Конспект занятия на тему: «Шаг навстречу»
(тренинг для родителей)
Педагог-психолог Шелепова И.Г.
МБОУ «СОШ №50 им. Ю.А. Гагарина» г.Курск
Цель: помощь в выстраивании детско – родительских отношений.
Задачи:
развитие понимания личностных особенностей подростка;
коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей;
выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на подростка.
Участники: родители подростков.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
1.1. Упражнение для знакомства «Самопрезентация».
Участникам раздаются карточки и карандаши для оформления «визиток». Через некоторое время (5-7 мин) необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко o себе, o своих ожиданиях и опасениях, связанных c тренингом.
1.2. Упражнение «Продолжение знакомства».
Ведущий: “Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: “Пересядьте все те, у кого есть сестры”, - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг друга”. Упражнение способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы, активизации группы.
2. Основная часть.
2.1. Упражнение “Ромашка”
Участникам предлагается составить портрет современного школьника. Ведущий бросает мячик любому из участников. Участнику, в чьих руках окажется мяч, необходимо максимально быстро, почти не задумываясь, сказать первую пришедшую на ум ассоциацию на тему: «Кто есть подросток?». Назвав слово, участник возвращает мяч ведущему. Необходимо выбрать помощника ведущему для фиксации высказываний участников на доске. После выполнения упражнения обсуждается созданный общими усилиями портрет подростка.
2.2. Упражнение «Каким мы хотим видеть своего ребенка?»
Выбирается один доброволец и один помощник, которому выдаются шарфы, платок, веревка, ремень. Ведущий просит помощника, согласно тексту, завязывать платками, шарфами, лентами и т.д. «каналы воспроизведения»:
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
Душу – чтобы не страдала.
После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), ведущий обращается к участникам с вопросами:
Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!
Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!
После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.
2.3. Упражнение «Говорящий - Слушающий»
Родители разбиваются на пары. Один участник будет говорить, а другой слушать. Упражнение проходит в три этапа:
1 этап. В течение 5 минут первый участник («говорящий») сообщает о своих трудностях в общении с ребенком. При этом обращает внимание на те моменты, которые порождают эти трудности. Второй родитель активно слушает.
2 этап. Оба участника обсуждают, что в поведении слушающего помогло высказаться, а что мешало. (1 минута).
3 этап. В течение 5 минут первый участник говорит о своих сильных сторонах в общении с ребенком, о том, что помогает устанавливать контакт.
Затем участники меняются ролями. Это упражнение помогает родителям по-новому взглянуть на свое общение с ребенком.
2.4. Упражнение «Снежинка индивидуальности»
Ведущий раздает всем участникам одинаковые по размеру и цвету квадратики бумаги и берет сам. Дает инструкцию, что все должны без вопросов выполнять задание вслед за ним. Ведущий отворачивается и поэтапно дает задание, одновременно выполняя его сам: «1. Сверните листок бумаги пополам. 2. Оторвите верхний правый угол. 3. Еще раз сверните лист и оторвите верхний левый угол. 4. Вновь сверните бумагу и оторвите нижний правый угол. 5. В последний раз сверните бумагу и оторвите нижний левый угол». После этого ведущий поворачивается к аудитории и просит всех развернуть свои «снежинки», поднять их и показать всем.
Ведущий: «Попробуйте найти копию своей «снежинки». Ее нет! – Точно также нет одинаковых детей (подростков, людей). Все мы индивидуальны!
2.5. Упражнение «Оренбургский платок» – все снежинки прикрепляются на доску в форме платка, который может согреть (мамин платок)
2.6. Упражнение «Испорченный телефон»
4-5 человек выходят из аудитории, ведущий зачитывает любой текст, затем заходит 1-й – ему тоже зачитывается текст (он должен запомнить и пересказать содержание текста следующему), приглашаются все по очереди и каждый, получив устную информацию, старается передать ее другому в таком виде, в каком запомнил. Затем вновь зачитывается информация. Слушатели обсуждают ситуацию (взаимопонимание между родителями и подростками). Можно задать вопросы: Правильно ли Вас поняли? Сложно ли было понять?
3. Заключительная часть.
3.1. «Притча о ласточке»
А в конце нашей встречи я хочу рассказать вам притчу о ласточке: «Жила-была ласточка. У нее было трое детишек. Её гнездышко находилось на обрыве реки. Они жили счастливо и радовались друг другу все это время. Но как всегда весной началось половодье. Вода в реке начала подниматься и поднялась настолько, что вот-вот затопит гнездышко. Ласточка поняла, что скоро они могут погибнуть. На середине реки был высокий остров, и многие птицы спасались на нем. Ласточка тоже решила спасти на нем своих детей. Она взяла одного ребенка в клюв и полетела с ним через реку к острову. Но на середине пути она поняла, что не рассчитала свои силы. И начала опускаться всё ниже к реке. Когда птенец понял, что мама его устает, он начал упрашивать ее: «Мамочка, спаси меня, пожалуйста! Если ты меня спасешь, я все буду делать для тебя. Когда я вырасту, я никогда тебя не покину». Но у ласточки не хватило сил, и она выронила ребенка из клюва. Она прилетела на остров, отдохнула и полетела за вторым своим птенцом. Она взяла его в клюв и снова полетела через реку. Но не пролетела и половины пути, как силы её покинули. Она еще тяжелее стала махать крылышками. Тогда птенчик взмолился: «Мамочка, родная, спаси меня, пожалуйста! Ведь я, когда вырасту большой, буду заботиться о тебе, буду поить тебя и кормить, всегда буду помнить о том, что ты меня спасла». Но ласточка не смогла его вынести и второй ее ребёнок погиб. Она снова полетела на остров, отдохнула на нём и полетела за своим последним ребенком. Она взяла его в клюв и, почти обессиленная, полетела в свой последний путь, рассекая крыльями воду. Она старалась изо всех сил, чтобы спасти хотя бы этого детеныша. Но силы стремительно покидали её. Ребёнок взмолился: «Мамочка, миленькая, родная моя, я прошу тебя только об одном: спаси меня, пожалуйста. Ведь когда я вырасту, и моё гнездышко с детьми будет затапливать река, я тогда тоже спасу своих детей так же, как ты сегодня спасла меня». Ласточка прониклась словами этого ребёнка и спасла его единственного с надеждой о будущем».
Так относитесь же к своим детям так же, как вы хотите, чтобы они относились к вам и к своим детям в своих будущих семьях!
4. Рефлексия.
Ведущий: «А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас, передавая мяч по кругу, ответил, что нового вы узнали или осознали в процессе работы? Что помогало, что мешало работе в группе? Какой сделали для себя вывод?
Библиографический список
Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб., 1994. – 260 с.
Анн Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. - СПб.: Питер, 2003. - 271с.
Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
Ключников С. Ю. Семейные конфликты: Практика решения / С.Ю. Ключников - СПб: Питер, 2001. – 160 с.
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. - М.: Генезис, 1999. - 192с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448с.