СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "З класс Зощенко "Золотые слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "З класс Зощенко "Золотые слова" литературное чтение Л.Ф. Климанова

Просмотр содержимого документа
«Зощенко литературное чтение золотые слова»

Тема урока: М.М. Зощенко «Золотые слова».

Тип (форма проведения): Урок открытия новых знаний.

Задачи:

-познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко;

-создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом;

- создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.

-формировать умение видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные:

-интерес к чтению, развитие речи и обогащение словарного запаса детей;

-мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке при анализе литературного произведения.


Метапредметные:

-способствовать развитию интереса к чтению;

-способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей;

-стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке;

-развивать умения высказывать свою точку зрения и слушать мнение других;

-развивать внимание, аккуратность, умение осуществлять самоконтроль и корректировать собственные ошибки.

Личностные:

-создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям;

-воспитывать любовь к книгам и чтению.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Ресурсы урока: проектор, презентация, аудиозапись с рассказом, учебник по литературному чтению 3 класс Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого «Школа России», рабочая тетрадь по литературному чтению, рассказ «Навестила».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Примечание

Организационный момент.

-Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, ручка, тетрадь.

- готовят своё рабочее место.






Регулятивные:  организовывать своё рабочее место.








Актуализация знаний.

















- Прежде чем узнать тему нашего урока мы познакомимся с небольшим рассказом Валентина Александровны Осеевой, который называется «Навестила» (Приложение 1). После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся – воспитанный человек?» (вопрос записан на доске). Ответ свой обоснуйте.

-Я читаю, вы внимательно слушаете


- Муся – воспитанный человек?



-А как вы думаете, какого человека можно назвать воспитанным?



- Верно, молодцы ребята.




-у каждого на парте лежит текст. Дети внимательно слушают учителя, глядя в текст.




-Муся безразлична к просьбам больной подруги. Посещая Валю, Муся не облегчила её страдания. Вряд ли Вале захочется, чтобы Муся ещё раз к ней пришла. Я считаю, что Муся – невоспитанный человек.


-человека с хорошими манерами, который не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться.


Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, умение участвовать в диалоге.



Регулятивные: оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм







Подготовка к изучению нового материала. Постановка темы и цели урока.

На экране появляется портрет писателя.

-Знаете ли вы, этого человека? Слайд №2


-Что вы о нём знаете?




















-Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.

-Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? Слайд № 3





-Какие произведения М.Зощенко вы читали? На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг и читательских альбомов.

-Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». Слайд № 4

-Посмотрите на слайд и сформулируйте тему нашего урока? Слайд № 5

-Ребята попробуйте предположить, о чем будем говорить сегодня на уроке?

-Верно, молодцы.




-Михаил Михайлович Зощенко.

-учащийся рассказывает подготовленный дома материал, учитель добавляет. Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.





-если учащиеся знают, то говорят, если нет, то читают информацию на слайде: уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.

-учащиеся зачитывают несколько отзывов о ранее прочитанных произведениях из своих читательских альбомов.






-Михаил Михайлович Зощенко «Золотые слова».

-сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение «Золотые слова», в котором будет говориться, о воспитанности.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность.

Познавательные: подтверждать свои мысли словами из текста; ориентироваться в тексте.



Ознакомление с новым материалом.


-Как мы уже говорили, Михаил Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова».

-Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

-Какие слова могут считаться «золотыми»?


-Ребята, а вы употребляете в своей речи «волшебные слова»? Какие?


-Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова.

Словарная работа.

На слайде записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.

- Проверяем. Слайд № 6












-слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.


-волшебные, дорогие, ценные, нужные.

-спасибо, простите, извините, доброй ночи, до свидания, доброе утро и т.д.








-у детей на партах лежат задание «Найди соответствие», ребята работают в парах.



Познавательные:  выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.



Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.


Прием «Чтение по частям».

-Ребята, данный текст (приложение 1) мы разобьём на несколько частей, на которых предлагается ответить на вопросы. Поэтому нужно слушать очень внимательно.

1 часть рассказа, мы прослушаем по аудиозаписи (заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) .

Вопросы:

-От чего имени ведётся рассказ?


-Почему дети любили ужинать со взрослыми?


-Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

-Как наказал отец Миньку и Лёлю?

-Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

-Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

-Ребята, а как вы понимаете устойчивые словосочетания.

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие - исправить положение







-внимательно слушают.



-рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

-свои ответы дети подтверждают словами из текста.





- ответы учащихся.


- предполагаемые ответы учеников.



-объясняют своими словами.
















Познавательные:  выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, анализировать текст, выделять главное, видеть основную мысль, идею произведения.





Физминутка

Мы дружно трудились,  немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём.

- повторяют движения за учителем.




Продолжение чтения произведения.


2 остановка.

-2-ю часть рассказа мы будем читать по цепочке.

(2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Вопросы:

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

-Почему это произошло?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

- А как закончится рассказ вы узнаете на следующем уроке.


-дети читают по цепочке, следят за чтением друг друга.








-находят ответы в тексте рассказа.










-высказывают свои предположения.

Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.


Познавательные: 

умение анализировать выразительное чтение одноклассников.







Рефлексия.

- Давайте вспомним тему нашего урока.

- С творчеством, какого автора мы сегодня познакомились?

- Как называется рассказ, который начали изучать?

- А какие слова могут считаться «золотыми»?

- Молодцы, вы хорошо поработали, спасибо за работу.


-называют тему.



- М.М. Зощенко.


- «Золотые слова»


-волшебные, дорогие, ценные, нужные.

Регулятивные: рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.



Д/З

-Запишите д/з.

составить список "золотых" слов (можно вместе с родителями) слайд № 7.

 


-записывают домашнее задание.




Просмотр содержимого презентации
«prez_1»

Михаил Михайлович   Зощенко  (1894 – 1958 г г.)  писатель –  сатирик

Михаил Михайлович

Зощенко

(1894 – 1958 г г.)

писатель –

сатирик

Государственный литературно – мемориальный музей  М.М.Зощенко в городе Санкт-Петербурге Уникальность музея состоит в том , что в кабинете все вещи подлинные, обстановка, в кото- рой жил писатель, воссоздана с детальной точностью .

Государственный литературно – мемориальный музей М.М.Зощенко в городе Санкт-Петербурге

Уникальность музея состоит в

том , что в кабинете все вещи подлинные, обстановка, в кото-

рой жил писатель, воссоздана

с детальной точностью .

Рассказы

Рассказы

"Показательный ребенок":

  • Глупая история
  • Показательный ребенок
  • Тамара
  • Трусишка Вася
  • Самое главное
  • Любимое занятие
  • Кто ваши родители?
  • Смелый, да не очень

"Леля и Минька":

  • Елка
  • Бабушкин подарок
  • Галоши и мороженное
  • Не надо врать
  • Через тридцать лет
  • Находка
  • Великие путешественники
  • Золотые слова

Михаил Михайлович Зощенко  «Золотые слова»

Михаил Михайлович Зощенко «Золотые слова»

Факт – Соблазн  –  Дёготь  – Абсурд  –
  • Факт –
  • Соблазн
  • Дёготь
  • Абсурд

Найди соответствие

тёмное смолистое вещество, добываемое

путём сухой перегонки дерева , торфа , угля .

нелепость , бессмыслица .

действительное событие , явление , то ,

что произошло в действительности .

искушение , приманка , нечто влекущее .

Домашнее задание  Составить список

Домашнее задание

Составить список "золотых" слов (можно вместе с родителями).

Желаю успехов !

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя