СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект викторины "210 лет со дня рождения Г.Х.Андерсена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект викторины "210 лет со дня рождения Г.Х.Андерсена". Данная разработка подходит для проведения конкурса внутри класса или между классами параллели.

Просмотр содержимого документа
«Конспект викторины "210 лет со дня рождения Г.Х.Андерсена"»

Литературная викторина



«Знатоки сказок Г.Х.Андерсена»





Внеклассное мероприятие в рамках

внеурочной деятельности по курсу развития

познавательных способностей «Умники и умницы»







Подолинская О.Н.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 им. В.В.Дагаева

г.о. Лосино-Петровского

05.02.2015

Цели: закрепить полученные знания о произведениях (сказках) писателя на уроках литературы;

развивать умение работать в группе;

продолжить формирование адекватной реакции на ситуацию победы или поражения;

развитие внимания;

прививать интерес к литературе как учебному предмету и любовь к чтению;

воспитание доброты, отзывчивости;

развивать слуховое восприятие, навыки самостоятельности, чувство товарищества и взаимовыручки.

Форма проведения: внеклассное занятие на параллель 2-х классов.

Предварительная подготовка:

  1. Информирование учащихся 2-х классов о проведении конкурсной программы.

  2. Подготовка домашнего задания (название команды, эмблема)

  3. Подготовка информации о писателе.

  4. Подготовка карточек для конкурса.

  5. Подготовка презентации.

  6. Выбор жюри

Оборудование: стулья и столы для команд, презентация Power Point, кроссворд для конкурса, карточки с названиями команд , разрезные картинки, слоги, слова.


Ход занятия.

  1. Сообщение темы.

2 апреля 2015 года исполнится 210 лет со дня рождения прозаика и поэта датского прозаика и поэта Ганса Христиана Андерсена. Сегодняшнее занятие посвящено его творчеству.

  1. Сведения о писателе.

В Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденсе. Здесь в 1805 году и родился будущий знаменитый сказочник. Назвали мальчика Ганс Христиан, и его отца — сапожника — тоже звали Ганс Христиан. Сапожники бывают разные — бедные и богатые. Андерсен-отец был бедным. Он вовсе не хотел быть сапожником, он мечтал учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он читал сыну сказки и водил его гулять в окрестности города Оденсе. Он ходил с сыном в театр, который был в их маленьком городе.


В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало;

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…

Люблю тебя родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя отцов моих страна!

Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ганс Кристиан сам сшил костюмы.

А вот таким был театр в Оденсе во времена Андерсена.


Однажды в Оденс из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист, и Ганс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре. Заработав немного денег и купив первые сапоги, четырнадцатилетний подросток отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены, но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. И написал пьесу,

за которую получил свой первый литературный гонорар.

На его произведения обратили внимание. Андерсена даже наградили королевской стипендией, и для него открылась возможность учиться. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета.

С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.

В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям

сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были

дети, они тут же требовали новую сказку. И сказка не заставляла

себя ждать. Ее героями становились пролетевший за окном

воробей, синий дракон, нарисованный на китайской вазе,

старая перчатка.

В 1830-е годы появляется первый сборник Г.Х.Андерсена – «Сказки, рассказанные детям».

В сборник вошли «Огниво», «Свинопас», «Дюймовочка», «Русалочка» и другие сказки. Тогда Андерсен понял, в чём заключается его настоящее призвание – быть сказочником.

Андерсен не придумывал сюжеты своих сказок, а в наглядной форме описывал окружавший его мир. Так, начало «Снежной королевы» - это описание дома, где прошло его детство.

В 1965 году была организована премия имени Г. Х. Андерсена - литературная премия, которой награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы.

Она присуждается один раз в два года. Премия вручается второго апреля - в день рождения Ганса Христиана Андерсена.

Героев сказок Ханса Христиана

Узнали мы, дружок, довольно рано,

Еошда читать –то толком не умели

И на коленях маминых сидели.

Идут по жизни с нами постоянно

Дюймовочка, солдатик оловянный,

Русалочка, Элиза, Герда с Каем-

Все эти сказки наизусть мы знаем.

В них словно отразилась жизнь сама:

Печаль и радость, свет и тьма.

Но если скучно станет, мы готовы

Взять книжку и перечитать их снова.

Я уверена. Что все вы любите и знаете сказки этого замечательного писателя.

Разминка (за каждую отгаданную загадку команда получает 1 балл).

Эта девочка прелестная

Появилась из цветка.

Очень маленького ростика,

Но красива и смела.

Женихами её были:

Жук и крот, и жабий сын,

Но взаимности сердечной

Не добился ни один.

Птицу раненную вылечив,

Улетела с ней на юг,

И в стране волшебной эльфов

Ей нашелся верный друг! (Дюймовочка)


Злая ведьма зло свершила:

В птиц всех братьев обратила,

И сестрицу как могла

Очернила, прогнала.

А сестрёнка в горе тяжком,

Ох, намаялась, бедняжка!

Обратить смогла в людей

Братьев диких … (Дикие лебеди)


Героиня этой сказки всем нравится.

Полюбила она принца-красавца.

И в любви беззаветной тоскуя,

Превратилась в пену морскую.

Всем известна эта сказочка.

А название её… (Русалочка)


Ну, а этот мой рассказ

Про того, который пас.

Толи принц он, толи нищий,

Ты об этом в сказке сыщешь.

Проучил принцессу в раз

Этот хитрый … (Свинопас)


Всюду вьюги и метели,

Не звенят весны капели.

В той стране одна лишь стужа,

И с добром никто не дружит.

Там сидит на троне дева

Злая …. (Снежная королева)


В этой сказке интересной

Есть красивая принцесса.

А ещё солдат есть бравый,

Что влюблён в принцессу-паву.

В сказке доброй всем на диво

Есть волшебное … (Огниво)


Конкурс 1. Сказка начинается.

Как начинаются русские народные сказки? Ну, конечно «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…» У Андерсена всё иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами, приведёнными на слайдах. За правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. «Жила на свете одна женщина. У неё не было детей, а ей очень хотелось ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье…» (Дюймовочка)

  2. «Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь уже пожелтела, овсы зеленели, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски – он выучился этому языку от матери» (Гадкий утёнок)

  3. Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал своё, а теперь держал путь домой. (Огниво)

  4. Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую… (Принцесса на горошине)

  5. Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий… Раз он был в особенном расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже.. (Снежная королева)

  6. Было когда-то на свете двадцать пять… , все братья, потому что родились от одной старой оловянной ложки. Ружьё на плече, смотрят прямо перед собой, а мундир–то какой великолепный – красный с синим. (Стойкий оловянный солдатик)


Конкурс 2. Узнай героя

Нужно угадать, о каком герое идёт речь и из какой он сказки. За правильный ответ (имя и название сказки) команда получает 2 балла

  1. «… безобразная, противная: нижняя губа висела у неё до самой груди» (ведьма из «Огниво»)

  2. «Но милее всех был барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста… « (Балерина из «Стойкий оловянный солдатик»)

  3. «Женщина эта, необычайно прекрасная, была изо льда, из ослепительного , сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза её были, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира..» (Снежная королева из «Снежная королева»)

«Одет он был прелестно – в шёлковый кафтан; только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливает то синим, то зелёным, то красным..» (Оле-Лукойе из «Оле-Лукойе»)

Никто не знает столько сказок, - писал Андерсон, - сколько знает их ОлеЛукойе». Дословно перевод этого имени с Датского на русский язык означает «закрой глаза».

  1. «Он стоял грациозно, с лестницей в руках, и лицо у него было бело-розовое, словно у девочки, и это было немножко неправильно, он мог бы быть и почумазей… (Трубочист из «Пастушка и трубочист»)

  2. В самой чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы…» (Эльф из «Дюймовочка»)

В первых переводах на русский язык сказка «Дюймовочка» называлась «Лизок-с-вершок»)


Конкурс 3. Собери название.

Командам даются карточка со словами (буквы перепутаны), из которых нужно собрать название сказки. Первая команда получает 3 балла, вторая-2балла, третья-1 балл.

тероян зи годоно чакруст (Пятеро из одного стручка)

еново тальпе ялокор (Новое платье короля)

шупактас и тисобчурт ( Пастушка и трубочист)


Игра со зрителями

Доскажите словечко, чтобы получилось название сказки

«Свинья-…(копилка)»

«Перо и …(чернильница)»

«Серебряная…(монетка)»

«Принцесса …(на горошине)»

«Дикие …(лебеди)»

«Стойкий…(оловянный солдатик)»


Ребусы.

Солдат

Герда

Крот


Как звали смелую девочку из сказки “Снежная королева?”

В кого превратился утёнок?

Какой предмет помог королеве выяснить, настоящая ли перед ней

принцесса?

Как звали сестру одиннадцати принцев из сказки “Дикие лебеди”?


Конкурс 4. «Чья это вещь?»

Вспомните, кому принадлежит вещь на картинке и как называется сказка. За полный ответ-2 балла, за неполный-1 балл

Тюльпан – Дюймовочка, «Дюймовочка»

Санки –Кай, «Снежная королева»

Бумажный кораблик – Солдатик, «Стойкий оловянный солдатик»

Роза и соловей – Принц, «Свинопас»

Скорлупка грецкого ореха - Дюймовочка, «Дюймовочка»

Крапива - Элиза, «Дикие лебеди»


Конкурс 5. «Собери и раскрась картинку»

Командам раздаются разрезанные картинки. По принципу пазла её нужно собрать, наклеить на лист и раскрасить. Команда, выполнившая задание раньше всех, получает 3 балла, вторая-2 балла, последняя – 1 балл.

Со зрителями проводится физминутка и конкурс «Узнай сказку по трё словам»

Свечка, солдат, крупа

Молния, тюфяк, ночь

Ласточка, крот, эльфы

Море, хвост, голос

Ткачи, платье, народ

Перья, крапива, рубашка

Вопросы для зрителей:

1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда?

(«Снежная королева».)


  1. Осколки какого предмета ранили Кая из сказки «Снежная королева»? (Зеркала, которое смастерил злой тролль. В нём всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное - увеличивалось во много-много раз.)

3. Какие цветы, напоминавшие Герде о Кае, спрятала старушка-колдунья? (Розы.)


4. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки?

(Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».)


5. Кто в сказке «Снежная королева» складывал из льдинок слово «вечность»? (Кай.)


6. Чтобы Кай перестал мёрзнуть, Снежная королева завернула его в свою медвежью шубу, а вдобавок сделала это. Что? (Поцеловала его в лоб.)


7. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво».)

8. Кто в сказке Андерсена попросил солдата достать огниво из дупла дерева?

(Старая ведьма.)


9. Какую хитрость придумала королева-мать из сказки «Огниво», чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса? (Дырявый мешочек с гречкой.)


10. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? (Русалочка.)



Конкурс 6. «Доска объявлений»

Дорогие друзья! На доске объявлений 3 текста к сказкам Андерсена, ведь в сказках происходит жизнь, похожая на нашу. Попробуйте понять, кто из сказочных героев мог их дать. Давайте сначала потренируемся.


«Принимаем заказы на пошив одежды для королевских особ. Детям до 16 лет вход на просмотр готового изделия запрещён» (Хитрецы из сказки «Новое платье короля»)

«Куплю новый цветной зонтик вместо лёгкого снотворного для детей» (Оле Лукойе)


«Молодая девица скромного поведения и похвального прилежания принимает заказы на вязание изделий из оригинального материала – крапивы» (Элиза из сказки «Дикие лебеди»)

«Проводится распродажа игрушек из олова. Для игрушек с небольшими дефектами скидка 40 %» (Солдатик из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)


Конкурс 7. Кроссворд.

Кроссворд (10 минут)

В выделенных клеточках должно получиться имя героини одной из самых известных сказок Андерсена.



1. Имя девочки, спасшей Кая.

2. Эти цветы танцевали на балу у маленькой Иды.

3. Самая лучшая певчая птица из сказки с одноименным названием.

4. Имя, которым Эльф назвал Дюймовочку.

5. Цветок, который принёс в дар принцессе герой сказки «Свинопас».

6. Материал, из которого были сделаны солдатики.

7. Предмет, сделавший солдата счастливым.

8. Эта героиня превратилась в морскую пену.

9. Предмет, который разбила Снежная Королева.

10. Имя мальчика, которому Оле-Лукойе каждый вечер рассказывал сказки.


(Для зрителей предлагается кроссворд, содержащийся в презентации)

Подведение итогов

(если спорные очки, проводится блицопрос)

1. Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (В 15 лет.)


2. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? (Её прекрасный голос.)


3. Из какого материала построен дворец морского царя в сказке «Русалочка»? (Коралл.)

. Кто был сыном оловянной ложки?

(Стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Андерсена.)


5. На чём путешествовал стойкий оловянный солдатик? (На бумажном кораблике.)


6. Сколько братьев было у оловянного солдатика в сказке Г.К. Андерсена? (24).


7. В сказке «Стойкий оловянный солдатик» мальчику подарили 25 оловянных солдатиков. Все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? (У него была одна нога).


8. Кого в сказке Андерсена полюбил стойкий оловянный солдатик? ( Бумажную балерину).



9. За какой предмет в сказке Андерсена была назначена цена в 100 поцелуев?

(За трещотку. Сказка «Свинопас» Андерсена.)


10. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели сжечь на костре, на городской площади? («Дикие лебеди».)


11. Как звали героиню сказки «Дикие лебеди» Андерсена? ( Элиза.)


12. Какой герой сказок Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто? (Оле-Лукойе.)


13. При помощи какого волшебного предмета Оле-Лукойе из сказки Андерсена посылал детям сказочные сны? (Зонтик).


14. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем… (Дюймовочка.)


15. Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы? (Рыбки.)


16. Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (Крылышки.)


17. Кто был богатым и ученым соседом полевой мыши, который влюбился в Дюймовочку и пожелал жениться на ней? ( Крот.)


18. На ком совершила необыкновенное путешествие из норы крота в теплые края Дюймовочка? (На ласточке.)

19. В кого превратился Гадкий Утёнок в одноимённой сказке Андерсена? ( В лебедя.)


20. Что положили под тюфяки и перины принцессе, чтобы проверить, что она действительно принцесса? (Горошину.)


Награждение.

Сегодня мы вспомнили лишь малую часть удивительных сказок Г.Х.Андерсена. Он любил повторять: «Чудеснейшая из сказок – это жизнь». Давайте жить так, чтобы наша сказка была светлой, доброй и удивительнейшей из всех сказок мира. Наше мероприятие мне хочется закончить стихотворением Михаила Грозовского «Читайте Андерсена, люди!»

Читайте Андерсена, люди!

Нет лучше сказок на земле!

Пусть первым из уроков будет

Рассказ о голом короле.

Тогда хитрющие портные,

Ребята продувные слошь,

Решили как-то – вот шальные!-

Сыграть на трусости вельмож.

Король в кругу чиновной знати

Красой похвастать захотел

И вот невидимое платье

На тело пухлое надел.

А после шествовал спесиво,

Открыв и пузо, и бока,

И каждый вслух дивился диву,

Боясь прослыть за дурака.

Читайте, люди, эту книжку,

Как голым шёл по улице глупец,

Когда единственный мальчишка

Всем громко крикнул наконец:

«Король-то голый!» - так всерьёз

Лишь мальчик правду произнёс.

Один в кругу льстецов придворных

Не перепутал свет и тьму,

А простодушно и бесспорно

Доверил глазу своему.