СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Закон сохранения импульса"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала с использованием игровых и компъютерных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Закон сохранения импульса"»

Конспект урока по физике в 9 классе

по теме: «Закон сохранения импульса»



Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • Образовательные:

    • познакомить учащихся с понятиями: «импульс тела», «замкнутая система», «реактивное движение»;

    • научить обучающихся характеризовать физические величины (импульс тела), применять логическую схему при выводе закона сохранения импульса, формулировать закон, записывать его в виде уравнения, объяснять принцип реактивного движения, объяснять назначение, устройство, принцип действия ракеты.

  • Развивающие:

    • развивать память, мышление, речь, внимание.

  • Воспитательные:

    • воспитать положительное отношение к изучению физики;

    • на примерах научной деятельности великих русских ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева воспитать достойное отношение к физическим открытиям и научному труду.

Оборудование: воздушный шарик, резиновая трубка, верхний конец которой соединен с воронкой, а нижний надет на изогнутую стеклянную трубочку, сегнетово колесо, презентация «Реактивное движение», логическая схема по теме «Закон сохранения импульса».

ХОД УРОКА


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время, примечания

1

Организационный момент

Приветствие, устанавливает положительный эмоциональный настрой у обучающихся

Отвечают на приветствие

1 мин.

2

Постановка задачи урока

Поясняет, в чем заключается цель урока и что необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели:
– Во время объяснения нового материала вам необходимо будет составить вопросы для ДЭЗ по нашей теме. Если вы помните: вопросы должны содержать самые основные, самые важные факты, изученные на этом уроке. Для этого подготовьте, пожалуйста, таблицы в тетрадях для ДЭЗ.

Учащиеся выполняют подготовительный этап для изучения новой темы: – подготовка таблицы для записи ДЭЗ-доминирующие элементы знаний
– таблица для структурной схемы;
– запись домашнего задания.

7 мин.

Приложение 1

– Используя структурную схему и § 21- 23 учебника ответить на вопросы в таблице ДЭЗ

3

Изучение новой темы

Объясняет новый материал, сопровождая его демонстрациями, использует презентацию по теме

Составляют и записывают вопросы в тетрадь для ДЭЗ, при помощи учителя заполняют структурную схему

25 мин.

см. рассказ к структурной схеме

4

Закрепление изученного материала

Обсуждение вопросов, которые обучающиеся составляли во время объяснения материала:
– в соответствии с установленными правилами составления вопросов для ДЭЗ, прочитайте ваши вопросы. Соблюдайте, пожалуйста, последовательность и четкость в формулировании вопросов.

Решение кроссворда по новой теме

Предлагают свои вопросы, которые совместно обсуждаются, предлагаются наилучшие варианты.

Решают кроссворд по теме урока.

10 мин.

5














Подведение итогов

Сегодня на уроке мы с вами изучили новые величины, явление, закон.

– О какой величине вы узнали?
– С каким явлением познакомились?
– Какой физический закон вывели?
– О деятельности, каких ученых узнали?


Учащиеся отвечают:

– Импульс тела.
– Реактивное движение.
– Закон сохранения импульса.
– К.Э.Циолковский, С.П.Королев.

3 мин.

Выставление оценок за самостоятельную работу по составлению вопросов

Рассказ к структурной схеме по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение»

1. Иногда для решения задач, касающихся движения и взаимодействия тел, недостаточно знать одни законы Ньютона. Бывают ситуации, когда очень трудно определить действующие на тело силы. Тогда используют такую величину как импульс тела.
Импульс тела – это векторная величина, равная произведению массы на его скорость.

;

За единицу измерения принимают импульс тела массой 1 кг, движущегося со скоростью 1 м/с.

2. Рассмотрим движение воздушного шарика: струя воздуха, вырывающаяся из шарика, движется, приобретая импульс. Сам шарик движется в противоположном направлении, т.е. его импульс направлен противоположно импульсу воздуха. Можно предположить следующее: до того как воздух стал выходить из шарика, их векторная сумма импульсов была равна нулю. После того, как воздух приобрел импульс, у шарика тоже появился импульс, но противоположно направленный. Следовательно, векторная сумма их импульсов снова равна нулю.

3. Именно в этом заключается закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.

Используя логическую схему (соответствующая схема иллюстрируется с помощью интерактивной доски) выводим закон.

Рисунок 1

Рисунок 2

4. Итак, объяснить движение шарика можно, используя закон сохранения импульса. Рассмотрим еще примеры, подтверждающие этот закон: движение сегнетова колеса, отклонение резиновой трубки со стеклянным изогнутым наконечником. Демонстрация слайдов презентации (Приложение 2, слайды 2, 3, 4)
Эти виды движения являются примером реактивного движения – такого движения, при котором от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего само тело движется в противоположную сторону.

5. Примером проявления реактивного движения в природе служит движение осьминогов, кальмаров, медуз и др. (Приложение 2, слайд 11)
Принцип реактивного движения широко применяется в авиации и космонавтике (Приложение 2, слайды 7, 8). Следствия из закона сохранения импульса следует учитывать и многим специалистам, а так же военным (Приложение 2, слайды 9, 10)

Далее, коротко рассматриваем устройство и принцип действия ракет-носителей; биографические сведения и основной вклад в развитие космонавтики ученых К.Э.Циолковского и С.П.Королева(Приложение 2, слайды 5, 6).

6. Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!