Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические на сложение и вычитание в пределах 10; закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение называть дни недели и «соседей» дня и числа; развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу.
Материалы: 2 письма (и посылка) Царицы Математики; модель недели (цветные карточки); геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши; числовые карточки от 1 до 10 (2 комплекта); счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику», шоколадные конфеты.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте с ними поздороваемся. »
В группу входит помощник воспитателя с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»
Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр»!
- «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике, навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!» А вот и пароль математического царства! Нужно назвать какое время года сейчас и назвать его месяцы. ( весна, март, апрель, май) Назовите остальные времена года и их месяцы? (лето, осень, зима)
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: перепутаны дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки».
1.На столе лежат семь цветных карточек , перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:
понедельник – фиолетовый,
вторник – синий,
среда – голубая,
четверг – зеленый,
пятница – желтая,
суббота – оранжевая,
воскресенье – красное.
Дети берут по одной карточке.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»
Выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите по очереди каждый свой день недели!»
Называют свой день недели.
Обращаюсь к недели: «Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)». Четверг, после какого дня ты наступаешь? Какой день будет после тебя? Понедельник, какой ты по счету день? Среда, назови выходные дни?
2.Воспитатель: «Молодцы, ребята, но нам нужно идти дальше. Посмотрите, разрушен целый город, который состоит из геометрических фигур и мы должны его восстановить.. Назовите геометрические фигуры, из которых должен состоять город. Ребята, как мы будем его восстанавливать, если мы не видели , каким он был? Ой, посмотрите здесь для нас есть подсказка , фотография города, каким он должен получиться! Ну что приступим к строительству.
3.Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Посмотрите, разбросаны цифры давайте их соберем и положим по порядку. Назовите их. А теперь давайте с ними поиграем. Я меняю цифры местами, а вы должны правильно найти её место и назвать( на пример убрать какую-нибудь цифру) Назовите соседей 6? 8? 4?13? 17? 11? Назовите предшествующее число 8? 5? 10? Назовите последующее число 9? 14? 6?
. .4.Воспитатель: «Молодцы, ребята! Здорово мы поиграли, а какой сейчас час? Ребята, двоечник испортил все часы в стане Математике. Посмотрите, чего не хватает на каждых часах?( стрелок) Назовите какие стрелки есть у часов? Я уверена, что мы и здесь справимся, да? Нам нужно на каждых часах нарисовать стрелки так, что бы они показывали нужное время. На 1 часах нарисуйте стрелки так, что бы они показывали ровно 3 часа. На вторых ровно 8. На третьих ровно5. На четвёртых ровно 12.
5.Молодцы ребята, вы справились и с этим сложным заданием ! Продолжаем наше путешествие дальше. Посмотрите , двоечник решал примеры, проверим правильно ли он посчитал результат. ( 6+3=10; 7+1=4; 10-1=11; 4+3=6; 5-2=8; 10+5=18; 8-4=2; 17-7=6, 17-1=20).
6. Следующее задание нам нужно составить и решить задачи.
7.: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны
(Пальчиковая гимнастика.) 1.На середине листа нарисуйте, лавочку,2. под лавочкой нарисуйте ведро.3. на лавочке нарисуйте мяч. 4.В правом верхнем углу нарисуйте три звёздочки.5 с левой стороны от звёздочек нарисуйте луну.6.в верхнем левом углу нарисуйте солнышко.7.в левом нижнем углу нарисуйте дом.8.с правой стороны от дома нарисуйте гриб.9.над домом нарисуйте облачко.10. в правом нижним углу нарисуйте дерево.
Молодцы, мы всё сделали правильно. Теперь переверните свои листочки и прочтите, что там написано. СПАСИБО!
Ну вот ребята мы помогли математическому царству, пора возвращаться домой! А что бы нам вернуться благополучно домой из математической страны Мы с вами будем считать в слух от 10до 1. давайте возьмемся за руки. Вот мы и вернулись домой. Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось? По- моему мы были просто молодцы!(стук в дверь) письмо
Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся.