СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Русский литературный язык и его стили"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для систематизации изученного материала о стилях речи; способствовать развитию умений различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Русский литературный язык и его стили"»

Тема урока: Русский литературный язык и его стили

Класс: 9

Цель: создать условия для систематизации изученного материала о стилях речи; способствовать развитию умений различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка

Планируемые результаты:

Личностные УУД: Самоопределение личности (стремление иметь собственное мнение, развитие самостоятельности и логического рассуждения), смыслообразование (значение и роль этой темы в подготовке и сдаче ОГЭ, приложение волевых усилий в усвоении учебного материала, умение адекватно реагировать на трудности в изучении темы и не бояться сделать ошибку);

Регулятивные УУД: ставить цели на урок, составлять план достижения цели, планировать учебное сотрудничество, осуществлять самопроверку и самооценку деятельности, соотносить цели и результаты деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Предметные результаты:

Ход урока

I. Организация начала урока.



II. Мотивация учебной деятельности.

I.Синтаксическая «пятиминутка».

Запишите данное предложение в форме прямой речи, разорванной словами автора, составьте схему полученного предложения:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык!». (К. Паустовский)

- О чём говорит писатель в предложении?



-Послушайте ещё одно высказывание - стихотворение в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»)


Для того, чтобы русский язык оставался могучим и великим, чтобы он сохранил свою волшебную силу, его необходимо беречь.

-Как вы понимаете выражение « беречь язык»?

Да, беречь язык - значит правильно произносить слова, умело пользоваться богатейшими языковыми средствами, выбирая именно те, которые уместны в определённой ситуации.

Именно этому посвящён наш сегодняшний урок.



III. Актуализация знаний

1. Устный фронтальный опрос

2. Фронтальный опрос.

-Что такое русский литературный язык? В чём его отличие от других форм

национального языка?

( Русский литературный язык — это высшая форма языка, которая, в отличие от других форм национального языка, имеет систему норм, т.е. требований к произношению,

лексике, грамматике.)

- Что такое стиль языка?

(Стиль- совокупность средств языка для выражения определённых мыслей в определённых условиях, с определённой целью.)

- Назовите основные стили речи.

- Почему художественный стиль речи соединён не только с другими стилями речи, но и с просторечьем и диалектами?

(В стиле художественной литературы используются языковые средства различных стилей, а в диалогах, в характеристике действующих лиц- разговорная лексика, просторечные и диалектные слова.)

произношению,

лексике, грамматике

от других форм национального языка, имеет систему норм, т.е. требований к

произношению,

лексике, грамматике.)

стилями речи, но и с просторечьем и диалектами?

(В стиле художественной литературы используются языковые средства

различных стилей, а в диалогах, в характеристике действующих лиц-

разговорная лексика, просторечные и ди

IV. Усвоение новых знаний.

  1. Слово учителя

 Когда ученый читает лекцию, выступает с докладом на научной конференции, когда акционеры обсуждают проблемы своего предприятия на собраниях, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены в вузах, учащиеся отвечают на уроках, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке: за праздничным столом, в дружеской беседе, на пляже у моря, в кругу семьи.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка, т.е. функциональные стили.

Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках, открытиях пишутся НАУЧНЫМ стилем; докладные о ходе работы, финансовые отчеты о командировках, приказы, распоряжения составляются в ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМ стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном относятся к ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ стилю; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне, используется РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ стиль.

Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности.

Начнем с разговорного стиля.

Он уместен в сфере бытовых, обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладающая форма речи – устная (беседа, разговор), но иногда используется и письменная (личный дневник, записка, частное письмо).

В текстах разговорного стиля в большей степени, чем в других, реализуется коммуникативная функция, или функция общения.

Основные свойства разговорного стиля:
неофициальность, непринужденность, неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, участие жестов, мимики, зависимость от ситуации, взаимоотношений говорящих.

Особую роль играют средства фонетического уровня – интонация, паузы, ритм, темп речи, логическое ударение. Иногда звуки произносятся неотчетливо или неполно, орфоэпические нормы допускают варианты (Здрасьте, Марь Ванна; договор).

Лексика: преобладание конкретных слов (стол, дом), широкое использование слов с эмоционально-оценочной и грубо-просторечной окраской (орел, змея – о человеке, дрыхнуть, вляпаться),опустошенные слова (дело, вещь, штука).

Морфология: преобладание глаголов, частое употребление личных местоимений, частиц, отсутствие причастий и деепричастий.

Синтаксис: неполные и безличные предложения, свободный порядок слов.

  1. Сообщения обучающихся

VI. Первичная проверка усвоения знаний

1. Заполнение таблицы.

Стили речи

Сфера применения

Цели общения

Основные виды высказываний

Основные стилевые черты

Разговорный.

Быт, семейные, дружеские отношения.

Обмен информацией, мыслями с близкими людьми.

Беседа, диалог, записка, письмо, СМС.

Непринужденность, неофициальность, эмоции, оценочный характер речи.

Научный.

Наука и техника, учебный процесс.

Разъяснение достижений науки и техники или сообщение о них.

Доклад, лекция, курсовая работа, ВКР, презентация.

Точность, ясность, логичность, слова только в прямом значении, сухость речи.

Официально -деловой.

Официальные отношения.

Регуляция официальных отношений.

Закон, договор, приказ, заявление, объяснительная, расписка автобиография.

Строгая точность, сжатость, клише, шаблонность, сухость речи.

Публицистический.

Общественная жизнь, политика.

Воздействие, сообщение об общественно-важных делах.

Выступление, статья, доклад, реклама, интервью, репортаж.

Призывность, страстность, обилие восклицаний, оценка, эмоциональность.

Художественный.

Искусство слова.

Воздействие путем художественного изображения жизни.

Стихотворение,рассказ, роман, повесть, пьеса.

Образность, эмоциональность, смешение стилей.



  1. Самостоятельная работа. Стилевой анализ текстов.


Вы много знаете о стилях речи. Примените эти знания на практике. Прочитайте тексты (см. Приложение), ответьте на вопросы, определите стилистическую принадлежность. На выбор спишите один из абзацев.

1.Выполнение работы.

2.Проверка работ.


Тексты для анализа.

I. Прочитайте текст, определите тему и тип речи.


Везувий.

Везувий - вулкан на берегу Неаполитанского залива, в 10 километрах к юго-востоку от Неаполя, возвышающийся среди равнины, сложенной из трахитовых туфов.

По своему рельефу Везувий представляет собой три конуса, как бы встав­ленные друг в друга. Наружный ( 12,9 км в диаметре), самый древний из них, об­разует крутой, островерхий вал, называемый Монте Сомма. Внутри Монте Соммы возвышается основной, более молодой конус извержения(1303 м высоты) с кратером - обширной впадиной на вершине. Кратер этот имеет 190 м глубины и до 500 м ширины; на своем дне он несет еще один, наиболее молодой, вторичный конус (30 м над дном кратера) с двумя отверстиями в нем, через которые в настоящее время и осуществляется вулканическая деятельность Везувия.

Монте Сомма слагается из переслаивающихся пластов лавы и туфа (отвердевшего пепла). Лавы, извергаемые Везувием ,состоят из черной стекловидной массы, из стенок кратера местами вырываются водяные пары и газы, имеющие температу­ру до 400 градусов.

Около мест выхода газов поверхность вулкана расцвечена белыми, желтыми, красными, зелеными и голубыми хлорными и сернистыми слоями меди, железа, каль­ция, магния, реже свинца.

За несколько времени до извержения начинает раздаваться сильный подзем­ный гул и нередко ощущается колебание почвы. Извержение чаще всего начинает­ся с появления в стенках основного конуса новых трещин, из которых изливают­ся потоки раскаленной лавы. Потом вулкан начинает выбрасывать пепел, камни, массу горячих газов и паров, образующих столб.

Образование столбов газов сопровождается грозой и ливнем, воды которого, смешиваясь с пеплом, дают потоки грязи, не менее опасные, чем лава. Именно под такими потоками погибли в 79 году Помпея, Геркуланум и Стабия.

/По А.Григорьеву/.

- Какова задача текста?

- Выделите слога и словосочетания, имеющие терминологическое значение.

- Какую роль играют в этом отрывке прилагательные?

- Чем достигается точность в изложении фактов?

- Сделайте вывод о стилистической принадлежности текста.


II. Прочитайте отрывок из дневника А.К.Толстого, озаглавьте текст, указав в названии тему.


29 мая 1331 г.

Сегодня мы были на Везувии. Приехав в коляске в городок Резину, по­шли мы к известному Сальватору Мариа.

На его дворе толпились, шумели проводники и носильщики - кто с ослом, кто с мулом, всякий выхваляя свое. У ворот уже собралась толпа зевак, чтоб посмотреть,как мы выедем; бедный Сальватор, погруженный в глубокий сон, пробудился криками проводников, ослов и мулов, выбежал из своей комнаты и полусонный пустился с нами в путь. Мы тихо ехали по дурной и крутой дороге, на которой видны струистые следы застылой лавы, так, как она текла во время извержения.

Наконец приехали мы к подошве высокого холма, состоящего из одной золы, слезли с ослов и полезли пешком. Ничего не видел я утомительнее этой прогулки. Зола доходит до колен, и непривычный путешественник за каждым шагом должен спотыкаться или падать. Иных носят на носилках, других тащат на ремне. Долезли до верху. Наконец открылся нашим взорам кратер.

Это - огромная бездна, заполненная застылой лавой от последнего из­вержения, смешанной с серой, медью и другим металлом. Он испещрен всевозможными цветами: красным, желтым, зеленым, голубым, белым и пр., в середине возвышается новый кратер в виде маленького холмика. из которого выходит густой дым. Многие места тоже дымились, и в иных трещинах виден был огонь. Вид с Везувия бесподобен, но сильный туман мешал нам ясно видеть все окружности.

Мы недолго пробыли наверху. С кратера сошли мы весьма странным об­разом: проводники наши взяли каждого под руку и сбежали в менее пяти минут вниз.

Тут сели мы опять на ослов и приехали при свете Факелов в Резину, где, сев в коляску, отправилась в Неаполь.


- .Какова цель этой дневниковой записи?

- Укажите слова субъективной оценки, которыми автор дневника снабжает свое высказывание.

- Укажите книжные и разговорные слова в дневниковой записи.

- Выделите в тексте описание и повествование, (как отличаются эти части по употреблению слов и грамматических норм?

- Сделаете вывод о стилистической принадлежности данного текста.


III. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите тему.

Древние римляне почитали бога огня, которого называли Вулкан. Этот бог будто бы жил под землей. Когда он сердился, все сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. Наверное, придумали такого бога люди, которые видели, как извергались в Италии огнедышащие горы Везувий и Этна.

С тех пор такие горы стали называться вулканами. Их на земле более шестисот. У нас их около семидесяти. Особенно грозные Авачинский и Ключевские сопки на Камчатке.

Вулканы долгие годы "спят". Лишь дымок и пар, выходящие из трещин, напоминают людям, что вулкан может "проснуться. Но вот под землей нарастает гул, раздаются удары. Предчувствуя беду, бегут прочь звери, улетают птицы. Из кратера - углубления на вершине горы - поднимается столб черного дыма и пепла.

Тучи окутывают вулкан, раздается грохот. Становится темно. Только видно, как летят вверх раскаленные докрасна камни - вулканические бомбы. Теперь надо ждать самого страшного. Из кратера начинает течь лава - расплавленные горные породы. Огненная река сжигает все на своем пути. Остывая ,она покрывает землю каменной корой. Лава течет на десятки километров. Понемногу вулкан стихает и "засыпает”, но ещё много дней за сотни километров от извержения падает на землю пепел, унесённый ветром.

/ По «Детской энциклопедии»/


- Какова задача данного текста?

- Какие достоверные научные факты излагаются автором текста?

- Назовите, какие научные термины употреблены в данном тексте.

- Чем достигается занимательность изложения?

- Какие изобразительно - выразительные средства использует автор для популяризации научных сведений?

- Есть ли в тексте средства субъективной оценки, свойственные разговорному и художественному стилям речи?

VII. Рефлексия.

– Какие цели, задачи были поставлены в начале урока?

– Смогли ли вы их достичь?

– Какой материал показался трудным, непонятным?

– Что воспринималось
легко?



VIII. Информация о домашнем задании.

Стили речи

Сфера применения

Цели общения

Основные виды высказываний

Основные стилевые черты

Разговорный.





Научный.





Официально -деловой.





Публицистический.





Художественный.









Стили речи

Сфера применения

Цели общения

Основные виды высказываний

Основные стилевые черты

Разговорный.





Научный.





Официально -деловой.





Публицистический.





Художественный.







Стили речи

Сфера применения

Цели общения

Основные виды высказываний

Основные стилевые черты

Разговорный.





Научный.





Официально -деловой.





Публицистический.





Художественный.








1. Прочитайте отрывок из дневника А.К.Толстого, озаглавьте текст, указав в названии тему.


29 мая 1331 г.

Сегодня мы были на Везувии. Приехав в коляске в городок Резину, по­шли мы к известному Сальватору Мариа.

На его дворе толпились, шумели проводники и носильщики - кто с ослом, кто с мулом, всякий выхваляя свое. У ворот уже собралась толпа зевак, чтоб посмотреть,как мы выедем; бедный Сальватор, погруженный в глубокий сон, пробудился криками проводников, ослов и мулов, выбежал из своей комнаты и полусонный пустился с нами в путь. Мы тихо ехали по дурной и крутой дороге, на которой видны струистые следы застылой лавы, так, как она текла во время извержения.

Наконец приехали мы к подошве высокого холма, состоящего из одной золы, слезли с ослов и полезли пешком. Ничего не видел я утомительнее этой прогулки. Зола доходит до колен, и непривычный путешественник за каждым шагом должен спотыкаться или падать. Иных носят на носилках, других тащат на ремне. Долезли до верху. Наконец открылся нашим взорам кратер.

Это - огромная бездна, заполненная застылой лавой от последнего из­вержения, смешанной с серой, медью и другим металлом. Он испещрен всевозможными цветами: красным, желтым, зеленым, голубым, белым и пр., в середине возвышается новый кратер в виде маленького холмика. из которого выходит густой дым. Многие места тоже дымились, и в иных трещинах виден был огонь. Вид с Везувия бесподобен, но сильный туман мешал нам ясно видеть все окружности.

Мы недолго пробыли наверху. С кратера сошли мы весьма странным об­разом: проводники наши взяли каждого под руку и сбежали в менее пяти минут вниз.

Тут сели мы опять на ослов и приехали при свете Факелов в Резину, где, сев в коляску, отправилась в Неаполь.


- .Какова цель этой дневниковой записи?

- Укажите книжные и разговорные слова в дневниковой записи.

- Выделите в тексте описание и повествование, (как отличаются эти части по употреблению слов и грамматических норм?

- Сделаете вывод о стилистической принадлежности данного текста.


1. Прочитайте отрывок из дневника А.К.Толстого, озаглавьте текст, указав в названии тему.


29 мая 1331 г.

Сегодня мы были на Везувии. Приехав в коляске в городок Резину, по­шли мы к известному Сальватору Мариа.

На его дворе толпились, шумели проводники и носильщики - кто с ослом, кто с мулом, всякий выхваляя свое. У ворот уже собралась толпа зевак, чтоб посмотреть,как мы выедем; бедный Сальватор, погруженный в глубокий сон, пробудился криками проводников, ослов и мулов, выбежал из своей комнаты и полусонный пустился с нами в путь. Мы тихо ехали по дурной и крутой дороге, на которой видны струистые следы застылой лавы, так, как она текла во время извержения.

Наконец приехали мы к подошве высокого холма, состоящего из одной золы, слезли с ослов и полезли пешком. Ничего не видел я утомительнее этой прогулки. Зола доходит до колен, и непривычный путешественник за каждым шагом должен спотыкаться или падать. Иных носят на носилках, других тащат на ремне. Долезли до верху. Наконец открылся нашим взорам кратер.

Это - огромная бездна, заполненная застылой лавой от последнего из­вержения, смешанной с серой, медью и другим металлом. Он испещрен всевозможными цветами: красным, желтым, зеленым, голубым, белым и пр., в середине возвышается новый кратер в виде маленького холмика. из которого выходит густой дым. Многие места тоже дымились, и в иных трещинах виден был огонь. Вид с Везувия бесподобен, но сильный туман мешал нам ясно видеть все окружности.

Мы недолго пробыли наверху. С кратера сошли мы весьма странным об­разом: проводники наши взяли каждого под руку и сбежали в менее пяти минут вниз.

Тут сели мы опять на ослов и приехали при свете Факелов в Резину, где, сев в коляску, отправилась в Неаполь.


- .Какова цель этой дневниковой записи?

- Укажите книжные и разговорные слова в дневниковой записи.

- Выделите в тексте описание и повествование, (как отличаются эти части по употреблению слов и грамматических норм?

- Сделаете вывод о стилистической принадлежности данного текста.







III. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите тему.

Древние римляне почитали бога огня, которого называли Вулкан. Этот бог будто бы жил под землей. Когда он сердился, все сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. Наверное, придумали такого бога люди, которые видели, как извергались в Италии огнедышащие горы Везувий и Этна.

С тех пор такие горы стали называться вулканами. Их на земле более шестисот. У нас их около семидесяти. Особенно грозные Авачинский и Ключевские сопки на Камчатке.

Вулканы долгие годы "спят". Лишь дымок и пар, выходящие из трещин, напоминают людям, что вулкан может "проснуться. Но вот под землей нарастает гул, раздаются удары. Предчувствуя беду, бегут прочь звери, улетают птицы. Из кратера - углубления на вершине горы - поднимается столб черного дыма и пепла.

Тучи окутывают вулкан, раздается грохот. Становится темно. Только видно, как летят вверх раскаленные докрасна камни - вулканические бомбы. Теперь надо ждать самого страшного. Из кратера начинает течь лава - расплавленные горные породы. Огненная река сжигает все на своем пути. Остывая ,она покрывает землю каменной корой. Лава течет на десятки километров. Понемногу вулкан стихает и "засыпает”, но ещё много дней за сотни километров от извержения падает на землю пепел, унесённый ветром.

/ По «Детской энциклопедии»/


- Какова задача данного текста?

- Какие достоверные научные факты излагаются автором текста?

- Назовите, какие научные термины употреблены в данном тексте.

- Чем достигается занимательность изложения?

- Какие изобразительно - выразительные средства использует автор для популяризации научных сведений?

- Есть ли в тексте средства субъективной оценки, свойственные разговорному и художественному стилям речи?


III. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите тему.

Древние римляне почитали бога огня, которого называли Вулкан. Этот бог будто бы жил под землей. Когда он сердился, все сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. Наверное, придумали такого бога люди, которые видели, как извергались в Италии огнедышащие горы Везувий и Этна.

С тех пор такие горы стали называться вулканами. Их на земле более шестисот. У нас их около семидесяти. Особенно грозные Авачинский и Ключевские сопки на Камчатке.

Вулканы долгие годы "спят". Лишь дымок и пар, выходящие из трещин, напоминают людям, что вулкан может "проснуться. Но вот под землей нарастает гул, раздаются удары. Предчувствуя беду, бегут прочь звери, улетают птицы. Из кратера - углубления на вершине горы - поднимается столб черного дыма и пепла.

Тучи окутывают вулкан, раздается грохот. Становится темно. Только видно, как летят вверх раскаленные докрасна камни - вулканические бомбы. Теперь надо ждать самого страшного. Из кратера начинает течь лава - расплавленные горные породы. Огненная река сжигает все на своем пути. Остывая ,она покрывает землю каменной корой. Лава течет на десятки километров. Понемногу вулкан стихает и "засыпает”, но ещё много дней за сотни километров от извержения падает на землю пепел, унесённый ветром.

/ По «Детской энциклопедии»/


- Какова задача данного текста?

- Какие достоверные научные факты излагаются автором текста?

- Назовите, какие научные термины употреблены в данном тексте.

- Чем достигается занимательность изложения?

- Какие изобразительно - выразительные средства использует автор для популяризации научных сведений?

- Есть ли в тексте средства субъективной оценки, свойственные разговорному и художественному стилям речи?



















2. Прочитайте текст, определите тему и тип речи.


Везувий.

Везувий - вулкан на берегу Неаполитанского залива, в 10 километрах к юго-востоку от Неаполя, возвышающийся среди равнины, сложенной из трахитовых туфов.

По своему рельефу Везувий представляет собой три конуса, как бы встав­ленные друг в друга. Наружный ( 12,9 км в диаметре), самый древний из них, об­разует крутой, островерхий вал, называемый Монте Сомма. Внутри Монте Соммы возвышается основной, более молодой конус извержения(1303 м высоты) с кратером - обширной впадиной на вершине. Кратер этот имеет 190 м глубины и до 500 м ширины; на своем дне он несет еще один, наиболее молодой, вторичный конус (30 м над дном кратера) с двумя отверстиями в нем, через которые в настоящее время и осуществляется вулканическая деятельность Везувия.

Монте Сомма слагается из переслаивающихся пластов лавы и туфа (отвердевшего пепла). Лавы, извергаемые Везувием ,состоят из черной стекловидной массы, из стенок кратера местами вырываются водяные пары и газы, имеющие температу­ру до 400 градусов.

Около мест выхода газов поверхность вулкана расцвечена белыми, желтыми, красными, зелеными и голубыми хлорными и сернистыми слоями меди, железа, каль­ция, магния, реже свинца.

За несколько времени до извержения начинает раздаваться сильный подзем­ный гул и нередко ощущается колебание почвы. Извержение чаще всего начинает­ся с появления в стенках основного конуса новых трещин, из которых изливают­ся потоки раскаленной лавы. Потом вулкан начинает выбрасывать пепел, камни, массу горячих газов и паров, образующих столб.

Образование столбов газов сопровождается грозой и ливнем, воды которого, смешиваясь с пеплом, дают потоки грязи, не менее опасные, чем лава. Именно под такими потоками погибли в 79 году Помпея, Геркуланум и Стабия.

/По А.Григорьеву/.

- Какова задача текста?

- Выделите слога и словосочетания, имеющие терминологическое значение.

- Какую роль играют в этом отрывке прилагательные?

- Чем достигается точность в изложении фактов?

- Сделайте вывод о стилистической принадлежности текста.



2. Прочитайте текст, определите тему и тип речи.


Везувий.

Везувий - вулкан на берегу Неаполитанского залива, в 10 километрах к юго-востоку от Неаполя, возвышающийся среди равнины, сложенной из трахитовых туфов.

По своему рельефу Везувий представляет собой три конуса, как бы встав­ленные друг в друга. Наружный ( 12,9 км в диаметре), самый древний из них, об­разует крутой, островерхий вал, называемый Монте Сомма. Внутри Монте Соммы возвышается основной, более молодой конус извержения(1303 м высоты) с кратером - обширной впадиной на вершине. Кратер этот имеет 190 м глубины и до 500 м ширины; на своем дне он несет еще один, наиболее молодой, вторичный конус (30 м над дном кратера) с двумя отверстиями в нем, через которые в настоящее время и осуществляется вулканическая деятельность Везувия.

Монте Сомма слагается из переслаивающихся пластов лавы и туфа (отвердевшего пепла). Лавы, извергаемые Везувием ,состоят из черной стекловидной массы, из стенок кратера местами вырываются водяные пары и газы, имеющие температу­ру до 400 градусов.

Около мест выхода газов поверхность вулкана расцвечена белыми, желтыми, красными, зелеными и голубыми хлорными и сернистыми слоями меди, железа, каль­ция, магния, реже свинца.

За несколько времени до извержения начинает раздаваться сильный подзем­ный гул и нередко ощущается колебание почвы. Извержение чаще всего начинает­ся с появления в стенках основного конуса новых трещин, из которых изливают­ся потоки раскаленной лавы. Потом вулкан начинает выбрасывать пепел, камни, массу горячих газов и паров, образующих столб.

Образование столбов газов сопровождается грозой и ливнем, воды которого, смешиваясь с пеплом, дают потоки грязи, не менее опасные, чем лава. Именно под такими потоками погибли в 79 году Помпея, Геркуланум и Стабия.

/По А.Григорьеву/.

- Какова задача текста?

- Выделите слога и словосочетания, имеющие терминологическое значение.

- Какую роль играют в этом отрывке прилагательные?

- Чем достигается точность в изложении фактов?

- Сделайте вывод о стилистической принадлежности текста.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!