Тема урока: Знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Этапы урока | Краткое содержание, деятельность учеников | Деятельность учителя |
Организационный этап | Записывают число, классная работа. | Создание благоприятной атмосферы урока, нацеленности на работу. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Будем много повторять, Постарайтесь все понять. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аза Александровна, и сегодня мы с вами будем работать вместе. Как вы уже поняли, работаем мы в группе. А это значит, работаем дружно. В знак единства предлагаю вам взяться за руки, и, если вы готовы работать, помогая друг другу, пожмите руки! Молодцы! (1 слайд – число, классная работа) |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Отвечают на проблемный вопрос. Говорят о причастии. | Проблемный вопрос. О какой части речи говорят нам Даль и Ломоносов? Почему? Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного. В.И.Даль Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В.Ломоносов А что будет, если мы это причастие распространим, добавив к нему зависимое слово? Эта синтаксическая конструкция в составе простого предложения и пунктуационные проблемы, с нею связанные, будут предметом работы на нашем уроке. Как будет называться наш урок? Запишем тему. |
Актуализация знаний | Повторение пройденного. Проверка по слайду. | Ребята, прошлая неделя была очень морозной, и всем нам хотелось тепла. Поэтому для того, чтобы ощутить хоть немного тепла, вспомним с вами о лете. (3 слайд - букет цветов) А теперь посмотрим на слайд и устроим соревнование между группами. 1 группа – «Тюльпаны», 2 – «Лилии», 3 – «Ромашки». За каждый правильный ответ группа получает 1 балл. От какой части речи образуются причастия? (от глаголов);
Почему причастие имеет еще и признак предмета по действию? Какая часть речи подарила причастию этот признак? (отвечает на вопрос КАКОЙ? Имя прилагательное);
Каковы постоянные признаки причастия? Какая часть речи обладает этими же признаками? (вид, возвратность, время); Какие времена есть у причастия? Какого времени нет? (настоящее и прошедшее. Будущего нет); Каковы непостоянные признаки причастия? Какая часть речи изменяется так же, как причастие? (род, число, падеж); Какие признаки есть только у причастия? (действительное и страдательное) |
Обобщение и систематизация знаний | В группах обсуждают вопрос, капитан дает ответ. | Теоретический блок закончился. Теперь перейдем к практической части нашего урока. Давайте займемся редактированием. На слайде содержимое предложений, которые состоят из слов. Ваша задача правильно изменить одно слово и расставить недостающие знаки препинания при получившемся причастном обороте. (5 слайд) Белая роза символизировать невинную красоту преподносится только юным девушкам. Красная роза говорить о пылкой любви дарится и юношам, и девушкам. Лилия символизировать чистоту является королевским цветком. Тюльпан раскрывать истинную любовь был впервые выращен в Голландии. Нарцисс показывать любовь только к себе воспет в мифах Древней Греции. Мак цвести в саду оказался очень красивым. Молодцы! Каждая группа получает свои баллы. |
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности | Выполняют задание с дальнейшей проверкой. | Орфографическая диктовка. Даны словосочетания. Укажите, какие из них будут причастными оборотами, а какие причастиями с определяемым словом? Источающая запах, блистающей красотой, обладающая чудесной формой, горевшая на солнце, посаженные кустики, уколотый шипом. Молодцы! |
Физминутка | Выполняют упражнения. | Если причастие страдательное – присесть, если причастие действительное - привстать. Сорванная, сорвавший, дувший, возвышавшийся, изрытая, изрывший, брошенного, усеянный, усеявшая, сохранившийся, цветущий, облетевшим. |
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | Совещаются. Та группа, которая протягивает руку первой, получает балл. | 1. «Кто быстрее» Определите четвертое лишнее. Почему? Цветы, привлекающие насекомых, были очень красивы. На поле растут ромашки, опыляемые жуками. Желтеющий одуванчик был сорван. Это были розы, отличающиеся своей красотой. 2. В каком словосочетании неверно выделено главное слово? Цветущая в розарии Упавший на руку Ярко сияющий Сорванный в саду |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Каждая группа получает карточку и «конструирует» свое предложение и составляют схемы. (один у доски) | 1 группа: выросший, на, холм, становиться, тюльпан, красивый, еще. 2 группа: кактус, радовать, купленный, прошлый, лето, глаз. 3 группа: белый, ромашки, стоящие, луг, на, шелестеть, нежно. У ДОСКИ КАПИТАНЫ КОМАНД!!! |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Выполняют задания на карточках. | Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите предложение с причастным оборотом: Первый подснежник выглянувший из-под снега подставил свою серую пушистую шубку весенним лучам солнца. Обрадованное солнце улыбнулось смельчак. Малыш согрелся, поднатужился и распахнул плотно застегнутую шубку навстречу теплу. Из-под шубки глянул на мир задорный желтый глаз обрамленный нежными голубыми лепестками. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Выполняют упражнение. | Упражнение 148, стр.89. |
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | | Ребята, сделаем выводы. Что же мы с вами повторили и закрепили на уроке? Выставите оценки за урок. Я была очень рада с вами познакомиться и надеюсь, что мы еще встретимся. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | | На доске «цветок успеха» (16 лепестков). В каждом лепестке поставьте ! – все понятно; ? – еще остались вопросы. |
Домашнее задание | | Выполните одно задание на выбор. Напишите мини-сочинение (10 предложений) о своем любимом цветке. Найдите 5 пословиц с причастными оборотами. Упражнение 149, стр.89. |