Конспект внеклассного занятия с учащимися 2-го класса «Узоры и орнаменты на посуде»
Цель: формирование навыков проектной деятельности; использование геометрических фигур в исполнении орнаментов и узоров
Внешняя цель урока: выполнить аппликацию - орнамент из геометрических фигур на бумажной тарелочке, научиться располагать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.
Задачи:
- формировать представление о новом использовании геометрических фигур; формирование понятий «узор» , «орнамент», «ритм», «симметрия»;
- формирование навыков проектной деятельности: учить ставить цель, планировать деятельность, представлять результат деятельности;
- совершенствовать исследовательские навыки, умение составлять узор и орнамент с использованием геометрических фигур;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Используемые учебники и учебные пособий: М. И. Моро. Математика Учебник для 1 класса.
Используемая методическая литература: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко «Поурочные разработки по математике»
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, бумажные тарелки, цветная бумага, клей, плакаты.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш открытый урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие. Настроились на урок!
Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению.
- Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счёта.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт…
2. Актуализация знаний.
1.– Найдите закономерность и продолжите ряд:
11, 21, 31…..
2. Игра «Найди лишнюю маску».
– Из каких геометрических фигур состоят маски?
- Какая маска лишняя?
4. Мотивация к учебной деятельности.
– Задание разбейте рисунки на группы.
- Геометрические фигуры и посуда.
5. Составление задачи.
- Составим задачу по рисунку.
Краткая запись:
Геометрических фигур- 9 шт.
Предметов посуды – 5 шт.
- Поставим вопрос к задаче.
- На сколько фигур больше, чем предметов посуды?
6.Проверка
-Прочитайте решение задачи.
-Скажите ответ (полный)
-Кто записал правильное решение?
7. Определение темы и целей.
-Почему вдруг появилась математическая посуда?
- Сформулируйте тему нашего занятия.
«Узоры и орнаменты на посуде»
8.Работа над понятием «орнамент»
Орнамент – в переводе с латинского языка означает «украшение»
Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придаёт изделию выразительность, красоту, подчёркивает его форму и фактуру.
Узор - это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок, теней.
- Какими свойствами должен обладать орнамент?
( закономерность, симметрия, ритм)
- Что значит закономерность? ( повторение)
- Где встречались со словом ритм? (музыка, литература)
Новое слово СИММЕТРИЯ.
Найдём в толковом словаре толкование слова Симметрия.
Симметрия - соразмерность, одинаковость в расположении частей.
9. Представление ученикам фотографий и рисунков « Орнамент на посуде».
10.Анализ образцов изделий
- У вас на столе лежат заготовки? Мы сегодня будем художниками оформителями.
- С каким материалом будем работать? (С бумагой).
- В какой технике? (В технике аппликация).
-Что такое аппликация?
- Аппликация – это способ нашивания или наклеивания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов.
- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы?
- Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? ( картонная тарелочка, цветная бумага, карандаш, ножницы, клей)
11. Планирование работы
- Давайте составим план работы.
План:
Последовательность изготовления работы:
1. Выполняем разметку орнамента (по шаблону)
- Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на цветной бумаге.
2. Раскрой орнаментов.
- Возьмите ножницы и вырежьте детали аппликации.
- Помните правила ТБ! при работе с ножницами.
3. Сборка орнаментов в единую композицию.
Этапы сборки
- Распределите детали аппликации на картонной тарелочке (основе).
4. Оформление работы
Приклейте детали к основе.
12. Самостоятельная работа учащихся
Целевые обходы учителя:
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполнения работы.
13. Физминутка на снятие утомление с плечевого пояса и рук, для мобилизации внимания
14. Анализ выполненных работ. Выставка работ учащихся.
- Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы?
-Что не совсем получилось? Почему не получилось?
15. Рефлексия. Самооценка
- Что научились создавать своими руками?
- Красиво получилось?
- В какой технике создавали работу?
- Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?
Наш урок мы завершаем! Чтобы узнать ваше мнение о том, как для вас прошел урок- вызвал ли он у вас интерес, принес ли пользу или может показался трудным- хочу, чтобы вы отметили это на карточках, которые лежат у вас на столах.
Всем спасибо за активную работу!
Все свободны! Отдыхаем!