СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект внеклассного мероприятия на тему: «Я- гражданин России!»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект внеклассного мероприятия на тему: «Я- гражданин России!» Цель мероприятия: ? Способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся ? Содействовать популяризации государственных символов Российской Федерации ? Способствовать расширению исторических знаний и представлений обучающихся ? Способствовать развитию творческих способностей школьников Задачи: ? дать учащимся представление о понятиях «Конституция»,«Гимн», «Герб», «Флаг»; ? рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней; ? организовать дискуссию и конкурс рисунков. Основные понятия: Конституция, герб, флаг, гимн.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеклассного мероприятия на тему: «Я- гражданин России!»»

7


План-конспект внеклассного мероприятия на тему: «Я- гражданин России!»


Цель мероприятия:

  • Способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся

  • Содействовать популяризации государственных символов Российской Федерации

  • Способствовать расширению исторических знаний и представлений обучающихся

  • Способствовать развитию творческих способностей школьников

Задачи:

    • дать учащимся представление о понятиях «Конституция»,«Гимн», «Герб», «Флаг»;

    • рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней;

    • организовать дискуссию и конкурс рисунков.



Основные понятия: Конституция, герб, флаг, гимн.

Оборудование занятия: изображения российских флага и герба ; музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна.

Ход занятия.

  1. Символы государства

Беседа с классом, в ходе которой учитель выясняет, какие существуют символы государства.

- Как называется государство, в котором мы все живем?
(Россия).

— Что для нас — Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)

- Какие вы знаете символы нашей Родины?

Если дети затрудняются с ответом, то учитель им помогает вопросами: какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников? Какая музыка при этом исполняется? Если ученики все равно не могут ответить, учитель говорит: у всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это — герб, флаг и гимн.

II. Российский герб

Далее учитель объясняет, что такое герб и для чего он служит.

- Дети, кто знает значение слова «герб»?

Учитель объясняет: у всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». (Учитель записывает это слово на доске.) Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины — России.

При этом учитель предлагает ученикам рассмотреть изображение современного герба России.

- Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит).

Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла — скипетр и держава. Скипетр — это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава — это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

- Где мы можем увидеть изображения герба? (Например, он изображен на пограничных столбах, символизируя начало территории нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы).

а) Святой Георгий Победоносец

- Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о нем знаете?

Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. В качестве иллюстрации использовать репродукцию иконы Чудо Георгия о змии. На Руси его именем часто называл и детей —оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь — отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы — столицы России.

Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия — символ зла. б) Двуглавый орел

Расскажите о другой составной части современного герба России - двуглавом орле.

На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).

Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

- Крылья орла подняты — почему? (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия — могучая страна).

III. Государственный флаг

Далее учитель предлагает рассмотреть изображение флага России. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

- Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя).

Эти слова означают одно и то же, только слово знамя — славянское, а флаг — голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности — они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

- Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный).

Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий — небо, верность и правду, красный — храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили са­рафаны красного и синего цвета.

- Когда поднимают флаг? Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Мы должны гордиться нашим флагом — ему уже более трехсот лет!

IV. Государственный гимн

О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн).

А вы знаете, что такое гимн?

Гимн — это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях — каких? Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

Прослушайте музыкальную запись и прочтите текст гимна. (Спеть хором)

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина - Россия (обращает внимание учеников на конкретные слова гимна, подтверждающие эту идею). Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.


V. О науке Геральдике.

Сообщение учащегося.

Геральдика - это наука, изучающая гербы, герб - это рисунок на щите. Первые геральдические изображения появились ещё в незапамятные времена. Позже различными рисунками стали украшать щиты и оружие. В XII-XIII веках возникла необходимость классифицировать подобные изображения. Появились такие понятия, как герб и геральдика. За несколько столетий существования, в геральдике выработались чёткие правила изображения и описания гербов.

Вопреки сложившемуся мнению, собственный герб могут иметь не только дворяне и представители высшей аристократии. Например, в Священной Римской империи было несколько тысяч бюргерских фамилий, имевших родовые гербы. Геральдика - наука интернациональная и внеклассовая. Известны гербы крестьян и рыбаков, священников разных концессий и атеистов, представителей разных национальностей, государств, земель, городов, коллективов и отдельных личностей. Геральдику принято делить на государственную, территориальную и городскую, родовую (в том числе и личные гербы), и корпоративную.



VI. Дискуссия «Можно ли носить символы государства на одежде?»

Мнения учащихся были выяснены заранее с помощью анкетирования. Теперь учащимся предстояло высказать вслух свою точку зрения и отстоять ее.

VII. Викторина Символы России (по материалам классного часа)

1. Назовите три обязательных символа России.

2. Что такое скипетр?

3. Что такое держава?

4. Как зовут всадника, изображенного на гербе?

5. Что символизирует двуглавый орел?

6. Как на Руси назывался флаг?

7. Что символизируют цвета флага?



VIII. Официальными символами нашего государства также являются:

Столица нашей Родины – Москва

Президент России – Д.А.Медведев

Конституция – основной Закон



IX. Неофициальные символы России.

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.



Учитель Ченцова О.Н.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!