СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему: «Рисование с натуры натюрморта «Ваза с фруктами»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  расширить знания обучающихся о жанре изобразительного искусства (натюрморт), углубить представление о форме, цвете, объеме. Формировать познавательный интерес  учащихся, путём создания проблемных ситуаций.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: «Рисование с натуры натюрморта «Ваза с фруктами»»

Конспект занятия на тему:

«Рисование с натуры натюрморта «Ваза с фруктами»

Дудина Ирина Владимировна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД Центр дополнительного

образования детей «Росток» г.о.Электросталь

Занятия рассчитаны на детей 8-10 лет.

2 занятия по 1, 5 часа каждое.

Цель: расширить знания обучающихся о жанре изобразительного искусства (натюрморт), углубить представление о форме, цвете, объеме. Формировать познавательный интерес учащихся, путём создания проблемных ситуаций.

Задачи:

  • Обучающие

    • ознакомить и научить основам композиции и перспективы, линейным построения, способам рисования от общего к частному,

    • самостоятельно добывать информацию и делать выводы.

  • Развивающие:

    • развить внимание, зрительную память, глазомер, чувство пропорции, цветоощущение, художественный вкус;

    • развить критическое мышление и способность анализировать, сравнивать обобщать.

  • Воспитывающие:

    • воспитать любовь к окружающему миру, целеустремленность, усидчивость, аккуратность, способность видеть и чувствовать красоту.

Тип занятий: комбинированный.

Методы обучения:

  • формирования новых знаний (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, проблемный);

  • Организации деятельности учащихся (метод предполагающий взаимные действия учителя и учащегося (дискуссии), метод самостоятельной работы;

  • метод контроля.

Форма обучения: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

  • Для педагога: натурная постановка, натюрморт «Ваза и фрукты» на фоне бежевой ткани, таблица-плакат «Натюрморт» (поэтапное построение), композиционные схемы натюрмортов, детские рисунки овощей и фруктов.

  • Для учащихся: гуашь, бумага, кисти, графические материалы.

Зрительный ряд:

К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В. Ван Гог «Подсолнухи»

И. Машков «Фрукты на блюдце»

К. Петров-Водкин «Натюрморт с яблоками»

П. Кончаловский «Поднос и овощи»

П. Кузнецов «Цветы и дыни»

З. Серебрякова «Корзина с кабачками»

План занятий(1)

  1. Организационный момент (педагог встречает детей, проверяет их готовность к занятию).

  2. Основная часть.

  • Повторение пройденного материала (жанры изобразительного искусства; натюрморт; правила построения натюрморта).

  • Проблемные вопросы

  • Игровая разминка

  • Изучение нового материала: последовательность линейного построения натюрморта «Ваза и фрукты»

  • Практическая работа: работа над карандашным рисунком

3.Заключительная часть

Анализ работ, выполненных карандашом, рекомендации по устранению ошибок.

План занятий(2)

1. Организационный момент

2. Основная часть.

  • Повторение пройденного материала: расположение цветов в цветовом круге, холодные и тёплые цвета.

Проблемные вопросы

  • Изучение нового материала: последовательность работы над натюрмортом в цвете.

  • Практическая работа учащихся: поэтапное выполнение натюрморта в цвете.

  • Игра «Собери натюрморт»

3. Заключительная часть.

  • Просмотр и оценка выполненных работ.

  • Анализ выполнения натюрморта

  • Уборка рабочих мест.

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

  2. Вводная часть. Объяснение нового материала.

Педагог предлагает вспомнить жанры изобразительного искусства и остановиться на одном интересном жанре – натюрморт.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

Педагог напоминает о правилах построения, композиционном решении, поэтапном выполнении живописных приемов рисования несложного натюрморта из 2-3 фруктов и овощей, выполненного на предыдущем занятии. Далее предлагает познакомиться с натюрмортом более сложной композиции. В диалоге с детьми педагог обсуждает художественные особенности вывешенных на доске репродукций натюрмортов известных художников.

Проблемные вопросы:

    • Какие виды натюрморта Вы знаете?

    • Найти отличительные особенности представленных натюрмортов и прокомментировать.

    • Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в натюрмортах и почему?

    • Что объединяет предметы натюрморта?

    • Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой? (ответы детей)

    • Какую роль в натюрморте играет солнечный свет? Солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.

    • Какие натюрморты на репродукциях вам понравились больше и почему? Назовите авторов натюрмортов (ответы детей).

Педагог объясняет разные композиционные схемы построения натюрмортов по таблице. Для закрепления знаний педагог просит детей прочесть представленные схемы и ответить на следующие вопросы:

  1. О чем говорят вертикальные и горизонтальные линии в изображении предметов (осевые линии)?

  2. Определите, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше? Объясните, почему?

  3. Что такое композиция? (Это объединение частей учебного рисунка, произведения искусства для наиболее яркого выражения их содержания; это правильное расположение предметов на листе бумаги).


Игровая разминка.

Для развития воображения, чувств формы проводится игровая разминка.

Педагог выставляет на стол коробку с муляжами фруктов и овощей разной фактуры, формы, размера.

Предлагается всем детям поочерёдно подойти к столу и с закрытыми глазами, взяв в руки один предмет определить его форму, фактуру и назначение. Дети мысленно «лепят» форму предмета. Тому, которому достались яблоко и груша педагог предлагает отложить их для натюрморта. В этой игре у детей работает мышление, мелкая моторика, осязание.

Педагог компонует натюрморт с вазой (кувшин), фруктами и драпированной тканью. Перед тем как составить композиционную схему натюрморта дети внимательно рассматривают его и анализируют особенности его построения. Ребята определяют главный предмет в натюрморте, сравнивают крупные и мелкие предметы, какие расположены ближе, какие дальше.

  1. Работа над карандашным рисунком.

На классной доске педагог демонстрирует последовательность линейного построения натюрморта «Ваза и фрукты» (композиционная схема).

Особое внимание педагог уделяет правильному композиционному расположению натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на сочетание малого и крупного объемов, определение места для главного предмета, определение общих очертаний изображения на поверхности будущего рисунка, детальная прорисовка отдельного предмета. Прорисовка симметричного предмета начинается с вертикальной осевой линии. При рисовании важно научить детей вычленять части, из которых состоят предметы, уметь сравнивать их между собой по высоте и ширине.

В графическом изображении предметов следует обозначить круглые основания, границы между составными частями предметов, которые в рисунке превращаются в овалы. Расположение изображения натюрморта должно быть в центре листа, не слишком мало и не слишком велико.

Педагог предлагает детям выполнить композицию натюрморта со своего рабочего места, ведь в зависимости от угла обзора (ракурса) зависит расположение предметов в натюрморте.


  1. Самостоятельная работа .

Короткими отрезками-штрихами учащиеся карандашом на листе намечают общее расположение натюрморта, контуры всех предметов, соблюдая пропорции и расположение предметов в натюрморте, намечают границы бликов, теней, всех предметов и среды. Оценка рисунков выполненных карандашом. Анализ работ, рекомендации по устранению ошибок.


2-ое занятие


  1. Организационная часть.

  2. Работа над натюрмортом в цвете.

Просмотр и анализ репродукций живописных натюрмортов. Педагог напоминает детям о распределении цветов на теплые и холодные, рассматривая цветовой круг; о том, как можно смешать краски, чтобы получить оттенки холодного и теплого цвета; как соотнести полученные оттенки с увиденными в натуре. Затем педагог с учащимися рассматривает цветовую гамму предметов в натюрморте и анализирует окраску в тени и на свету, освещенность предметов, блики, определяет контрастные цвета и цветовые пятна на драпировке. Подводит их к правильному выбору ответа.

Эта тень не правильная, так как…

На освещённом яблоке не хватает чего?

Драпировка плоская потому, что…

Педагог показывает на листе бумаги поэтапное выполнение в цветовом решении вазы, груши, яблока с помощью последовательного насыщения цветом и определения тени, света, полутени, объема предметов и пространства.



  1. Самостоятельная работа.

На 1 этапе работы дети начинают работать с общей цветовой характеристикой натюрморта. Для этого приготавливают малонасыщенный колер и наносят прозрачным слоем на все части рисунка, исключая блики.

На 2 этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками дети усиливают насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их покрывают более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

На 3 этапе работы дети продолжают моделировать объем формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумагу мазок сверяется с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.

На 4 окончательном этапе все цвета обобщаются, если надо, выделяются какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасятся. Рисунок завершен.

В течение всего занятия педагог корректирует работу детей и неоднократно помогает детям, исправляет ошибки.

Игра « Собери натюрморт» (Игру педагог проводит между этапами самостоятельной работы для релаксации, для отдыха и для закрепления материала).

Двум командам педагог даёт одинаковые нарисованные на картоне и вырезанные предметы для натюрморта. Учащиеся должны выложить на листе А -2 натюрморт правильно по композиции, по цветовому решению. Лишние предметы отложить в сторону. По окончании сбора натюрморта две команды выносят свои натюрморты на общее обсуждение.

-Что интересного в натюрморте?

-Что не правильно?

-Какие возникли вопросы?

-Почему составили натюрморт так, а не иначе?

-Выскажите свою точку зрения.

Учащиеся путём самостоятельного поиска ищут правильные пути решения.

  1. Итог занятия.

  • Просмотр и оценка выполненных работ.

  • Анализ выполнения натюрморта и допущенных ошибок.

Заключение

Разработка, плана-конспекта занятий «Рисование с натуры натюрморта», его дидактического обеспечения и его реализация - есть путь к развитию ребенка, к его познанию и осмыслению увиденного.

Предлагаемый конспект занятий подходит как для детей младшего возраста, так и среднего школьного возраста. Это занятие даёт ребенку массу положительных эмоций, настраивающих его на продолжение творческого процесса. Игровые ситуации снимают напряжение, повышают интерес, корректируют психологическое состояние обучающихся.

Для глубокого проникновения в художественную атмосферу натюрморта ребенок овладевает всеми художественными знаниями и навыками этого искусства.

В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности.

В процессе работы над натюрмортом происходило полное и глубокое удовлетворение детей от творческого процесса. Дети познавали красоту предмета, и через нее воспитывалась любовь к окружающему и предметному миру.

Список использованных источников и литературы


  1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я.. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школе– М.: Просвещение, 1988 год.

  2. Кузин В.С.. Изобразительное искусство. 4 класс. – М.: Дрофа, 2007 год.

  3. Кузин В.С.. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. –Волгоград: Учитель, 2006 год.

  4. Лободина Н.В.. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007 год.

  5. Ростовцев Н.Н.. История методов обучения рисованию. – М.: Просвещение, 1982 год.

  6. Русские Нивы. Советская поэзия. – М.: Художественная литература, 1986 г.

  7. Шпикалова Т.Я., Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс. – М.: Просвещение, 2002 год.

  8. Шпикалова Т.Я., Л.В. Ершова. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 2 класс. – М.: Просвещение, 2006 год.

  9. Шпикалова Т.Я.. Изобразительное искусство. 3 класс. – М.: Просвещение, 2006 год.

10.Шпикалова Т.Я.. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 2 класс. – М.: Просвещение, 2002 год