СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия "День Конституции Российской Федерации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован при проведении классного часа по теме "День Конституции Российской Федерации", на основе этого материала выполнена презентация "День Конституции Российской Федерации", расположенная на моем сайте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "День Конституции Российской Федерации"»

Тема: День Конституции Российской Федерации

Цели и задачи: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой государства; воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.

Оборудование: презентация «День Конституции Российской федерации», разрезные картинки герба и флага РФ; запись Гимна Российской Федерации.

Подготовительная работа: разучивание стихотворений детьми.

Предполагаемый результат: учащиеся познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, символами России.


Ход мероприятия:

- Какой праздник отмечается сегодня в нашей стране? (День Конституции) Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразлична судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Слайд 2.


- Что такое Конституция?

Слайд 3.

Давным-давно, когда на Земле появились люди, появились и первые вопросы: что люди могут делать и что делать нельзя, каковы обязанности каждого человека, какие у него есть права. Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Люди решали эти вопросы и в драках, и в битвах и войнах, и в обычных беседах между собой, и путём переговоров.

Так, постепенно, люди устанавливали для себя правила поведения, учились жить по установленному порядку, наказывали тех, кто нарушал общепринятые устои жизни. Самые главные правила стали называться законом. Основной закон государства – это Конституция.

Конечно, в нашей стране существует много правил и законов, но ни одно из них не должно противоречить главным правилам, записанным в Конституции.


- Когда и как была принята Конституция? (12 декабря 1993 года)

Слайд 4.

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум (всенародное обсуждение). Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно.

Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.


- Что сказано в нашей Конституции?

Слайд 5.

В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.


- А знаете, ребята, с чего начинается Конституция? На первой странице – Гимн нашей страны. Что такое гимн? (ответы детей) Гимн – слово древнегреческое, происходящее от глагола «гимено» (петь, прославлять). Но прославлять не в смысле «хвалить», а делать общеизвестным, сохранять память.

История российских гимнов неразрывно связана с развитием страны. На протяжении всего существования Российского государства было более десятка гимнов и каждый стал символом того или иного времени.

После распада СССР, в 1991 году, гимном России стала «Патриотическая песня» Михаила Глинки, но не хватало отправной точки для этой музыки – не было текста. Через десять лет, после жарких дискуссий было решено вернуться к музыке советского гимна А. Александрова, создав лишь новый текс. И 7 марта 2001 года в качестве официального гимна Российской Федерации был принят текст С. В. Михалкова.

- Как нужно слушать гимн? (стоя, мужчины снимают головные уборы) Детям предлагается послушать гимн Российской Федерации.

Слайд 6.


- Какие символы государства ещё существуют? (флаг и герб)

Игра «Собери герб и флаг» Работа в парах: дети получают комплекты разрезных картинок и собирают герб и флаг нашего государства.

Слайд 7.

Герб представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея».

Слово “герб” пришло в русский язык в XVI – XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает “наследство”. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.

Откуда же возникла эмблема двуглавого орла на Руси?

Первоначально историки думали, что Русь заимствовала её из Византии. Как знак императорского двора двуглавый орёл украшал ткани, одежду и обувь императоров и придворных. Орёл почитался с древнейших времён и в Риме, и на Балканах. Но, самое интересное, двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле. В конце 1530-х гг. двуглавый орёл приобрёл более воинственный вид, Его начали изображать с раскрытыми клювами и высунутыми языками. В геральдике такая эмблема называется вооружённый орёл.

Короны на российском гербе можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной.

Скипетр – это указующий жезл или посох. В мифологии скипетр принадлежал верховному божеству. Держава – шар с крестом – символ власти царя над миром. Ранее державу называли «яблоком государевым».

Всадник, поражающий копьём дракона на груди орла – это герб Москвы. Это символ борьбы добра со злом.


Слайд 8.

B 1667-1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России.

Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой.

К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны. В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.

Одни исследователи полагают, что флаг состоял из четырёх частей. Синий крест делил полотнище по вертикали и горизонтали, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. По краям полотнища шла красная кайма.

В 1699 году Петр I придал морскому флагу статус государственного – главного символа страны.

11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции президент России подписал указ “О государственном флаге Российской Федерации”. В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага.

Российский триколор возник, вероятно, по голландскому образцу. Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий – небесную сферу, белый – божественный свет. Красный цвет считался символом отваги и мужества, а также был синонимом красивого. Голубой цвет был символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство.

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников о торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатический представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Слайд 8.

Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.

Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.


Игра «Да – нет» (Учитель задает вопросы. Если услышанное в пользу человека, говорим: «Да!», если противоречит закону, говорим: «Нет!»)

- Россия – наша страна?

- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

- Можно ли человека обращать в рабство?

- Можно ли к человеку относиться жестоко?

- Защищён ли человек законом?

- Имеет ли человек защищать себя с помощью суда?

- Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

- Можно ли уехать из своей страны, а потом снова вернуться на Родину?

- Может ли человек владеть имуществом?

- Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

- Можно ли запретить свободный выбор труда?

- Защищает ли закон материнство и младенчество?

Все эти законы прописаны в Конституции, и мы не имеем право нарушать их, вести себя, противореча этим законам. Я вам, ребята, предлагаю сейчас вспомнить, какие права и обязанности имеете вы.


Работа в группах (учащиеся в течение 5 минут вырабатывают свои права и обязанности, затем зачитывают их, сравнивают свою работу с работой других групп, а затем знакомятся с содержанием слайдов)

Слайды 10, 11.


- Кто является Президентом нашей страны?

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые записаны в нашем основном законе, Презедент перед вступлением в должность обязан произнести присягу народу России. Слова присяги также записаны в Конституции, а произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных взрослых людей – членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.

Слайд 12.

А слова, которые произносит Глава государства следующие:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».


- Наше занятие подошло к концу. Давайте проверим, что мы узнали.

Слайд 13.


В заключение дети читают стихи:

Слайд 12.


С Днем Конституции, друзья,

Един народный праздник.

Великая страна

Не знает пусть несчастий.


Цветет и крепнет пусть в веках,

Войны и слез не зная.

И равноправие на года

Всем нам предоставляя.


Гордимся мы своей страной,

Великою державой,

Она для нас родимый дом,

А Конституцией по праву

Нам гарантирует закон

Порядок, труд и право.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!