Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, аудиосистема, электронная презентация, запись видеоролика, файлы Smart Notebook с заданиями, карточки с кроссвордом для каждой команды, сундучок с предметами, корзина с яичками, игрушка курочка, кармашки – смайлики для рефлексии, жетоны для рефлексии, медали «Лучшему знатоку сказок».
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
1 | Организационный момент. 1 мин | - Ребята, нам предстоит сегодня выполнить много трудных, но очень интересных заданий. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза и мысленно пожелайте себе удачи. Я тоже желаю вам успешно справиться с трудностями и проверить свои знания. | Обучающиеся настраиваются на работу. | |
2 | Актуализация знаний. Отгадывание загадок о сказочных героях. 2 мин | - Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Сегодня мои загадки будут непростыми – я буду вас нарочно обманывать и запутывать. Будьте очень внимательны и не попадайтесь в мои ловушки. 1) Потерял он как-то хвостик, Но его вернули гости. Он ворчлив, как старичок. Этот грустный … (Ослик) - Правильно, Ослик. А хотелось-то сказать - Пятачок. 2) Он большой шалун и комик, У него на крыше домик. Хвастунишка и зазнайка, А зовут его… (Карлсон) -Верно. А хотелось ответить – Незнайка. Ну и ещё загадка: 3) Он гулял по лесу смело. Но лиса героя съела. На прощанье спел бедняжка. Его звали (Колобок). Молодцы! Все загадки отгадали, ни разу не попались. - Скажите, а что общего у всех отгадок? Существуют ли те, кого вы назвали, на самом деле? | Дети отгадывают загадки, обобщают: все отгадки - имена сказочных героев. | Презентация. Слайды 1, 2, 3, 4. |
3 | Самоопределение к деятельности. Просмотр видеофрагмента о сказках. 3 мин | - Я предлагаю вам посмотреть видеоролик. После просмотра мы побеседуем. - Скажите, о чём это видео? А о чём говорилось в песне? Назовите сказки, фрагменты которых вы увидели на экране. Как вы узнали эти сказки? | Обучающиеся просматривают видеоролик, называют сказки, героев которых они увидели и узнали: «Морозко», «Золушка», «Репка», «Буратино» и т.д. | Видеоролик «О сказках» с музыкальным сопровождением. https://ok.ru/video/42383706861 |
4 | Постановка цели занятия. 1 мин | - Догадались ли вы, о чём пойдет речь сегодня на занятии? - Вы правы. Сегодня мы поговорим о самых разных сказках. Вспомните, на какие группы делятся все сказки? - Сказок на свете очень много. Их сочиняли издавна и на Руси, и в других странах. Многие поэты писатели наряду с рассказами и стихами тоже придумывали сказки. Назовите фамилии авторов-сказочников. | Обучающиеся высказывают свои мнения, ставят цель занятия – вспомнить сказки, их персонажей и содержание. -Бытовые, о животных, волшебные. -Авторские и народные. А.С.Пушкин, К.И.Чуковский, П.П.Ершов, С.В.Михалков и т.д. | |
5 | Повторение правил работы в группе. 2 мин | - Занятие у нас сегодня необычное. Мы проведем его в форме викторины. Что такое викторина? - Участвовать в викторине будут три команды (делим класс по рядам). Поскольку работать вы будете в группах, вспомним правила групповой работы. - Итак, вам необходимо сейчас выбрать ответственного в каждой группе и не забывать о правилах вежливого общения. За невежливое поведение, шум, грубость баллы будут сниматься. За правильный ответ или правильно выполненное задание каждой команде начисляется один балл. Готовы? Начинаем! | - Викторина – это игра, соревнование, но не спортивное, а умственное. 1) В группе должен быть ответственный. 2)Работать должен каждый на общий результат. 3)Один говорит, другие слушают. 4)Своё несогласие высказывай вежливо. 5)Если не понял – переспроси. Дети выбирают ответственного – капитана в каждой команде. | Презентация. Слайд 5. |
6 | Разминка. 3 мин | - С чего начинается любое спортивное соревнование? - Мозгу тоже необходима разминка. Задание для тренировки мозга: назовите как можно больше сказок, героями которых является: 1) лиса 2) заяц 3) волк (по одному персонажу для каждой команды). - Молодцы! Разминка прошла успешно. Вы готовы к первому трудному конкурсу. Вперёд! | - С разминки. Дети вспоминают и называют сказки с указанными персонажами. | Задание оценивается баллами по количеству правильно названных сказок. |
7 | Конкурс «Волшебный сундучок» 4 мин | - Утром в класс волшебной почтой доставили вот такой сундучок. Хотите узнать, что в нём? (учитель открывает сундучок и демонстрирует предметы). Это какие-то вещи. Нужны ли они нам? Надо их отправить обратно. Но кому? Как вы думаете, чьи они, кто нам их прислал? - А еще в сундучке конверт, а в нем – вот такой рисунок (учитель демонстрирует файл на интерактивной доске). А эти предметы кто потерял? -Отлично. Мы узнали всех растеряшек и сможем отправить вещи их хозяевам. Я обязательно это сделаю после нашего занятия. - Молодцы, справились с заданием. | Дети называют сказочных героев – «хозяев» потерянных вещей. | Волшебный сундучок с предметами и конвертом. Предметы: золотое яйцо, ключ, зеркало, яблоко, золотой орех, веретено. Файл Smart Notebook с изображениями сказочных предметов. Приложение 1. Задание оценивается баллами по количеству правильных ответов. |
