СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного занятия по экологии "Земля - наш общий дом"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по эколого-патриотическому воспитанию «Земля – наш общий дом!»

Цель:  создать условия для формирования у воспитанников экологического сознания и чувства уважения к планете Земля;  интереса к экологическим проблемам планеты и желания помочь природе.

Задачи:

  • Закреплять и совершенствовать систему экологических знаний и представлений;
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;
  • воспитывать у воспитанников стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды;  бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Дидактические техники:

  1. Методы:  объяснительно-иллюстративные, проблемного обучения, стимулирования и мотивации
  2. Приёмы: «Пожелание», воспитательная игра, анализ ситуаций
  3. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование и наглядность: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, аудиоматериал, раздаточный 

Просмотр содержимого документа
«конспект внеклассного занятия по экологии "Земля - наш общий дом"»

Конспект занятия по эколого-патриотическому воспитанию

«Земля – наш общий дом!»


Цель: создать условия для формирования у воспитанников экологического сознания и чувства уважения к планете Земля; интереса к экологическим проблемам планеты и желания помочь природе.

Задачи:

  • Закреплять и совершенствовать систему экологических знаний и представлений;

  • Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;

  • воспитывать у воспитанников стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды; бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Дидактические техники:

  1. Методы: объяснительно-иллюстративные, проблемного обучения, стимулирования и мотивации

  2. Приёмы: «Пожелание», воспитательная игра, анализ ситуаций

  3. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование и наглядность:

мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, аудиоматериал, раздаточный материал.


Этапы занятия



Учебная деятельность

Предполагаемые ответы воспитанников

I. Организационный

момент. Психологический настрой

Задачи:

- Способствовать созданию благоприятного эмоционального настроя к продуктивной работе;

-организация максимальной готовности к занятию.

1

Добрый вечер!

Мы рады видеть вас, друзья!

И пусть в окно еще прохлада дышит,

Нам здесь уютно: ведь наша группа

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Мы надеемся, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. Оно у нас сегодня необычное. На нем присутствуют гости. Усаживайтесь удобнее, давайте покажем, как мы умеем общаться, думать, рассуждать.




Но сначала повторим правила поведения на занятии.

«В тишине и только в тишине можно думать, говорить и слушать»

  • Как вы это понимаете?

  • Давайте повторим как нужно вести себя во время занятия?

  • Как мы отвечаем на вопросы?

  • Какой ответ мы даем на вопросы?

  1. Во время занятия нужно вести себя культурно, тихо, слушать внимательно

  2. Отвечать на вопросы только с поднятием руки.

  3. На вопросы давать полный и ясный ответ

II. Основная часть занятия.

  1. 1.Сообщение темы занятия:

Актуализация опорных знаний

Задачи: определить тему и цели урока.



А сейчас мы хотим, чтобы вы очень внимательно послушали песню. («Ты знаешь, что земля – наш общий дом». На стихи Игоря Верещагина, муз К. Малитовская)

Дети слушают песню и смотрят клип «Земля наш общий дом»

  • Вспомните, о чем пелось в песне?



В песне пелось о том, что все мы живем на планете Земля и должны ее беречь.

  • Какой слайд больше всего запомнился?




  • Какие чувства вы испытывали при просмотре клипа?


При просмотре клипа я испытывал чувства любви к Земле, к животным.

Мне было очень жалко убитых тигров и лося.

Мне хотелось защитить свою планету от войн и пожаров


  • Послушав эту песню, как вы думаете, о чем мы будем говорить?


Мы будем говорить о планете Земля, об отношении к животным, об охране природы, о том, что Земля общий дом для всех








Правильно, наша беседа будет посвящена проблеме, которая касается каждого из нас: сохранение жизни на планете Земля. А целью нашего занятия будет написание письма-напоминания правил экологического поведения ко всем учащимся нашей школы.


Также вы сегодня узнаете: что такое «экология», повторите экологические правила поведения и подумаете, чем вы сможете помочь нашему дому.

Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Земля – наш общий дом»


2.Актуализация ранее полученных и усвоение новых знаний


Коррекционно-развивающая цель:

коррекция мыслительных операций анализа и синтеза, умение извлекать информацию через выявление особенностей объектов, обобщать и делать выводы на основе анализа

Методы:

Объяснение, наблюдение, демонстрация,

проблемное обучение,

ИКТ (для повышения мотивации обучения), активные методы самостоятельной работы учащихся с дополнительным материалом в виде карточек-заданий


Методы стимулирования: похвала


Земля – это малая частичка Вселенной. Новое для вас слово,вселенная,давайте его разберем. …прочитай пожалуйста. Вселенная - это космическое пространство и существующие в нем небесные тела (планеты, звезды и т.п.).

  • .. повтори.

Планет во вселенной очень, очень много, но только на Земле есть жизнь. Природа Земли едина и каждого касаются ее беды.


  • Давайте вспомним с вами, что такое природа?

Правильно, ребята, Природа - это весь мир, который окружает нас: земля и вода, солнце и небо, воздух и камни, растения и животные.

Человек тоже часть природы, но природа оказалась беззащитной перед людьми, которые не относятся к ней с должной бережливостью. В результате изменяется климат, гибнут реки, животные, растения, уменьшаются природные ресурсы.

  • Кто мне может сказать, что такое природные ресурсы?

Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом.

У нас над головой общая крыша – голубое небо, у нас под ногами общий пол - земная поверхность, у нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнце, у нас общий водопровод – реки, родники. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.


А что же такое «экология»? ……прочитай пожалуйста.

Экология - это наука о нашем общем доме, о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой

  • Как вы думаете, о каком доме идет речь?

Верно, экология – это наука о доме Земля, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету.

А сейчас Глинский Артем вам прочтет стихотворение, пожалуйста, послушайте его очень внимательно.


Мы речь свою ведём о том,

Что вся земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны сберечь,

Давай докажем, что не зря

На нас надеется земля.

  • Кто мне скажет, о чем говорится в стихотворении?





  • Как вы думаете, можем ли мы начать свое письмо строчкой этого стихотворения? Какой?

















Природа – это леса, реки, животные, растения.

Природа – это все, что нас окружает.







Природные ресурсы – это газ. нефть, уголь, драгоценные камни, вода, свет, воздух





















Речь идет о нашей планете Земля.

Я думаю, что речь идет обо всех, кто живет в этом мире: растениях, животных, людях.

Я думаю, что речь идет о воде, воздухе, о растениях





















В стихотворении говорится о том, что вся Земля наш общий дом, что мы должны ее беречь, что надо доказать, сто не зря на нас надеется земля.



Дорогие друзья!

Мы обращаемся к вам с просьбой:запомните:

  1. 1.Вся Земля наш общий дом!



Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим

видеофильм о некоторых экологических проблемах Земли.

  • О каких экологических проблемах говорится в этом фильме?

  • Чем же закончился ролик?

  • Каждый для себя должен сам сделать выбор, как относиться к этим проблемам: увеличивать ли загрязнение земли мусором, бросая где попало фантики от конфет, кожуру апельсинов и т.п. или попробовать решать их по возможности.




Пожары

Вырубка лесов

Загрязнение воздуха

Загрязнение воды

Загрязнение земли мусором

Гибель животных, растений



А сейчас посмотрите внимательно на экран и выполните следующее задание: На листах, которые лежат перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.




  • Кто из вас закрасил первый квадрат?

  • Почему ты закрасил квадрат №1?

Верно, воздух – это тоже основа жизни на земле. От того, каким воздухом мы дышим, зависит здоровье всех нас. Всем хорошо известны виновники загрязнения воздуха. Это, прежде всего, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей.


Я закрасил первый квадрат потому, что загрязнение воздуха угрожает всему живому на земле.



  • Кто из вас закрасил квадрат №2?

  • Почему ты закрасил квадрат №2?

Горы мусора угрожают не только природе, но и жизни людей. На каждого из 6 миллиардов жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год. Накопившийся мусор и бытовые отходы люди выбрасывают, куда попало, особенно в сельской местности: на улицу, на дорогу, в поле, в лес. Дождевая вода вымывает из отходов ядовитые вещества. Это приводит к загрязнению и заражению воды на Земле. У многих людей часто возникает неверное  представление о том, что Природа способна сама устранить последствия вредных воздействий. Однако это не так. Бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло более 1000 лет.

Я закрасил квадрат №2 потому, что загрязнение мусором является экологической проблемой и наносит вред природе











  • Кто из вас закрасил квадрат №3? Почему?-----

  • Кто из вас закрасил квадрат №4? Почему?-----

  • Кто из вас закрасил квадрат №5?

  • Почему ты закрасил квадрат №5?

Если нефть попала в водоем, то нефтяная пленка на поверхности воды нарушает обмен тепла, влаги и газов между водной средой и воздухом, в результате страдает весь подводный мир. Количество поступающей за год в Мировой океан нефти оценивается в 5–10 млн. т.





Я закрасил квадрат №5 потому, что нефтяная пленка на воде убивает все живое



  • Кто из вас закрасил квадрат №6?

  • Почему ты закрасил квадрат №6?

Правильно, кроме того лес – это легкие нашей планеты, ведь деревья вырабатывают кислород, очищая воздух, которым мы дышим

Я закрасил квадрат №6 потому, что если вырубить лес, то негде жить животным, птицам, они погибают



  • Кто из вас закрасил квадрат №7? Почему?-----

  • Кто из вас закрасил квадрат №8? Почему?

Да, действительно, реки, кроме нефти, наполняются мусором, угольной пылью, смолой, красками, кислотами, ядами, золой, обрывками пластика, пеной стиральных порошков и т.д. и это тоже является экологическим бедствием.

Я закрасил квадрат №8 потому, что грязная вода, которая течет с этой трубы, загрязняет и отравляет воду




  • Кто из вас закрасил квадрат №9? Почему?

Правильно, ребята. Пожар – это страшное экологическое бедствие, ведь погибает все живое на многие километры, пожар в лесу очень трудно затушить.


  • Как вы думаете, что мы должны написать в нашем письме?

Я закрасил квадрат №9 потому, что пожары являются экологическим бедствием и угрожают жизни всего живого.


  1. Не разжигайте костры!



  • Вспомним золотое правило нравственности, с которым мы познакомились на прошлом открытом мероприятии.

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Влад прочти пожалуйста.

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»



  • Как вы думаете, это правило можно применить к природе?




Да, можно. Нужно научиться каждому поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.




Игра «Если вдруг…»

Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть в игру «Если вдруг…». Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы опишите их последствия.

Например: если вдруг люди уничтожат всех комаров и мошек, то погибнет много рыб, птиц, других насекомых, для которых они служат кормом.

Продолжите теперь вы:









1).Если вдруг вырубят все леса на земле …


То постепенно из воздуха исчезнет кислород, и все живое на планете погибнет.

2) Если вдруг все заводы по переработке мусора закроются…


То вся планета покроется мусором, вредные вещества от его гниения отравят природу

3) Если вдруг люди уничтожат все цветы на Земле ...


То погибнут многие насекомые, не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека, а еще уйдет красота, которая так радует нас.

Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого.






Игра «Хорошо – плохо». Физминутка.

А сейчас давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо» , встаньте, пожалуйста, я буду называть вам поступки, если это– «Хорошо» – хлопаем в ладоши, «плохо» – топаем ногами.

-Резать – уродовать стволы деревьев.

+Посадить дерево

+Ухаживать за цветами

- Ломать ветки деревьев и кустов.

-После отдыха в лесу оставить после себя свалку.

+ Беречь книги, тетради, карандаши

+ Очищать берега нашей реки от мусора

-Ловить и мучить животных










Мы продолжаем путешествие по нашему дому планете Земля. Вам предлагается экологическая ситуация и два варианта ее решения. У каждого из вас есть карточки с номерами один и два. После того, как я прочту вам ситуацию, вы должны поднять карточку с номером того действия, которое вы совершили бы в данном случае. Вам понятно задание?




Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?

1. Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем.

2. Отломлю.

  • Что мы можем написать в нашем письме-обращении?

природе надо помогать, а привязав веточку можно помочь ей прирасти обратно

  1. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!



Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Ваши действия.

1 Уничтожите, так как они вредны для человека.

