -Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? -Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? -Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. -Как изменилось поведение Лёли и Миньки? -Почему это произошло? -Как вы думаете, чем закончится рассказ? - А как закончится рассказ вы узнаете на следующем уроке. | -дети читают по цепочке, следят за чтением друг друга. -находят ответы в тексте рассказа. -высказывают свои предположения. | Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам. Познавательные: умение анализировать выразительное чтение одноклассников. | |
Рефлексия. | - Давайте вспомним тему нашего урока. - С творчеством, какого автора мы сегодня познакомились? - Как называется рассказ, который начали изучать? - А какие слова могут считаться «золотыми»? - Молодцы, вы хорошо поработали, спасибо за работу. | -называют тему. - М.М. Зощенко. - «Золотые слова» -волшебные, дорогие, ценные, нужные. | Регулятивные: рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов. | |
Д/З | -Запишите д/з. составить список "золотых" слов (можно вместе с родителями) слайд № 7. | -записывают домашнее задание. | | |