Тема: Экскурсия. «Мемориальный комплекс «Парк Победы».
9 класс.
Дата «….»……….20….г.
Цель: Воспитывать интерес и уважение к культурным достояниям города.
Задачи:
Познакомить и дополнить знания учащихся о памятниках и мемориалах родного города.
Развивать познавательный интерес.
Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному городу.
Ход занятия:
Организационный момент
Сегодня мы отправляемся в «Парк Победы». Цель нашей экскурсии – познакомиться с памятниками и мемориалами родного города.
Распределение обязанностей. Назначение ведущего и замыкающего. Поручить мальчикам нести коробки и корм.
Одевание учащихся.
Инструктаж правила ПДД, правила поведения в общественных местах.
Подготовительная работа
-Беседа воспитателя о достопримечательностях, памятниках и истории города Омска.
-Рассматривание фото и видеоматериала.
(Учащимся раздается материал для сообщений.)
Основной этап
(Воспитатель и дети останавливаются у главного входа в «Парк Победы».)
-Ребята, куда мы с вами пришли? (В «Парк Победы».)
Беседа об истории образования «Парка Победы».
В 1965 году ветераны второй мировой войны обратились к администрации Омска. Далее было обращение к каждому омичу в просьбе поддержать строительство Парка Победы. Денег не было на строительство. Тогда обратились к омичам с просьбой выйти на субботники и другие работы, за которые оплату получил бы фонд, который отвечал за строительство. И этот призыв был услышан омичами.
Конкурс на проект «Парк Победы» выиграли скульптор Д.Б. Рябичев и архитектор Н.А. Ковальчук. В 1967 году было принято решение о строительстве «Парка Победы» за Ленинградским мостом. 8 лет шли аграрные работы: рассаживались деревья, прокладывались дорожки и т.д.
И 9 мая 1975 года в Омске произошло открытие настоящего чуда, был торжественно открыт не просто парк, а мемориальный комплекс «Парк Победы». Масштаб комплекса, количество скульптур просто поражает.
-А почему так важно стало для омичей строительство мемориального комплекса? (Ответы учащихся)
По оценках исторических хроник из Омска и Омской области на войну ушли порядка 310 тысяч человек. Многие из наших горожан погибли и возможно это были даже ваши близкие родственники. Таким образом, мы воздаем дать и помним цену победы нашего русского солдата. Памятники, скульптурные сооружения, обелиски строят в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев.
Комплекс мемориала специально подготавливался ко дню победы, поэтому и получилось, что официально парк называется «Парк 30-летия Победы», но в народе называют проще Парк Победы.

-Ребята, а как вы понимает слово «мемориал», «комплекс мемориалов»? (Ответы учащихся)
Мемориа́л — памятное место, памятник или мероприятие в память о ком-либо или о чем-либо.
-А как вы понимаете слово «памятник»? (Ответы учащихся)
Па́мятник — (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов и прочее. Слово «памятник» происходит от слова «память», «помнить».
-Значит, для чего люди создают все эти сооружения, памятники, мемориалы и пр.? (Чтобы мы помнили и не забывали войну.)
Безусловно, что Парк Победы это любимое место отдыха жителей нашего города.
-Что находится вдалеке от нас, прямо? (Памятник.)
Давайте подойдем поближе и рассмотрим его. Ребята, мы с вами идем по так называемой «дороге войны». Выложена она брусчаткой и ее длина 230 метров. Т.к. все ужасы как не старайся, не передать, поэтому каждая деталь комплекса символична. Вот и «дорога войны» олицетворяет весь тот тернистый путь, что прошел каждый в годы войны, будь он воином, или матерью, ожидающей сыновей, либо учителем, что обучает детей и видит, как они через год уходят строем на фронт.
Далее мой рассказ продолжит ученик нашего класса. Он расскажет вам о восемнадцати гранитных монолитов разной высоты.
Сообщение учащимся: «Вторая мировая война это 1418 дней и ночей, точнее это время страха, боли, отчаяния, надежды и веры в будущее. По разные стороны «дороги войны» установлены восемнадцать гранитных монолитов разной высоты (1.5-3.5 метра). На пяти из них выбиты годы войны (получается, по году ужаса в жизни людей), а на оставшийся 13-ти скульпторы высекли разные эпизоды второй мировой войны. Это камни напоминания. У основания каждого камня были зарыты специально привезенные использованные гильзы с мест боев, и немного земли, чтобы очевидно, те, кто не смог вернуться, таким образом, оказались дома».
(Предлагается учащимся самостоятельно пройти и рассмотреть.)
-Дети, кому посвящен этот памятник? (Это памятник сибирячке с сыном.)
-Видели ли вы его раньше?
(Воспитатель выслушивает учащихся. Сообщение учащимся о памятнике. Дополнение сообщения учащегося воспитателем.)
Сообщение учащимся: «За дорогой смерти установлен памятник сибирячке с сыном. Сам памятник сибирячке с сыном 10-метровой высоты. Памятник не адресован какой-то отдельной личности или мальчугану, он олицетворяет большинство женщин в годы войны, перенесших на своих плечах все невзгоды, ожидания, муки. Женщин, которым пришлось заниматься далеко не женской работой, да и еще в отсутствие по жизни мужчины. Когда она была не только кормилицей, но и защитницей, воспитателем и многими еще, да еще и всё одновременно.
Образ мальчика также олицетворяет всех маленьких детей на чьи годы выпала война, когда они лишались всего. Уходили погибать их отцы и братья. Но даже по завершении войны, на их плечи ложилось восстановление, по сути, чуть ли не до основания разрушенной страны.
За спиной сибирячке с сыном специально посажены березы, символизирующие омское прииртышье».
(Предлагается учащимся самостоятельно пройти и рассмотреть.)
-Дети, кому посвящен этот памятник? (Это памятник Солдата – Победителя.)
-Видели ли вы его раньше?
(Воспитатель выслушивает учащихся. Сообщение учащимся о памятнике. Дополнение сообщения учащегося воспитателем.)
Сообщение учащимся: «Скульптура выполнена из бронзы, в высоту четырнадцать метров. Скульптура представляет собой солдата, держащего на вытянутых руках меч с лавровым венком. Поза солдата, как будто он сейчас будет либо вручать этот меч, либо опускать перед каким-нибудь торжественным местом. Лавровый венок символизирует победы, т.к. еще с Древней Греции лавровый венок символ награды для победителя. Скульптура Солдата – Победителя была открыта 9 мая 1975 года к годовщине празднования Дня Победы. Девизом я бы назвал "Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет".
(Предлагается учащимся самостоятельно пройти и рассмотреть.)
Ребята, лишь 21 год спустя в Парке Победы была построена часовня. Она была освящена тремя святыми воинами Руси: Георгия Победоносца, Александра Невского и Дмитрия Донского.
Часовня была простроена в древнерусском стиле, и идеально вписалась в дизайн Парка Победы (архитекторы часовни Г.Е. Чиркина, Ю.И. Бардычев, А.И. Мичуров и В.А. Трохимчук).
(Предлагается учащимся самостоятельно пройти и рассмотреть.)
Следует отметить, что омичи не забывают ухаживать за комплексом, поэтому на 60-летия дня победы, были проведены реконструктивные работы. Переместили памятник блокадникам, добавили больше клумб с цветами. Кроме того, комплекс продолжает пополняться, так 9 мая 2005 года к уже многочисленным памятникам были добавлены памятник «Воинам-омичам», памятник «Жертвам локальных войн и горячих точек». Парк Победы - одним из самых крупнейших мемориалов страны.
Подведение итога
3