ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 7 КЛАССА
«ДЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ».
Цель мероприятия: развитие финансовой грамотности учащихся.
Задачи мероприятия:
Обучающие:
а) познакомить учащихся с историей праздника: «День финансиста»;
б) выяснить историю происхождения денег;
в)раскрыть сущность денег как нравственной категории, путем постановки проблемного вопроса.
2. Развивающие:
а) развивать кругозор учащихся;
б) развивать умения анализировать и основываться на личном опыте, выполняя задания, связанные с экономической деятельностью.
3. Воспитывающие:
а) воспитывать бережливость;
б) прививать правильное отношение к деньгам.
Организационная форма мероприятия: игра с элементами эвристической беседы.
Оборудование: классная доска, компьютер, проектор.
Реквизиты: маленькие листочки в каждой команде, ручки, магнитики.
Время проведения: 40 минут.
Место проведения: кабинет истории и обществознания.
Ребята заранее должны были поделиться на три группы, выбрать капитана и подготовить для мероприятия сообщения по группам: как устраивали свою жизнь и зарабатывали деньги такие известные личности как:
1)Маргарет Тэтчер;
2)Генри Форд;
3)Джон Рокфеллер.
Сообщения готовят капитаны.
Мной заранее было выбрано независимое жюри (в их роли выступили две девочки из одиннадцатого класса).
Ход мероприятия.
На доске крупными буквами записано название мероприятия: «ДЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ».
Записан проблемный вопрос: «Деньги – зло или благо?» На этот вопрос ребята должны будут ответить в конце данного мероприятия.
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на мероприятии, которое посвящено дню финансиста. Сегодня мы с вами познакомимся с историей данного праздника, узнаем историю появления денег и как правильно с ними обходиться. А так же узнаем, какая команда лучше понимает значение экономических терминов и быстро и грамотно может их изложить. А наше многоуважаемое жюри будет внимательно следить за выполнением конкурсов и работой команд, а в конце мероприятия объявят победителей. А сейчас, ребята, вам дается три минуты, чтобы вы придумали название, девиз своим командам и выбрали капитана. После этого поочередно каждая команда должна выйти к доске и представить себя и своего капитана.
Ребята определились с названием, девизом команды, выбрали капитана и успешно представили команду и своего капитана. Образовалось три команды по пять человек: «знатоки», «экономисты» и «финансисты».
- Ребята, обратите внимание на проблемный вопрос на доске: «Деньги – зло или благо?» На этот вопрос вы должны будете ответить в конце нашего мероприятия. Это задание общее для всех команд.
Основная часть мероприятия:
Теоретический материал сопровождается показом слайдов презентации.
- Ребята, а вы знаете, когда празднуется день финансового работника? (первый слайд презентации).
Вопрос был задан с целью активизации класса и установления диалога между учителем и учащимися.
- 8 сентября в России отмечают свой профессиональный праздник работники финансовой сферы: экономисты, банкиры, бухгалтера и работники других финансовых служб (второй слайд презентации).
Праздник ведет свою историю с XIX века, когда 8 сентября 1802 года император Александр I издал Указ об образовании Министерства финансов России. Целью его было развитие страны, завоевание высшего места на мировом рынке и строительство собственной экономики (третий слайд презентации). В документе говорилось, что «должность Министерства финансов имеет два главных назначения: управление государственными частями, которые доставляют Правительству нужные доходы, и генеральное распределение всех доходов по разным частям государственных расходов».
- Посмотрите, как выглядели дома, где жили министры финансов, и в каком здании в то время располагалось министерство (четвертый слайд презентации).
Одним из самых известных российских министров финансов прошлых веков являлся граф Канкрин. Он занимал эту должность на протяжении 21 года и предельно четко сформулировал: «Защита финансов — это защита жизненной силы существования государства» (пятый слайд презентации).
Первый конкурс:
- Ребята, прочитайте данное высказывание графа Егора Францевича Канкрина еще раз. Как вы понимаете это высказывание? Обсудите в группах, сформулируйте четкий ответ, а после каждая команда по порядку выскажется. Вам дается на это задание три минуты (3 балла команде за лучшую формулировку ответа).
Революция 1917 года, хотя и изменила государственное устройство, но отменить деньги совсем не смогла, потому Министерство финансов и существует в нашем Отечестве уже более 200 лет и играет огромную роль в формировании экономики страны, как на национальном, так и на международном уровнях (шестой слайд презентации).
Долгое время отмечали ряд праздников отдельных финансовых работников: День банковского служащего, День оценщика, День бухгалтера, День страховщика, День брокера. Все эти праздники названы в календаре, но имеют статус больше корпоративный, чем общероссийский (седьмой слайд презентации).
Преобразования в стране, мировой кризис и реформы российской жизни требовали более внимательного отношения властей к профессии финансиста, потому в 2011 Указом Президента России 8 сентября был официально признан всероссийским Днем финансиста (восьмой слайд презентации).
Сегодня главными задачами Минфина РФ являются совершенствование бюджетной системы РФ, разработка и реализация стратегического направления единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики (девятый слайд презентации).
Второй конкурс:
- Ребята, а вы знаете, кто является министром финансов в нашей стране? (2 балла получает та команда, которая правильно отвечает на вопрос, ответ запишите на вашем листочке ).
- Посмотрите на слайд презентации и проверьте - правильно ли вы ответили на вопрос (десятый слайд презентации).
Третий конкурс:
- Ребята, а с какими словами у вас ассоциируется слово «финансы?»
- Каждая команда пишет на маленьких листочках ассоциации со словом «финансы» и прикрепляют с помощью магнитиков на свою часть доски. Вам на это дается одна минута. Чем больше слов вы напишите, тем больше баллов выставит жюри. Жюри добавляет по одному баллу за скорость.
- Каждая команда написала на своих листочках слово «деньги». А что такое деньги? А для чего нужны деньги? (ребята устно отвечают на вопрос)
- А задумывались ли вы когда-нибудь, что этот атрибут жизни не всегда существовал в человеческом обществе. Знаете ли вы, где и когда появились деньги? Как выглядели первые деньги? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик об истории происхождения денег.
Четвертый конкурс (после просмотра видеоролика):
- Перед вами пословицы о деньгах, вы должны соединить начало пословицы (левую часть) с ее окончанием (правой частью). После того, как вы сделаете, вы должны отдать листочек жюри.
Жюри добавляет балл за скорость и балл за каждую правильную пословицу. Максимальная оценка 7 баллов.
Голод не тетка, Ближняя копеечка Копейка Долго спать Без копейки Не спеши языком | спеши делом. с долгом вставать. дороже дальнего рубля. рубля не бывает. рубль бережёт. пирожка не подсунет. |
Пятый конкурс:
- Теперь, ребята, давайте проверим: знаете ли вы важнейшие экономические термины, с которыми часто сталкиваются финансисты.
Каждой команде раздаются по два термина, на которые они должны дать в письменной форме четкий, быстрый и правильный ответ. Команде, которая первая выполнит задание, прибавляется один балл. Максимальная оценка – 3 балла.
Термины для первой команды - знатоки: товар, прожиточный минимум.
Термины для второй команды – экономисты: бизнес, основные материальные потребности.
Термины для третьей команды – финансисты: стоимость, расходы.
Пятый конкурс:
- На листочке, который я вам раздала, в правой колонке находятся термины, а в левой их обозначение. Вы должны правильно соединить левую колонку с правой, а потом отдать жюри. Жюри добавляет один балл той команде, которая быстрее справится с заданием.
Жюри ставит один балл за каждый правильный ответ. Максимальная оценка – 7 баллов.
1 | Экономика | А | Количество товаров и услуг, которые гражданин или семья могут приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы. |
2 2 | Натуральное хозяйство | Б | Источники, средства, обеспечения жизни людей, предпринимательской деятельности, производства. |
3 | Прибыль | В | Разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажа. |
4 | Заработная плата | Г | Образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить всё или почти всё, что ей нужно для жизни. |
5 | Доход | Д | Денежное вознаграждение, которое получает работник или семья за свой труд за определённый период времени. |
6 | Ресурсы | Е | Хозяйство и хозяйственная деятельность т.е. совокупность средств, ресурсов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей. |
Данные экономические термины связаны с деньгами. А ведь с деньгами тоже нужно обращаться правильно. А давайте посмотрим, как обращаются с деньгами на Западе.
Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры или даже газетами торгует, зарабатывая себе на каникулы. И это не жестокость и не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги — воспитательное средство.
Давайте послушаем сообщение об известных личностях. Каково было их отношение к деньгам?
Шестой конкурс: конкурс капитанов.
Капитан каждой команды рассказывает, как на Западе люди, которые стали самыми известными и богатыми личностями, начинали зарабатывать деньги. Каждая команда получает по два балла.
1.Маргарет Тэтчер
2. Генри Форд
3.Джон Рокфеллер
Задаю вопрос ребятам, которые слушали материал: какой вывод можно сделать из данных сообщений? Обучающиеся делают выводы.
Заключительная часть мероприятия:
Молодцы ребята. Отлично справились с конкурсами. А пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами ответим на вопрос: «Деньги – зло или благо?» Как нужно обращаться с деньгами?
Ребята высказывают свое мнение.
Слово жюри. Подведение итогов.
Жюри, подсчитав баллы, награждает грамотой за третье место и шоколадками команду «Экономистов», которые заработали за конкурсы 20 баллов.
За второе место вручается грамота и возможность (по желанию) выставить оценку четыре по обществознанию в журнал и дневник команде «Финансисты». Так же каждому участнику команды вручается шоколад. Команда «финансисты» заработала 23 балла.
Первое место заняла команда «Знатоки». У них в общем счете 31 балл. Им будет выставлена оценка пять по обществознанию. А так же жюри вручило им грамоты и шоколадки.
Завершить наше мероприятие я бы хотела словами французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».
И все же, общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные методы. Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так или иначе, используются деньги, между людьми.
Спасибо всем за участие!