СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Знаки препинания при причастном обороте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Знаки препинания при причастном обороте". По учебнику Шмелева.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Знаки препинания при причастном обороте"»

Тема урока: Знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

Класс: 6

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Цели:

Обучающие:

  • Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Причастие»;

  • Закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте.

Развивающие:

  • Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии.

Воспитывающие:

  • Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку, родной природе.

Задачи:

Образовательная:

  • повторить учебный материал о причастном обороте и условиях постановки знаков препинания на письме; учиться находить причастный оборот в тексте;

  • конструировать предложения с причастными оборотами;

Развивающая:

  • развивать внимание, сообразительность, мышление, самостоятельность, память;

  • работа по развитию речи: расширение словарного запаса за счет причастий причастных оборотов;

Воспитательная:

  • осознавать необходимость полученных знаний и использования их в устной и письменной речи;

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знают определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимают отличие зависимого слова от определяемого. Умеют устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделяют причастный оборот запятыми; согласовывают причастия с определяемыми словами, строят предложения с причастным оборотом.

  • Метапредметные: применяют приобретенные знания в повседневной жизни, выстраивая высказывание. Применяют полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

  • Личностные: понимают возможности русского языка для создания образных картин посредством причастных оборотов; понимают определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Познавательные УУД: анализ, сравнение, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение.

  • Коммуникативные УУД: полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и одноклассниками, формулирование и аргументация собственного мнения.

  • Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и морального поведения.

  • Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; саморегуляция, коррекция.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийная доска, проектор, ноутбук.













Этапы урока

Краткое содержание, деятельность учеников

Деятельность учителя

Организационный этап



Записывают число, классная работа.

Создание благоприятной атмосферы урока, нацеленности на работу.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Будем много повторять,

Постарайтесь все понять.


Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аза Александровна, и сегодня мы с вами будем работать вместе. Как вы уже поняли, работаем мы в группе. А это значит, работаем дружно. В знак единства предлагаю вам взяться за руки, и, если вы готовы работать, помогая друг другу, пожмите руки! Молодцы! (1 слайд – число, классная работа)


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Отвечают на проблемный вопрос.



Говорят о причастии.

Проблемный вопрос.

О какой части речи говорят нам Даль и Ломоносов? Почему?

Часть речи, причастная глаголу, 
в образе прилагательного.
В.И.Даль

Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов

А что будет, если мы это причастие распространим, добавив к нему зависимое слово? Эта синтаксическая конструкция в составе простого предложения и пунктуационные проблемы, с нею связанные, будут предметом работы на нашем уроке.

Как будет называться наш урок? Запишем тему.


Актуализация знаний

Повторение пройденного. Проверка по слайду.

Ребята, прошлая неделя была очень морозной, и всем нам хотелось тепла. Поэтому для того, чтобы ощутить хоть немного тепла, вспомним с вами о лете. (3 слайд - букет цветов)

А теперь посмотрим на слайд и устроим соревнование между группами. 1 группа – «Тюльпаны», 2 – «Лилии», 3 – «Ромашки». За каждый правильный ответ группа получает 1 балл.

    1. От какой части речи образуются причастия? (от глаголов);



    1. Почему причастие имеет еще и признак предмета по действию? Какая часть речи подарила причастию этот признак? (отвечает на вопрос КАКОЙ? Имя прилагательное);



    1. Каковы постоянные признаки причастия? Какая часть речи обладает этими же признаками? (вид, возвратность, время);


    1. Какие времена есть у причастия? Какого времени нет? (настоящее и прошедшее. Будущего нет);


    1. Каковы непостоянные признаки причастия? Какая часть речи изменяется так же, как причастие? (род, число, падеж);


    1. Какие признаки есть только у причастия? (действительное и страдательное)

Обобщение и систематизация знаний




В группах обсуждают вопрос, капитан дает ответ.

Теоретический блок закончился.

Теперь перейдем к практической части нашего урока.

Давайте займемся редактированием. На слайде содержимое предложений, которые состоят из слов. Ваша задача правильно изменить одно слово и расставить недостающие знаки препинания при получившемся причастном обороте. (5 слайд)

Белая роза символизировать невинную красоту преподносится только юным девушкам.

Красная роза говорить о пылкой любви дарится и юношам, и девушкам.

Лилия символизировать чистоту является королевским цветком.

Тюльпан раскрывать истинную любовь был впервые выращен в Голландии.

Нарцисс показывать любовь только к себе воспет в мифах Древней Греции.

Мак цвести в саду оказался очень красивым.

Молодцы! Каждая группа получает свои баллы.


Подготовка учащихся к обобщенной деятельности


Выполняют задание с дальнейшей проверкой.

Орфографическая диктовка.

Даны словосочетания. Укажите, какие из них будут причастными оборотами, а какие причастиями с определяемым словом?

Источающая запах, блистающей красотой, обладающая чудесной формой, горевшая на солнце, посаженные кустики, уколотый шипом. Молодцы!

Физминутка



Выполняют упражнения.

Если причастие страдательное – присесть, если причастие действительное - привстать.

Сорванная, сорвавший, дувший, возвышавшийся, изрытая, изрывший, брошенного, усеянный, усеявшая, сохранившийся, цветущий, облетевшим.


Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).




Совещаются. Та группа, которая протягивает руку первой, получает балл.

1. «Кто быстрее» Определите четвертое лишнее. Почему?

Цветы, привлекающие насекомых, были очень красивы.

На поле растут ромашки, опыляемые жуками.

Желтеющий одуванчик был сорван.

Это были розы, отличающиеся своей красотой.

2. В каком словосочетании неверно выделено главное слово?

  1. Цветущая в розарии 

  2. Упавший на руку

  3. Ярко сияющий

  4. Сорванный в саду


Применение знаний и умений в новой ситуации


Каждая группа получает карточку и «конструирует» свое предложение и составляют схемы. (один у доски)

1 группа: выросший, на, холм, становиться, тюльпан, красивый, еще.

2 группа: кактус, радовать, купленный, прошлый, лето, глаз.

3 группа: белый, ромашки, стоящие, луг, на, шелестеть, нежно.


У ДОСКИ КАПИТАНЫ КОМАНД!!!



Применение знаний и умений в новой ситуации




Выполняют задания на карточках.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите предложение с причастным оборотом:

  1. Первый подснежник выглянувший из-под снега подставил свою серую пушистую шубку весенним лучам солнца.

  2.  Обрадованное солнце улыбнулось смельчак.

  3. Малыш согрелся, поднатужился и распахнул плотно застегнутую шубку навстречу теплу.

  4. Из-под шубки глянул на мир задорный желтый глаз обрамленный нежными голубыми лепестками.



Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.



Выполняют упражнение.

Упражнение 148, стр.89.

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу



Ребята, сделаем выводы. Что же мы с вами повторили и закрепили на уроке?

Выставите оценки за урок.

Я была очень рада с вами познакомиться и надеюсь, что мы еще встретимся.

Рефлексия (подведение итогов занятия)



На доске «цветок успеха» (16 лепестков). В каждом лепестке поставьте ! – все понятно; ? – еще остались вопросы.


Домашнее задание


Выполните одно задание на выбор.

    1. Напишите мини-сочинение (10 предложений) о своем любимом цветке.

    2. Найдите 5 пословиц с причастными оборотами.

    3. Упражнение 149, стр.89.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!