2. Пройдете мимо

..п.ч. они нужны животным для лечения

«Всё в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы приносите вред многим».



В лесу грибов различных много…

Ты несъедобные не трогай!

В корзинку их не собирай,

Но и ногами не сбивай…

Нужны они лесным зверятам:

Лисичкам, ёжикам, зайчатам…

  • Что мы можем написать в нашем письме-обращении?











  1. Не портите несъедобные грибы! Они нужны животным для лечения!




Весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне

цветут красивые цветы. Что вы будете делать?

1. Нарву букет, чтобы любоваться цветами дома.

2. Полюбуюсь издали и не трону. Они нужны насекомым.

Не будет цветов, насекомым негде будет брать пыльцу и они погибнут.



Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

  • Но ведь цветы положено дарить на праздник, как же быть?

  • Что мы можем написать в нашем письме-обращении?





Выращивать цветы на своем участке.


  1. Не рвите полевые цветы!



После похода остался мусор. Ваши действия.

1. Унесу домой и выкину в мусорный бак.

2. Оставлю всё как есть, там и так много мусора.

Мусор бросать нельзя, загрязняя тем самым природу.



После похода остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

  • Что мы можем написать в нашем письме-обращении?



  1. Не оставляйте мусор на природе и не бросайте его на улицах!



Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия.

1. Понаблюдаю издали.

2. Поглажу, покормлю птенцов.




Дети запомнить должны И понять:

Гнёзда у птичек Нельзя разорять!

Если в траве Увидали яйцо

Или услышали Крики птенцов,

Не приближайтесь, Не лезьте туда

И не тревожьте Ни птиц, ни гнезда.

  • Что мы можем написать в нашем письме-обращении?









  1. Не разоряйте  птичьих гнезд!




Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы

посоветуете брату?

1. Оставить себе и позаботиться о нём.

2. Отнести в лес.

Отнести в лес дома он погибнет.



Для ёжиков и белок Лес – это дом родной.

Они живут там смело И летом и зимой.

Поэтому не стоит Домой их забирать…

Поверь: они в неволе Не будут есть и спать…

  • Что мы можем написать в нашем письме-обращении?



  1. Не ловите и не уносите диких животных домой!

3.Обобщение темы


Итак, речь сегодня шла о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.

  • Для кого мы охраняем природу? – Для человека, для нас с вами.

Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли. 22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней. Люди многих стран планеты этот день проводят разные экологические акции, а мы с вами к этому празднику составили письмо-обращение к детям нашей школы, которое мы красиво оформим и повесим на стенд на 2 этаже. Надеюсь, что мы с вами тоже будем соблюдать экологические правила. И будем украшать наш двор, украшая тем и нашу планету.



Для всех жителей планеты Земля.



И в заключение послушайте песню, которая называется «Просьба» В этой песне нам встретятся новые для вас слова «Люди-исполины». Давайте прочтем…В данном случае имеются в виду люди, которые много знают, много умеют.

Песня «Просьба» (Песня Пахмутовой и Добронравова на слова Роберта Рождественского)

  • Вспомните, о чем пелось в песне?



  • Какой слайд больше всего запомнился?

  • Какие чувства вы испытывали при просмотре клипа?






В песне поется о том, что нельзя убивать птиц и животных. Небо без птиц не небо, а земля без зверей не земля.

III. Итог занятия.


  • Как называлось наше занятие?


  • Как вы это понимаете?








  • О каких экологических проблемах вы сегодня узнали?






  • Что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?





  • Что можно написать в нашем письме, как вывод?


  • Давайте еще раз прочтем наше письмо-обращение:

Земля - наш общий дом.


Нет у нас другой планеты, на которой можно было бы жить и поэтому нужно жить со всеми живыми существами в мире, не обижать их. Не обижать своих одноклассников, одногрупников.


Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы, уничтожение животных, птиц, рыб


Мы можем не сорить, а если где-то уже валяется мусор – не проходить мимо, а убрать. Сажать побольше цветов, украшая планету. Участвовать в акции «чистые берега»


  1. Берегите Землю – наш общий дом!



Спасибо ребята. Мы довольны вашей работой. Сегодня особенно активными были….








10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!