8 | Конкурс «Что в яйце?» 4 мин | - Какой предмет из сундучка принадлежал не человеку, а животному? - А вот и сама Ряба. Сегодня она пришла к нам с целой корзиной волшебных золотых яиц. - Ребята, вспомните, что хранилось в яйце в одной волшебной сказке? - А в золотых яичках, которые нам принесла курочка, спрятаны сказочные вопросы. Наша задача – найти ответ на них. Капитаны команд подойдут ко мне и возьмут задания. После обсуждения я жду правильные ответы на вопросы, которые достанутся вашей команде. - Вы отлично справились с заданиями, молодцы. | - Золотое яичко. Оно принадлежит Курочке-Рябе. - В яйце хранилась игла, погубившая Кощея Бессмертного. Капитаны получают задания. После обсуждения в командах озвучиваются ответы на вопросы. | Игрушка курочка, корзина с золотыми яичками, записки с заданиями. Приложение 2. Задание оценивается баллами по количеству правильных ответов. |
9 | Конкурс «Кто чей друг?» 2 мин | -Оказывается, вы большие знатоки по части сказочных вещей. Что ж, тогда проверим – знаете ли вы, кто с кем дружит в волшебном мире. На доске перед вами изображения сказочных героев. Соедините-ка друзей стрелками. - В любой сказке главное – верный друг. Да и в жизни тоже. Не обижайте своих друзей, будьте сами настоящими друзьями. Помните, что дружба помогает во всем. Сейчас вы это увидите и поймете сами. Но сначала немного отдохнем. | Дети с помощью стрелок на интерактивной доске соединяют пары сказочных героев. | Файл Smart Notebook с изображениями сказочных героев. Приложение 3. Задание оценивается баллами по количеству правильных ответов. |
10 | Динамическая пауза 2 мин | - Сделаем зарядку вместе с семью гномами. Первый гном присел и встал, (приседания) А второй вдруг побежал, (бег на месте) Третий плавно покружился, (кружатся направо) А четвёртый поклонился. (наклоны) Пятый вправо повернулся, (поворот направо) А шестой назад прогнулся, (наклон назад) Гном седьмой без остановки прыгал высоко и ловко(прыжки) - Вы за гномами успели? Молодцы! Тихонько сели. | Дети выполняют указанные упражнения. | |
11 | Разгадывание кроссворда. Работа с раздаточным материалом в группах. 8 мин | - Я приготовила вам ещё одно испытание. Хочу проверить, умеете ли вы работать дружно. В руках у меня – карточки с кроссвордами. Все слова в этих кроссвордах относятся к сказкам. Ваша задача – работая в группах, разгадать кроссворды и вписать в клеточки нужные сова. Не забывайте о правилах работы в группах. Приступайте. - Замечательно, все кроссворды разгаданы. И помогла вам в этом ваша дружба. | Дети работают в группах. | Карточки с кроссвордами для каждой команды. Приложение 4. Задание оценивается следующим образом: команда получает 1 балл только за полностью и безошибочно разгаданный кроссворд. |
12 | Конкурс «Кто дал полезный совет?» 3 мин | - Друзья не только помогают в трудных делах. Друзья часто могут помочь и правильным советом. Сказочные герои тоже всегда дают нам советы. Поэтому любая сказка обязательно учит нас чему-то хорошему. Я вспомню эти советы, а вы подумайте и назовите сказочного героя, который в своей сказке дает нам такой совет. Будьте внимательны. - Отлично! Надеюсь, что каждый день вы следуете этим советам. | Обучающиеся слушают совет и называют сказочного героя, который этот совет дал. | Приложение 5. Задание оценивается баллами по количеству правильных ответов. |
13 | Конкурс «Сказки и числа» 2 мин | - Нам осталось одно испытание. Вспомните, какие числа чаще других встречаются в сказках, особенно в русских народных? Чем знаменито число 3 в сказках? - Но в сказках встречаются и другие числа. Помните ли вы их? Сейчас мы это проверим. После того, как дети откроют все карточки, на интерактивной доске появляется слово МОЛОДЦЫ. - Какое слово нам открылось? Верно. Вы и в самом деле молодцы, справились со всеми моими заданиями. | - Числа 3 и 7. Обучающиеся называют числа – ответы, по одному подходят к интерактивной доске и открывают карточку с угаданным числом. -Молодцы. | Файл Smart Notebook с изображением карточек с числами. За карточками скрыты буквы. Приложения 6,7. Задание оценивается баллами по количеству правильных ответов. |
14 | Подведение итогов викторины. 1 мин | - Подведем итоги викторины. Победителем сегодняшней игры является ….. Но не стоит огорчаться, все остальные тоже большие молодцы. - Вы славно потрудились сегодня, замечательно отвечали на вопросы, вспомнили сказки и их персонажей, дружно, сообща работали над заданиями. Но есть среди вас те, кто особенно активно работал сегодня и показал себя с самой лучшей стороны. Эти ребята получают медаль и звание лучшего знатока сказок. | Учитель подсчитывает баллы, полученные каждой командой, подводит итоги викторины и вручает медали самым активным участникам каждой команды. | Медали «Лучшему знатоку сказок». |
15 | Рефлексия. 2 мин | - Что понравилось вам сегодня на занятии? - Что вам особенно запомнилось? - Какое задание было самым сложным для вас? - Как вы считаете, получилось ли у вас работать в команде? - Что бы вы пожелали ребятам из других команд? - Что сказали бы друг другу? - Предлагаю вам оценить свои успехи в работе на занятии. Возьмите жетоны и поместите их в кармашек со смайликом, выражающим ваше отношение к своим результатам. - Спасибо всем за работу. Отдыхайте. | Дети проводят рефлексию своих успехов с помощью жетонов и кармашков со смайликами. | Кармашки – смайлики для рефлексии, жетоны для рефлексии. Презентация. Слайд 6. |