СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урок русского языка по теме "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 7 классе»

Саркулова Жанна Жанаисовна, учитель русского языка и литературы

средняя общеобразовательная школа №18 г. Актобе



Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Цель: сформировать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми


Задачи: научить видеть причастные обороты и пунктуационно выделять их ( в зависимости от позиции определяемого слова);

развивать у учащихся творческий потенциал, через создание ими синтаксических конструкций с причастными оборотами.

воспитывать интерес к слову


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний


Оборудование: раздаточный материал, учебник.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

1. Что такое причастие?

2. На какие вопросы отвечают причастия?

3. Как отличить причастие от прилагательного?

4. Какими членами предложения может быть причастие?

Упражнение №66 проверяется методом взаимопроверки (на доске указаны пропущенные окончания причастий)

3 Объяснение нового материала

Сегодня мы узнаем, что такое причастный оборот и в каких случаях он выделяется на письме запятыми. Сначала давайте вспомним, что такое главное и зависимое слово. (Выслушиваются ответы учащихся. Если возникают затруднения, учитель говорит, что главное слово это то, от которого мы задаем вопрос. Такое слово еще можно называть ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ

Давайте закрепим это понятие. Выполните задание: найдите в словосочетаниях главное слово. Укажите, какой частью речи оно выражено.

Любимый всеми, связанный бабушкой, плывущий человек.

Что вы заметили? Сделайте вывод.

Причастие в словосочетании может зависеть от существительных, а может подчинять его себе.

- чтение параграфа 9

- фронтальный опрос:

а) Что такое причастный оборот?

б) Каким членом предложения является?

в) Когда обособляется?

5. Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка

Занимай свои места.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой - встанькой словно стали.

6.Закрепление изученного.

А) Записать в тетради:

Написанная картина

Написанная художником картина

Написанная маслом картина

Талантливо написанная картина

Делаем вывод: от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос (картина (какая?) написанная), от причастия к зависимым словам - несколько:

как?

когда? написанная

кем?



Б) Конструирование предложений.

Ветер пролетал над полями, поднимал снежный вихрь.

Ветер, пролетавший над полями, поднимал снежный вихрь.

В) Найти в предложении причастный оборот, обозначить его границы, подчеркнуть как определение. Котята, спрятавшиеся за спиной кошки, тихо мяукали. Умывающийся лапкой котенок сидел на крыльце.

Вопрос к классу: почему в первом предложении причастный оборот выделяется запятыми, а во втором нет?

Ответ: причастный оборот в первом предложении стоит позади определяемого слова, выделяется запятыми

Г) Самостоятельная работа. Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру.

7 Работа по учебнику. Упражнение 70 учащиеся выполняют самостоятельно, с последующей проверкой

8. Подведение итогов урока. Домашнее задание: §9, упражнение 72