СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Функциональные стили речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для 11 класса, повторительно-обобщающий. Повторение по темам: "Стили речи", "Лексика", "Словообразование", "Орфография".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Функциональные стили речи"»

Конспект урока русского языка в 11 классе


Тема: «Функциональные стили речи»

Тип урока: повторительно- обобщающий.

Цели урока:

  1. повторение и обобщение знаний по разделам: «Стили речи», «Лексика», «Словообразование», «Орфография»;

  2. закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текстов разных стилей;

  3. отработка навыков выполнения тестовых заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте;

  4. подготовка к написанию сочинения- рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ


Задачи для учащихся:

  1. выделить три исходных текста из псевдотекста;

  2. определить стили исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности каждого отрывка.


Оборудование:

- тексты,

- цветные карандаши на каждую парту;

- компьютерная презентация.


Ход урока

  1. Сообщение темы.

Оформление записей , подготовка к практической работе.


  1. Словарная разминка «Узнай слово» (по лексическому значению определить задуманное слово)


- Разговор двух или более лиц (Диалог)

- Несколько предложений , связанных по смыслу и грамматически (Текст)

- Одинаковое построение несколько рядом расположенных предложений. Например: «Умение говорить- искусство. Умение слушать- культура» (Параллелизм)

- Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( Рассуждение)

- Стиль речи, цель которого- воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (Публицистический)

- Одинаковое начало нескольких соседних предложений (Анафора)

- Стиль речи, цель которого- сообщение и передача деловой информации.(Официально-деловой)


  1. Самопроверка (по образцу)

  2. Создание проблемной ситуации.

Предъявление учащимся псевдотекста

- Прочитать текст, отметить непонятные слова.


В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а и в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками и руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).

« Вон человек , что скажешь ты о нём?»- спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нём плохого?»

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека – быть интеллигентом.



Вопросы по тексту:


- О чём текст? Можно ли понять мысль автора?

- Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные преложения назвать текстом?

- Что такое текст? Псевдотекст?

Псевдо (от греческого- «ложь» - это первая составная часть сложных слов, обозначающая «ложный, мнимый»

- По каким признакам мы определяем текст?

( Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершённость, стилевое единство)

- Вспомним стили речи. Что мы учитываем при определении стиля речи?

1. Сферу использования

2. Цель речи

3. Характерные черты стиля

4. Жанры

5. Языковые средства


5. Целеполагание :


- выделить исходные тексты из псевдотекста при помощи цветных карандашей;

- определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;

- указать языковые средства.


1. Анализ текста художественного стиля. Стихотворение Р. Гамзатова


«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»-

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»



СТИЛЬ – художественный


ЦЕЛЬ: эстетическое, эмоциональное воздействие посредством художественных образов

ТИП РЕЧИ- рассуждение в виде разговорного диалога

- Как вы узнали, что перед нами стихотворный текст? (рифма, ритм, разговорная интонация)


- Какие художественные средства использует автор? (АНТОНИМЫ: спросил- ответил, хорошего- плохого, СИНОНИМЫ: друг, товарищ, ПАРАЛЛЕЛИЗМ,

АНАФОРА, ИНВЕРСИЯ)


- Какую картину вы представили, читая стихотворение?

- Какова тема? О чём заставляет нас задуматься автор? (Об отношении к людям)

- Какова идея? Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему? ( Тот, кто дружески расположенный к встречному человеку, не будет его осуждать , не поняв, не разобравшись)



2. Анализ текста официально-делового стиля.


Глава 2 Статья 17 (Конституция Российской Федерации)


  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.


СТИЛЬ – официально-деловой.

ЦЕЛЬ : сообщение, передача деловой информации.

ТИП РЕЧИ : отсутствие описания, повествования

СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ: точность (не допускающая иного толкования);

предписывающий характер( использование инфинитива);

«обезличенность»( нет глаголов и местоимений 1,2 лица);

отсутствие эмоциональности .

Языковые средства :

- использование официально-деловой лексики (право, свобода, гарантируются, гражданин)

- использование производных предлогов ( согласно принципам,

в соответствии с Конституцией)

- предложения с однородными членами.


- Все ли слова понятны? Подберите синонимы:

Гарантируются- защищаются, обеспечиваются

Отчуждаемы- отчуждать. Отбирать


-Что главное в этом тексте?

3. Анализ текста публицистического стиля

Отрывок из статьи Д. С. Лихачёва «Письма о главном»


Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а и в способностях

к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей:

в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками и руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).


Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека – быть интеллигентом.



СТИЛЬ – публицистический.


ЦЕЛИ : воздействие на читателя,

побуждение к осмыслению важной морально- этической проблемы, к определённым поступкам.

СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ:

- логичность( тип речи- рассуждение);

- образность (эмоциональность);

- призывность (страстность);

- общедоступность( для широкой аудитории);

- полемический характер (спор при обсуждении)



Языковые средства:

- лексика морали, нравственности;

- фразеологический оборот «белая ворона»;

- цитирование;

- лексические повторы;

- восклицательные, вопросительные предложения



- Какова тема текста ?

В словаре читаем: «Интеллигентный – образованный, культурный. Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры»

- Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С.Лихачёв?

- Какова идея текста?

- Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?

- Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?

- Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?



5. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ:

Нужен ли был вам этот урок?

Чем он был интересен?

Над какими вопросами заставил задуматься?

Помог ли урок лучше подготовиться к ЕГЭ?

Над чем дома нужно будет поработать, что повторить?



























Резервное время ( тестовое задание)


Характерные

черты стилей





стиль





стиль





стиль


1.Сфера использования








2 .Основная цель речи










3. Характерные черты стиля










4. Языковые средства












5. Жанры














8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!