- формирование уважительного и терпимого отношения к людям разной национальности, расы, вероисповедания;
- формирование у учащихся представления о людях разной национальности, населяющих планету Земля;
- формирование чувства собственного достоинства.
- воспитание чувства самопожертвования, взаимопомощи и взаимовыручки.
-развитие устной речи и коммуникативных навыков учащихся.
- проектная деятельность.
магнитная доска, цветной картон, белая и цветная бумага, клей- карандаш, ножницы, простой карандаш, цветные фломастеры; плакат с объемным изображением планеты Добра и радугой; образцы и шаблоны объёмныхчеловечков; грецкие орехи, калейдоскопы для игры, аудиомагнитофон.
Что ты человек! П. Рутт, психолог
I. Организационный момент – 2 мин.
II. Актуализация знаний – 5мин
III. Коллективное творческое дело – 30 мин.
IV. Упражнение на релаксацию – 3 мин.
V. Подведение итогов занятия. Рефлексия – 5 мин.
| Содержание занятия | Форма и организация проведения занятия | Материально -техническое оснащение занятия | Методы и приемы проведения занятия |
I | Организационный момент Люди на свет рождаются разными: Непохожими, своеобразными.Чтобы других Ты смог понимать,нужно терпенье В себе воспитать нужно с добром К людям в дом приходить,дружбу, любовь В своем сердце хранить! – такие стихи написала школьница Галия Акрамова из Башкаркостана 2.Ребята, сегодня мы постараемся построить с вами планету Добра. Эта планета очень похожа на нашу планету Земля, но с той разницей, что на ней живет искусство под названием «Жить вместе». На планете Добра живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, но они живут в мире и согласии, на этой планете никогда не бывает войн. Здесь всегда царят любовь и взаимоуважение, терпимое отношение друг к другу. На сегодняшнем занятии раскроем значение слова «толерантность». Выполним коллективную творческую работу. | Беседа | Звучит мелодия к мультсериалу «Смешарики» На доске эпиграф по теме занятия | Объяснительно-иллюстративный |
II | Актуализация знаний 1.Ребята, я хочу, чтобы вы дали определение словам «добро», «зло», «добрый человек» Добро – все положительное, хорошее; ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Зло – все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада. Добрый человек – человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный. Злой человек – человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью. Добро многогранно Как вы понимаете китайскую пословицу: «Добра и зла исток – в душе у нас, а не вовне»? «Доброе слово и кошке приятно» Скажите мне добрые, волшебные слова(добро пожаловать, в добрый путь, в добрый час, пожалуйста, спасибо и т.д.) Терпимость – способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо; терпимое отношение. 2.Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Будь верен и надежен. Уважай других, уважая себя. Воспринимай людей как равных себе. Учись сопереживать другим. Умей прощать и не будь обидчив. Проявляй чуткость. Будь уверен в себе. Будь свободен от лжи и обмана. Умей контролировать свои желания и поступки. 3.Игра с калейдоскопом Детям раздают калейдоскопы. - Ребята, посмотрите в них. Там много разных по форме и цвету стеклышек, и когда эти стеклышки собрали вместе—получился красивый узор. Так и мы с вами все разные (цвет волос, глаз, рост, одежда). Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим независимо от его национальной или расовой принадлежности. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми. | Беседа Фронтальная работа | Макет солнца и лучи, на которых написаны правила поведения людей Калейдоскопы | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой |
III | Практическая работа - Сегодня мы все вместе выполним коллективное творческое дело: дети по разверткам изготавливают объемные модели в виде человеческих фигур, которые необходимо раскрасить, склеить и закрепить на плакате с объемным изображением планеты Добра (планета изготовлена ранее в технике папье-маше, раскрашена гуашью и обклеена цветами из гофрированной бумаги). Физкультминутка: Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения:
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь.
- Искусство жить вместе –– терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, мнению, вероисповеданию, культуре, национальности, то есть это проявление понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо различий.Все это можно назвать одним словом –толерантность (от лат. tolerantia — терпение). - 16 ноября -Международный день толерантности. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. | Фронтальная, индивидуальная и групповая Инструктаж по охране труда. | заготовка планеты Добра, развертки объемных моделей в виде человеческих фигур, клей, карандаши, фломастеры, линейки, музыкальное оформление (песня «Вместе весело шагать по просторам) | Практическая работа,коллективное творческое дело |
IV | Тренинг с грецкими орехами. Дети достают из пакета разноцветные рыбки (по совпадению цвета рыбки находят себе пару). Педагог выдает учащимся грецкие орехи. Воспитанники внимательно их рассматривают, запоминают все их изгибы и черты. Потом орехи складываются в мешок и перемешиваются. Задача учащихся - найти свой орех. Тренинг проводится в парах. - Теперь, когда вы нашли каждый свой орех, можно сделать вывод о чем? Каждый человек по-своему уникален и неповторим, так же как и, казалось бы, похожие друг на друга орехи. | фронтальная, индивидуальная и групповая | бумажные пакеты, разноцветные рыбки, грецкие орехи | игровой |
V | Подведение итогов. Рефлексия. - На планете Добра все люди живут в мире и согласии. Вы хотели бы, чтобы на нашей планете Земля мы жили также дружно? -Так давайте жить вместе так, чтобы наша планета Земля была такой же яркой, красивой; чтобы люди на ней жили добрые, отзывчивые; чтобы всегда светило яркое солнце, пели птицы. Все дети встают рядом с макетом планеты Добра, читают по ролям стихотворение С. Я. Маршака "Всемирный хоровод": Стихи для ребят Всех народов и стран: Для абиссинцев И англичан, Для испанских детей И для русских, Шведских, Турецких, немецких, Французских Негров, чья родина – Африки берег; Для краснокожих Обеих Америк. Для желтокожих, Которым вставать Надо, Когда мы ложимся в кровать, Для эскимосов, Что в стужу и снег Лезут В мешок меховой На ночлег; Из тропических стран, Где на деревьях Не счесть обезьян; Для ребятишек Одетых и голых – Тех, что живут В городах и селах... Весь этот шумный, Задорный народ Пусть соберется В один хоровод. Север планеты Пусть встретится с Югом, Запад – с Востоком, А дети – друг с другом! - Ребята! Хорошо жить дружно? Почему? - Искусство жить вместе —это толерантное отношение друг к другу, поведению, обычаям, чувствам, идеям, мнению, вероисповеданию, культуре, национальности, то есть это проявление понимания и уважения к личности другого человека.Мы разные, и в этом наше богатство. Мы вместе, и в этом наша сила. В заключении дети исполняют хором песню «На круглой планете». | фронтальная, индивидуальная и групповая | музыкальное сопровождение | объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой |