Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Закон сохранения импульса"»
Конспект урока по физике в 9 классе
по теме: «Закон сохранения импульса»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с понятиями: «импульс тела», «замкнутая система», «реактивное движение»;
научить обучающихся характеризовать физические величины (импульс тела), применять логическую схему при выводе закона сохранения импульса, формулировать закон, записывать его в виде уравнения, объяснять принцип реактивного движения, объяснять назначение, устройство, принцип действия ракеты.
Развивающие:
Воспитательные:
воспитать положительное отношение к изучению физики;
на примерах научной деятельности великих русских ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева воспитать достойное отношение к физическим открытиям и научному труду.
Оборудование: воздушный шарик, резиновая трубка, верхний конец которой соединен с воронкой, а нижний надет на изогнутую стеклянную трубочку, сегнетово колесо, презентация «Реактивное движение», логическая схема по теме «Закон сохранения импульса».
ХОД УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время, примечания |
1 | Организационный момент | Приветствие, устанавливает положительный эмоциональный настрой у обучающихся | Отвечают на приветствие | 1 мин. |
2 | Постановка задачи урока | Поясняет, в чем заключается цель урока и что необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели: – Во время объяснения нового материала вам необходимо будет составить вопросы для ДЭЗ по нашей теме. Если вы помните: вопросы должны содержать самые основные, самые важные факты, изученные на этом уроке. Для этого подготовьте, пожалуйста, таблицы в тетрадях для ДЭЗ. | Учащиеся выполняют подготовительный этап для изучения новой темы: – подготовка таблицы для записи ДЭЗ-доминирующие элементы знаний – таблица для структурной схемы; – запись домашнего задания. | 7 мин. Приложение 1 – Используя структурную схему и § 21- 23 учебника ответить на вопросы в таблице ДЭЗ |
3 | Изучение новой темы | Объясняет новый материал, сопровождая его демонстрациями, использует презентацию по теме | Составляют и записывают вопросы в тетрадь для ДЭЗ, при помощи учителя заполняют структурную схему | 25 мин. см. рассказ к структурной схеме |
4 | Закрепление изученного материала | Обсуждение вопросов, которые обучающиеся составляли во время объяснения материала: – в соответствии с установленными правилами составления вопросов для ДЭЗ, прочитайте ваши вопросы. Соблюдайте, пожалуйста, последовательность и четкость в формулировании вопросов. Решение кроссворда по новой теме | Предлагают свои вопросы, которые совместно обсуждаются, предлагаются наилучшие варианты. Решают кроссворд по теме урока. | 10 мин. |
5
| Подведение итогов | Сегодня на уроке мы с вами изучили новые величины, явление, закон. – О какой величине вы узнали? – С каким явлением познакомились? – Какой физический закон вывели? – О деятельности, каких ученых узнали? | Учащиеся отвечают: – Импульс тела. – Реактивное движение. – Закон сохранения импульса. – К.Э.Циолковский, С.П.Королев. | 3 мин. Выставление оценок за самостоятельную работу по составлению вопросов |
Рассказ к структурной схеме по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение»
1. Иногда для решения задач, касающихся движения и взаимодействия тел, недостаточно знать одни законы Ньютона. Бывают ситуации, когда очень трудно определить действующие на тело силы. Тогда используют такую величину как импульс тела.
Импульс тела – это векторная величина, равная произведению массы на его скорость.
;
За единицу измерения принимают импульс тела массой 1 кг, движущегося со скоростью 1 м/с.
2. Рассмотрим движение воздушного шарика: струя воздуха, вырывающаяся из шарика, движется, приобретая импульс. Сам шарик движется в противоположном направлении, т.е. его импульс направлен противоположно импульсу воздуха. Можно предположить следующее: до того как воздух стал выходить из шарика, их векторная сумма импульсов была равна нулю. После того, как воздух приобрел импульс, у шарика тоже появился импульс, но противоположно направленный. Следовательно, векторная сумма их импульсов снова равна нулю.
3. Именно в этом заключается закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.
Используя логическую схему (соответствующая схема иллюстрируется с помощью интерактивной доски) выводим закон.
Рисунок 1
Рисунок 2
4. Итак, объяснить движение шарика можно, используя закон сохранения импульса. Рассмотрим еще примеры, подтверждающие этот закон: движение сегнетова колеса, отклонение резиновой трубки со стеклянным изогнутым наконечником. Демонстрация слайдов презентации (Приложение 2, слайды 2, 3, 4)
Эти виды движения являются примером реактивного движения – такого движения, при котором от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего само тело движется в противоположную сторону.
5. Примером проявления реактивного движения в природе служит движение осьминогов, кальмаров, медуз и др. (Приложение 2, слайд 11)
Принцип реактивного движения широко применяется в авиации и космонавтике (Приложение 2, слайды 7, 8). Следствия из закона сохранения импульса следует учитывать и многим специалистам, а так же военным (Приложение 2, слайды 9, 10)
Далее, коротко рассматриваем устройство и принцип действия ракет-носителей; биографические сведения и основной вклад в развитие космонавтики ученых К.Э.Циолковского и С.П.Королева(Приложение 2, слайды 5, 6).
6. Рефлексия.