Тема занятия: «Аквариум» для Колобка.
(панно из соленого теста)
(в рамках внеурочной деятельности
по курсу «Тестопластика» в 1 классе)
Цель: - научить учащихся лепить рыбок из соленого цветного теста, составлять тематическую композицию из готовых изделий.
Задачи:
- закрепление навыков раскатывания «колбасок», скатывания «шариков», «капелек»; - закрепление навыков соединения и декорирования готовых изделий;
- закрепление понятия «панно», «композиция»; - развитие умения придавать изделию законченный вид;
- развитие наблюдательности, творческого воображения, фантазии;
- развитие умения работать в коллективе;
- воспитание бережного отношения к природе, интереса к работе с соленым тестом.
Необходимые материалы, инструменты и приспособления:
- Соленое тесто (окрашенное гуашевыми красками).
- Лист плотного картона.
- Салфетки бумажные.
- Стаканчики с водой для смачивания пальцев и кисточки.
- Стеки и зубочистки, колпачки от фломастеров, мелкое сито, скалка.
- Материал для декорирования (бисер, бусины, пайетки, специи: черный горошек и гвоздика).
Оборудование: интерактивная доска, проектор, звукозапись «Песенки о рыбках» (музыка и слова Райграсса В.В.) , ролик с аквариумными обитателями, макет аквариума для составления композиции.
Содержание занятия:
Организационный момент.
(Дети встают около доски полукругом, лицом к гостям)
- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Ученики здороваются с гостями)
У: - Настроение каково? Д: - Во!
У: - Все такого мнения? Д: - Все без исключения!
У: - Может вы уже устали? Д: - Мы с собой таких не брали!
У: - Может ляжем, отдохнём? Д: - Лучше мы лепить начнём!
(ученики садятся за рабочие места)
Мотивационный момент.
- Ребята, я вижу, что у вас замечательное настроение, на ваших лицах улыбки, вы готовы творить! А вот нашему другу и помощнику Колобку совсем не весело. Оказывается, в Мукосольной Волшебной стране, где живет наш Колобок, никто не видел аквариума.
(показ ролика «Аквариумные рыбки» в музыкальном сопровождении)
- Ребята, Колобок просит вас помочь показать аквариум жителям Мукосолии. Что мы можем сделать? (Ответы детей)
Один из вариантов ответов: сделать в подарок панно «Аквариум» из теста для Колобка и жителей страны Мукосолии.
- Итак, ребята, для работы сегодня понадобятся: цветные «колобки» из соленого теста, предметы для украшения изделий, конечно же, ваша фантазия и трудолюбие!
Разминка пальчиков:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Вперёд, назад его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму, на ладошку положу.
Колобок наш отдохнёт и опять игра пойдет. (повторяем тоже самое другой рукой)
Выполнение работы по алгоритму:
Подготавливаем кусочки теста нужных размеров, используя способы: откручивание, отщипывание, разрезание прочной нитью, разрезание и надрезание стекой, формование.
Раскатываем цветное тесто скалкой толщиной 5 мм. Выбираем из набора шаблон рыбки понравившейся формы, прикладываем к тесту и вырезаем форму стекой. Способы придания формы: раскатывание на ладонях или на столе, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание.
Добавляем дополнительные детали, предварительно смачивая водой места их соединения. (способ - налепы)
Декорируем полученную заготовку из теста (имитируем чешую, плавники бисером, пайетками)
Присоединяем «глазик» путем вдавливания черной горошины или бусины.
(работа сопровождается спокойной мелодичной музыкой)
Составление композиции.
- Ребята, как вы понимаете слова «панно», «композиция»? (Ответы детей)
Панно - живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка.
Композиция - составление, связывание, сложение, соединение.
-Разместите своих рыбок в нашем аквариуме (предлагается работа с макетом). Что еще можно добавить в аквариум? (Водоросли, камушки, ракушки и др).
(Используются кусочки теста различных цветов, бусины, семена гвоздики и др)
- Кто еще может находиться в аквариуме вместе с рыбками? (Ответы детей)
VI. Декорирование панно. После полного высыхания выполненных изделий, предметы композиции приклеиваются к макету.
Подведение итогов. – Ребята, как вы думаете, доволен Колобок нашим подарком для жителей страны Мукосолии? Почему вы так считаете?
VII.Рефлексия:
Учителем отмечается аккуратность и креативность детских работ.