СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного мероприятия по музыке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия»

МБУ ДО «Комсомольская детская музыкальная школа»











Общешкольное внеклассное мероприятие

М. И. Глинка









Подготовила и провела

С. В. Смирнова



Великого русского композитора М. И. Глинку справедливо называют основоположником русской музыкальной классики. Это не значит, что русская музыка до Глинки не представляла собой ничего ценного, – Россия испокон веку славилась талантами. Но печальная судьба ожидала тех, кто был рожден крепостным, они всю жизнь подчинялись прихотям барина. Иные препятствия стояли на пути музыкантов из высших сословий. В дворянской среде музыка считалась обязательным элементом хорошего воспитания. Образованные любители музыки – дилетанты, как тогда их называли, – пользовались вниманием и симпатией. Но сделать музыку основным своим занятием – вместо военной или дипломатической карьеры – казалось непростительным легкомыслием.

20 мая 1804 года, в семье отставного капитана в селе Новоспасское Смоленской губернии, родился М. И. Глинка. Все воспитание маленького Миши взяла на себя бабушка, Фекла Александровна. 6 лет мальчик провел в «бабушкиных застенках». Он рос слабым, болезненным ребенком. Яркие детские впечатления были связаны с русскими песнями, сказками, которые были спеты и рассказаны ему его няней, Авдотьей Ивановной.

В зрелые годы об этом времени М.И. Глинка писал:

«Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку»

Мальчик рано научился читать, умел и любил рисовать. После смерти бабушки имение перешло в руки отца, но вскоре началась война с Наполеоном и вся семья переехала в Орел. По словам Глинки, он открыл для себя музыку в 10 лет. Его дядя, живший по соседству, привез к себе крепостных музыкантов. Новое впечатление от музыки было настолько ярким, что он не мог больше ни о чем думать.

«Учитель рисования сказал мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке. «Что же делать? – отвечал я. – Музыка – душа моя».

1817 год. 13-летнего Мишу отдают учиться в пансион для юношей при Петербургском педагогическом институте. Учились там 4 года. В пансионе с Глинкой учился младший брат А.С. Пушкина, Левушка. Пушкин часто навещал брата, также в пансионе бывали поэты А. Дельвиг, Е. Баратынский. В общем Глинка мог общаться с «золотой молодежью» русской культуры. В пансионе изучал иностранные языки, географию, зоологию, посещал театр, занимался музыкой.

1824 год – поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.

Но в 1828 году оставляет службу, чтобы полностью посвятить себя творчеству. К этому времени он уже был автором романсов, арий в итальянском стиле. Среди его друзей А. Мицкевич, А. Грибоедов, А. Керн.

С 1830 – 1833 г.г. путешествует для поправки здоровья. Варшава, города Германии, Италии. Затем он поселился в Вене. Здесь же родился замысел создания национальной оперы на русский сюжет. С этой мыслью он возвращается домой. Сюжет был подсказан поэтом В.А. Жуковским. Работа над оперой проходила быстро. Композитор назвал ее «Иван Сусанин», но цензура заставила назвать произведение «Жизнь за царя». Премьера состоялась 27 ноября 1836 года. Передовая публика приняла оперу восторженно. Аристократия назвала ее «кучерской музыкой».

Сам композитор впоследствии писал:

«Сцену Сусанина в лесу с поляками я писал зимою, всю эту сцену, прежде чем я начал писать, я с удовольствием читал вслух и так живо переносился в положение моего героя, что волосы у самого меня становились дыбом и мороз продирал по коже».

Некоторые из аристократов, говоря о моей опере, выразились с презрением: «Это кучерская музыка». Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

Вскоре после премьеры оперы Глинка занял должность капельмейстера Придворной певческой капеллы. Работа занимала много времени, но он был весь в новом замысле. Один из друзей подал ему мысль о ранней поэме «Руслан и Людмила». Композитор даже обсуждал идею совместной работы с Пушкиным, но ранняя смерть поэта не дала ей осуществиться. Работа над новой оперой растянулась на несколько лет.

В это время Глинка знакомится с дочерью А. Керн, Катей, и увлекается ей. Она отвечает взаимностью. Ей Глинка посвящает два изумительных творения: «Вальс-фантазию» и романс «Я помню чудное мгновенье».

1839 год – подал заявление об уходе и всецело посвящает себя работе над оперой.

К марту 1842 г. опера была готова. Вокруг «Руслана и Людмилы» разгорелись критические споры. Глинка переосмыслил содержание юношеской поэмы Пушкина. На первый план он выдвинул величавые образы Киевской Руси, впервые красочно представлен мир Востока. Высокопоставленные слушатели на премьере свистели.

Композитор говорил совей сестре:

«Поймут твоего Мишу, когда его не будет, а «Руслана» через сто лет…».

Он был прав. История закрепила за ним первенство в создании сказочно-эпического жанра в русской опере.

1844 год – уезжает за границу, чтобы забыть о «своем горе». В это путешествие он посещает Францию, Испанию. Знакомится с В. Гюго, Г. Берлиозом, П. Мериме. В Мадриде он создал знаменитую «Арагонскую хоту». По возвращению в Россию была написана гениальная «Камаринская».

В начале 50-х годов музыкальная жизнь России сильно изменилась. Появилось новое поколение музыкантов. Многие входили в окружение М. Глинки. Среди них можно назвать братьев Спасовых, А. Серова, М. Балакирева.

В 1852 г. – Глинка вновь едет во Францию. Здесь он дает уроки, музицирует в гостиных своих друзей. По возвращению по совету своей сестры Л. И. Шестаковой начинает работать над автобиографическими записками. Чувствует себя плохо. В 1856 году вновь уезжает за границу в Берлин. Там он сильно простудился, заболел и 3 февраля ранним утром 1857 года композитора не стало. Похоронен на Троицком кладбище, а в мае, благодаря хлопотам сестры, гроб с телом великого музыканта был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!