СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия "Земля - наш общий дом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного мероприятия "Земля - наш общий дом" содержит стихи, вопросы познавательного характера и правила поведения в природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Земля - наш общий дом"»


МБОУ «Юринская средняя общеобразовательная школа им.С.А.Лосева»









Игра – путешествие

«ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»







Тарасова Марина

Викторовна

Учитель начальных

классов








2013г.


Игра-путешествие "Земля - наш общий дом"

(слайд 1)

Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранить и защитить её.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся о разнообразии животного и растительного мира и представления о взаимосвязи в природе;

  • развивать познавательный интерес;

  • сформировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе;

  • выработать потребность в общении с природой и бережного отношения к ней.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, карточки с буквами, цветы для танца, магнитофон, запись «Голоса птиц», костюмы для действующих лиц.

Действующие лица: Ведущий, Лесная Фея, чтецы, четыре туриста, звери(медведь, белка, лиса, зайчишка).

Чтец 1. Люблю мой край…

Как странно это слышать:

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Чтец 2. Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река…

Чтец 3. А осень золотом одета,

Плывут клочками облака.

Чтец 4. Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит…

Чтец 5. И выйдет из берегов река в апреле.

Лес весной шумит.

Чтец 6. Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

Ведущий: Земля – это малая частичка Вселенной, но только на ней есть жизнь. Природа Земли едина и каждого касаются ее беды. В эпоху научно-технического прогресса природа оказалась беззащитной перед человеком. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, животные, растения. Жизнь человека немыслима без животных и растений. Наша общая задача – сберечь планету. Наша планета, несмотря на свой почтенный возраст, полна тайн и загадок. И вот сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, т.е. в мир природы.

Песня «Наш край» (слова А. Пришельца, музыка Д. Кабалевского)

1. То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой?

2. От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

Всё бегут, бегут дороги

И зовут они вперёд.

3. Солнцем залиты долины,

И, куда ни бросишь взгляд,

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад.

Ведущий: Станция «Лесная» (слайд 2)
Чтец: Здравствуй лес, дремучий лес

Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.

Появляется Лесная Фея: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесная Фея. Вы оказались в лесу. Лес – это наш зеленый друг. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с деревом. Посмотрите вокруг: мебель, двери, окна сделаны из дерева. Из древесины сделаны учебники и тетради. Это уникальный природный комплекс, дающий продукцию более 20 тыс. названий, и всю отличного качества, на любой вкус и для любых нужд: насыщенный кислородом воздух, витамины, пищевые продукты, строительные материалы, сырье для химической промышленности, корм для скота.
Ведущий: Более 30 тыс. видов деревьев и кустарников образуют основу лесов нашей планеты.

Чтец 5: Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Лесная Фея: Пока мы гуляем по лесу, я хочу проверить, что вы знаете о деревьях.

(слайд 3)
Вопросы:

1.В народе это дерево называют «сладким». Из цветков этого дерева пью целебный чай при простуде. (Липа).

2.Какое «кудрявое чудо-дерево» имеет единственную в мире белую кору?

(Береза).
3.Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нем как раз

и нет. (Лиственница).

4.Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха).

5.Про это дерево в народе говорят «листок колючий, а ствол липучий». Это дерево при ранении ствола выделяет «янтарные слезы», которые закрывают рану. (Сосна).
6.Это могучее дерево в народе назвали «прадед прадедов». А фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. Что это за дерево? (Дуб).
7.Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит ихморозец, тем слаще они будут. (Рябина).

Звучит песня «Зеленый мир» (сл. Ю. Полухина, муз. М. Парцхаладзе).

1. Погляди на леса и поля,

Погляди, как прекрасна Земля!

Кроны сосен и птиц голоса –

Здесь на каждом шагу чудеса!

Припев:

Даже если объехать целый свет,

На Земле лучше края нет.

Этот зеленый мир,

Этот волшебный добрый мир –

Он мне навеки мил.

2. На заре у опушки лесной

Умывается белка росой,

Шепчет сказки задумчивый лес…

В нем немало таится чудес!

Лесная Фея: Лес, как сказочное царство.

Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться

Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!

А вот я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения. (слайд 4)

А задание для вас вот какое: загадаю загадку, вы должны назвать лекарственное растение, да еще и объяснить от каких болезней они помогают.

1. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (Мать - и - мачеха).

2.Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет

там, чтобы помочь тому, кто поранил ногу или руку. (Подорожник).
3.Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель.

(Крапива).
4.Какой лесной кустарник является настоящим накопителем витамина С? (Шиповник).

5.Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок.

(Мята).

6.Сегодня полянка золотисто-желтая от цветков, завтра - бело-пушистая. Желтые

цветы превращаются в белые « головки», а с «головок» слетают легкие пушинки…(Одуванчик).

7.Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш).

(Неожиданно появляется группа туристов. Включают громко магнитофон, в руках у них сумки с бутылками, продуктами. Лесная Фея в испуге убегает)

1-й турист. Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили все подряд:

Пищу, спички, лимонад.

2-й турист. Все, что взяли, – поедим,

На природу поглядим.

А пакеты, банки, склянки

Разбросаем на полянке.

3-й турист. В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

Урны нет – неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

Лес, он что, ничей?

Туристы хором. Ничей!

4-й турист. Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

Мы цари! Молчи, Природа!

Все здесь наше – лес и воды!

(Туристы уходят. Выходит Лесная Фея.)

Лесная Фея. Что за шум в моем лесу?

Что случилось, не пойму.

Кто здесь все переломал,

Разбросал и ободрал?

Выходят Звери.(медведь, лиса, зайчишка)

Медведь. Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Зайчишка. Березку ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

И вот теперь из-под коры

Ее слеза течет.

Лиса. И муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

И, кажется, горит не он,

А весь наш дом лесной.

Лесная Фея: Ушли, обидев красоту.

От этой черствости людской,

Смутив лесной уют, болит душа моя.

И не заметили они, под искалеченным дубком,

Что листья слезы льют. Не ветер стонет – я.

(Уходят.)

Ведущий . Ребята, вы догадались, что здесь были те, кто не бережет природу. Но я уверена, что вы все знаете, как нужно вести себя в лесу, поле, на речке…

Все знают, что в гостях надо вести себя вежливо, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда мы к ним приходим. Есть такие хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе,- не делай ничего такого, что посчитал бы неприличным сделать в гостях». Помните, что в лесу вы гости. Необходимо знать правила культуры поведения.(Правила поведения в лесу ). (слайд 5)

Чтец 6. Не режь кору деревьев!

Стоит сделать в коре крохотную ранку, как туда попадут споры грибов-трутовиков или поселятся вредные насекомые. Дерево теряет много сока, оно может ослабнуть и погибнуть.

Чтец 7. Не оставляй мусор в природе!

Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Знайте, что бумага, брошенная будет лежать более двух лет, консервные банки-30 лет, полиэтиленовый пакет-200 лет, стекло-1000 лет.

Чтец 8. Не разжигай костров в лесу!

В лесу нельзя разжигать костры. Это может вызвать лесной пожар. Знайте, что место под костром не зарастает 5-7 лет. Создается почва очень медленно. Слой толщиной 1,5 см от 100 до 300 лет..

Можно разводить костры вдали от деревьев, используя старые кострища. Использовать для костра можно сущняк и валежник. Собирая их, вы очистите леса от отмерших деревьев и сухих веток.

Чтец 9. Не разоряй муравейники!

Муравьи очень нужны лесу. Они - лесные санитары. Лес, в котором живут муравьи, чист и свеж. В нем много ягод и грибов.

Ведущий: Соблюдайте эти правила, и вы будете желанными гостями в любом лесу.

Почему мы с лесом дружим и чем он нам дорог? (слайд 6)

Дети: Лес – это наше богатство.

Лес – это зеленый наряд нашей планеты.

Там где лес – там чистый воздух.

Лес – это дом для зверей и птиц.

Песня «Лесной марш»

1. Нам птицы просигналили подъем.

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую березку сбережем

В лесах любимой Родины.

Припев:

Мы сами написали в лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса надежные друзья –

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я!

2. Нам солнце улыбнется веселей,

И каждый день нам радостным покажется,

Когда пройдут по всей родной земле

Отряды наших саженцев.

Припев:

3. И добрые волшебники – леса

Похожи на поэтов и художников.

Природа дарит людям чудеса,

А мы ее помощники.
Лесная Фея: Отгадайте загадку:

Очень много их под осень

Возле елочек и сосен.
Урожай на них богатый,
Любят собирать ребята. (Грибы) (слайд 7)

Ведущий: Мы на станции «Грибная». Грибы - удивительные создания. С одной стороны, много людей любят их собирать и знают их тайны. С другой стороны, даже ученые знают о них совсем немного. Грибы нужны лесу. Грибница

срастается с корнями деревьев, кустарников, трав и помогает им всасывать воду и растворенные в ней питательные вещества. У грибов, как и у овощей, много витаминов. Не только люди, но и животные питаются грибами. Это белки, глухари. Некоторые животные лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лоси, сороки, кабаны.

Появляется Белочка: Я хочу проверить, знаете ли вы грибы. На полянке находятся грибы. Я загадаю загадку, а вы назовите гриб и скажите съедобный он или нет.

Игра «Угадай гриб» (слайд 8)

1.Этот гриб можно встретить не только под березой. Но чаще всего он растет именно под этим деревом. (Подберезовик).

2. Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда

с одного дерева можно собрать целое лукошко. (Опята.)

3. У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и фиолетовые. А название - одно. (Сыроежки).

4. А этот красавец на беленькой ножке.

Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки. (Мухомор.)

5. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. Это царь – гриб. (Белый.)

6. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Масленок.)

7. У него невзрачный вид,

воланчик на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки!

Его называют… (бледной поганкой).

8. Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которым

они чаще всего встречаются. (Подосиновик)

Ведущий: А сейчас рубрика «Это интересно»

Выступают два ученика

Чтец 10. Белка заготавливает на зиму 600 граммов сухих грибов.
Среди трубчатых грибов быстрее всех растет подберезовик - по 4-5 см в сутки.
Каждый год на гектар леса падает свыше 2тонн хвои, листьев, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.

Лисички и луговые опята - единственные грибы, которые никогда не бывают червивыми.

Ведущий: Какие правила надо соблюдать при сборе грибов?

Правила. (слайд 9)

Чтец 11. Собирай только знакомые грибы!

Среди незнакомых могут оказаться ядовитые грибы.

Не сбивай мухоморы!

Пусть они лес украшают и животных от болезней спасают.

Ведущий: Станция «Цветочная» (слайд 10)

Ученик: Давай пройдемся медленно по лугу.

И «здравствуй», скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

С.Вургун

Ведущий: Цветы и травы помогают нам дышать, лечить разные болезни – словом, растения – это жизнь. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах много цветов: только стаял снег, а в лесу уже распускаются цветы.
Много стихов о цветах написано нашими поэтами. Сейчас ребята прочтут некоторые из них.

(Выходят дети в шапочках, изображающих цветок)

Дети: Мы – цветы, и наша доля-

Расти, цвести в окружении поля.

Все подробности о нас

Мы расскажем вам сейчас.

Подснежник: Выглянул подснежник

В полутьме лесной-

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Не подвижен лед,-

Раз пришел разведчик,

И весна придет!

Е.Серов

Ландыш: Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень-

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышат луг

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты?

Е.Серов

Ромашка: Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Такие веселые

Эти ромашки-

Вот-вот заиграют,

Как дети, в пятнашки.

Е.Серов

Колокольчик: Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые

И о чем звените вы в день весенний мая,

Средь нескошенной травы головой качая?… \

А.Толстой

Фиалка: На солнечной опушке

Фиалка расцвела-

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но кто-то ей поклонится

И бережно возьмет.

Е.Серов

Анютины глазки: По утрам, умываясь росой,

Как цвели они! Как красовались!

Но упали они под косой.

И спросил я: - А как назывались?-

И мерещилось многие дни

Что-то тайное в этой развязке:

Слишком грустно и нежно они

Назывались - «анютины глазки».

Н.Рубцов

(Под музыку «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

исполняется «Танец цветов»)

Ведущий: Конечно, не перечислить всех цветов, которыми одаривает нас природа. И все они просятся в букет. И если собрать все, что попадется на пути, получится огромный разнопестрый веник, который скоро повянет, и вы его выбросите. Так что сорвать в букет можно совсем немного цветов.

- Когда можно собирать букет: в начале или в конце прогулки?
- Какие цветы можно собирать – самые яркие и крупные или те, что только начинают распускаться? Почему?

Помните, все меньше и меньше остается красивых цветов на наших лугах и полях, в лесах из-за бездумного их сбора. Поэтому старайтесь любоваться ими на природе, нежели рвать, а потом выбрасывать по пути домой. В особой защите нуждаются растения, занесенные в Красную книгу. Сбор их запрещен. (слайд 11)

Чтец 12. Если ты сорвешь цветок,

Если он сорвет цветок,

Если все: и он, и ты на Земле сорвут цветы,

То окажутся пусты и деревья, и кусты.

И не будет красоты.

Т.Собакин

Ведущий: Какие правила мы должны знать, покидая станцию «Цветочная»?

Чтец 13. Не губи цветы в природе!

Чтобы зацвел ландыш, надо ждать 6 лет, а чтобы зацвела брусника, надо ждать 9

лет. Если вырвешь с корнем, непременно загубишь растение на долгие годы.

Ведущий: Станция «Пернатые друзья» (слайд 12)

(Звучит запись «Голоса птиц»)

Чтец 14. Ждет птиц трудная работа,

Целый день одна забота-

Накормить своих птенцов,

Желторотых молодцов.

Ну а им и горя мало,

Потому что кормит «мама»,

В теплом гнездышке лежат

Потихонечку пищат.

Им родители приносят

Много разных вредных мошек,

Столько…, что не перечесть,

Вот за это птицам – честь!

Ведущий: В лесу, в поле, на водоемах живут наши пернатые друзья. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы приносят большую пользу. Я хочу проверить, знаете ли вы птиц.

Игра «Узнай птицу» (слайд 13)

Задание: детям раздаются карточки с буквами, загадываются загадки. Ребята, отгадав ее, быстро встают в ряд так, чтобы можно было прочитать слово –

отгадку.

(д с к г и я о р ч т в ц а е л )

Он долго дерево долбил

И всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил,

Длинноклювый пестрый…(дятел)

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пяточком,

Ушастая голова.

Это…(сова).

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно – бронзовый…(скворец).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица…(грач).

Длинный нос – короткий хвост,

Стоит, притихший, на высокой крыше,

На чьей крыше гнездо вьет-

В тот дом счастье принесет. (Аист.)

Ведущий: Чтобы мы делали без птиц? Своим пением, своею красотою они согревают нам душу. Чудесное пение птиц доставляет необыкновенное удовольствие.

Отправляясь на отдых, многие горожане берут с собой магнитофоны, переносные телевизоры. Включают и наслаждаются эстрадной музыкой. И что же произойдет в природе? Замолкнут птицы, перестанут квакать лягушки, притаятся в зеленой траве кузнечики, шмели, сверчки.

А есть другой путь – послушать музыку природы. Можно взять магнитофон и записать лягушачьи концерты, кукование кукушки, гудение шмелей, хор птиц, журчание ручейка. Принести частичку живой природы домой и наслаждаться мелодиями природы.

Чтец 15. Будь другом птиц!

Не разоряй птичьи гнезда. Подкармливай птиц зимой..

Чтец 16. Не шуми в природе!

Грохот музыки перекрывает голоса птиц, и звери теряют связь друг с другом. Это

сигнал опасности.

Ведущий: Вы увидели, что в природе строгий порядок. Все находится в тесной взаимосвязи. Живут по строгим законам и растения, и птицы, и звери. Все они нужны и все они важны. В природе нет ничего лишнего. Вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели.

Чтец 17 Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Чтец 18. Животных нужно охранять

И хоть немножко уважать.

Лесная Фея. Земля – наш общий дом: и человека, и животных, и птиц, и рек, и

лесов… (слайд 14)

Ведущий. И все на этой Земле должно быть нам родное.

Давайте любить и беречь свою природу!

Лесная Фея. Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как травы с лугом,

Как ветер с морем, поля с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Ведущий. Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь планету,

Во всей вселенной похожей нету;

Во всей вселенной совсем одна –

Вместе: Прекрасная, добрая наша ЗЕМЛЯ!

(Песня «Погода в доме»)

1.Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

Припев: Главней всего погода в доме,

А дом родной – моя Земля!

И наша цель – сберечь природу,

Сберечь на долгие века.

2. В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

3. Летят, звеня, дождинки с небосвода

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!