СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по грамматике. Тема: "Согласование имен существительных с именами прилагательными"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый конспект занятия направлен на закрепление у дошкольников и младших школьников, с особыми образовательными потребностями, словарного запаса по таким лексическим темам как: "Насекомые", "Цветы", и на обучение детей согласованию имен существительных с именами прилагательными.

Включает в себя разнообразные занимательные упражнения различной степени сложности, которые подкреплены, в свою очередь, красочным иллюстративным материалом.

Также в данном конспекте предусмотрена физкультурная минутка, которая позволит детям немного передохнуть, и вновь приступить к выполнению заданий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по грамматике. Тема: "Согласование имен существительных с именами прилагательными"»



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ГРАММАТИКЕ

Тема: «Согласование имён существительных

с именами прилагательными».





Конспект подготовила:

Учитель – логопед

Качкаева М. С.





Москва, 2015

ЗАНЯТИЕ ПО ГРАММАТИКЕ

Тема: «Согласование имён существительных с именами прилагательными».

Цель: научить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными в разных падежах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:


Коррекционно-развивающие:


Воспитательные:

1.Развивать умение согласовывать существительные с числительными ОДИН, ОДНА, ОДНО, ОДНИ.

2. Учить детей изменять словосочетания числительных ДВА, ДВЕ с существительными по разным падежам.

3.Закреплять умение согласовывать существительные с числительными в родительном падеже.

1.Активизировать словарь детей по темам «Цветы», «Насекомые».


1.Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативе, стремлению к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

2.Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.

3.Воспитывать у детей самоконтроль за речью и слухоречевое внимание.



Оборудование:

  • Наборное полотно

  • Картинный материал

  • Конверты с загадками;

  • Сирия сюжетных картинок;

  • Цветные карандаши;

  • Магниты.





ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Логопед

Материал

Дети

Здравствуйте дети!



Варя, Глеб, Тёма (хором): «Здравствуйте Татьяна Алексеевна!»

Сегодня мы с вами проверим, как хорошо вы знаете цифры и умеете считать предметы (берет коробку с цифрами) Ой, коробка пустая, цифр нет, только какое-то письмо…

Письмо№1: «Здравствуйте, дети, я Королева Математики, решила поиграть с вами. Все цифры я спрятала, и вы сможете найти их, только если правильно выполните все мои задания, ищите конверты с математическими знаками. Удачи вам!»

Логопед: Ребята, давайте же скорее отправляться на поиски цифр, чтобы помочь Королеве Математике! Она передала мне волшебные звездочки, которые я буду давать вам за каждое выполненное задание




























Дети: «Давайте!»




















































  1. Сообщение темы

Логопед

Материал

Дети

Ну что же, отправляемся на поиски пропавших цифр.

Шел один я по дорожке,
(Дети маршируют, показывая один палец)
Шли со мной мои две ножки,
(Маршируют, показывая два пальца)
Вдруг на встречу три мышонка:
(Останавливаются, показывают три пальца)
- Ой, мы видели котенка,
(Обхватывают ладонями щеки и качают головой)
У него четыре лапки,
(Показывают четыре пальца)
В лапках острые царапки,
(Показывают, как котенок царапается)
Один, два, три, четыре, пять-
(По очереди загибают пальцы одной руки другой)
Надо быстро убегать.
(Бегут на месте)





Молодцы! Садимся на свои места.





  1. Изменение словосочетаний с числительным ОДИН с существительными по разным падежам

Логопед

Материал

Дети

Ребята, смотрите, кажется, я нашла еще одно письмо от Королевы!

Письмо№2: «Вот вам моё первое задание. С какой цифры начинается счёт вы, конечно, знаете. Назовите правильно все предметы на картинках с этой цифрой». (На столах лежат цветные карточки и картинки. Каждый ребёнок выбирает карточку и подходит к ней) Дидактическая игра: «Один, одна , одно ,одни». Инструкция: Найдите, поднимите и назовите картинку, о которой можно сказать ОДИН (затем - ОДНА, ОДНО, ОДНИ).


Варя: «Один гномик»

Тёма: «У меня одна машинка»

Глеб: «У меня одно ведро»

Какую цифру мы нашли? (Из конверта достаётся и выставляется на доске цифра «1»)


Цифру один.


Умнички! Варя получает 2 звездочки, Глеб – 2 звездочки и Тёма получает 2 звездочки!





IV. Пальчиковая гимнастика «Бабочка»


Логопед

Материал

Дети

Ребята, кажется, Математика приготовила нам с вами еще какое – то задание.

Давайте посмотрим?


«Давайте»!

Королева Математика: «Чтобы двигаться дальше, отгадайте мою загадку. Вам поможет игра с пальчиками:

Спал цветок (упражнение «Бутон»)

И вдруг проснулся, (упражнение «Цветок»)

Больше спать не захотел. (движения рук вправо-влево)

Шевельнулся, встрепенулся, (движения кистями вверх-вниз)

Взвился вверх и улетел! (поднять руки над головой)



Кто же спрятался в этой загадке?


Глеб: «Бабочка»

Молодец, Глеб!

Ребята, давайте все вместе громко повторим, кто же спрятался в загадке?

Эта бабочка сидела, потом дальше полетела.


Дети (хором): «Бабочка»

Все ребятки умнички!

Варя и Тёма получают 2 звездочки, так как они хорошо выполняли все движения, а Глеб получает 3 звездочки, так как он не только правильно выполнял все движения, но и отгадал загадку.






































V. Изменение словосочетаний с числительным - ДВА с существительными по разным падежам


Логопед

Материал

Дети

Ребята, посмотрите внимательно по сторонам, может нам Королева Математика еще письмо где – нибудь оставила?


Тёма и Варя увидели письмо на подоконнике

Молодцы! Нашли письмо!

Давайте скорее его прочитаем:

Письмо №3: «Вы попали на полянку к насекомым, считайте их скорее и правильно отвечайте на мои вопросы».

Дидактическая игра: «Полянка насекомых»

Инструкция: Сейчас вы будете отвечать на мои вопросы, используя слово «два», прибавляя к нему слово «бабочка»

Например: Две бабочки.

1.Кто живёт на лугу? (Две бабочки)

2.Кого вы увидите на лугу?

(Двух бабочек)

3.Кому вы будете рады? (Двум бабочкам)

4.Кого ты поймаешь? (Двух бабочек)

5.Кем ты любуешься? (Двумя бабочками)

6.О ком ты расскажешь? (О двух бабочках)

Логопед: Кто живёт на лугу?

Тёма: Две бабочки

Логопед: Кого вы увидите на лугу?

Варя: Двух бабочек

Логопед: Кому вы будете рады?

Глеб: Двум бабочкам

Логопед: Кого ты поймаешь?

Варя: Двух бабочек

Логопед: Кем ты любуешься?

Глеб: Двумя бабочками

Логопед: О ком ты расскажешь?

Тёма: О двух бабочках



Итак, какую цифру мы нашли?

(На доске выставляется цифра «2»)



Дети (хором): Цифру ДВА

Все получают по две звездочки!







































VI. Дидактическая игра: «Договори словечко»


Логопед

Материал

Дети

Чтобы двигаться дальше, нужно узнать, какое слово потерялось.

Мы идём в наш летний лес,

Много здесь вокруг чудес.

На деревьях зеленеют листочки,

А в траве расцветают….(цветочки)


Варя: «Цветочки»

Все ребятки умнички!

Глеб и Тёма получают 2 звездочки, так как они хорошо выполняли все движения, а Варя получает 3 звездочки, так как она правильно нашла словечко.



















VII. Согласование существительных с числительным в родительном падеже


Логопед

Материал

Дети

Варечка, подойди пожалуйста, ко мне (логопед держит в руках корзинку, в которой лежит очередное письмо). Посмотри, нет ли ничего в этой корзинке?



Варя: «Ой, это же письмо!»

Письмо №4: «Следующее задание – игра «Цифры я не назову, но что делать, я скажу!»

(Дети выходят на коврик, всем раздаются картинки с разным количеством цветов)


1.Улыбнёмся столько раз, сколько маков здесь у нас.

2.Топнем ножкой столько раз, сколько ландышей у нас.

3.Поднимем руки столько раз, сколько лилий есть у нас.

4.Мы нагнёмся столько раз, сколько клевера у нас.

5.Потянулись столько раз, сколько васильков у нас.

6.Повернёмся столько раз, сколько колокольчиков у нас.


Какие цифры мы нашли?

(Цифры выставляются на доске)



Дети (хором): ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ, ШЕСТЬ

VIII. Итог занятия


Логопед

Материал

Дети

Ребята, Королева Математика предала мне для вас последнее письмо для вас. Хотите посмотреть, что в нем?


Дети (хором): «Да!»

Письмо №6: «Поздравляю вас, вы знаете цифры и умеете считать. Молодцы! Хочу сделать вам небольшие подарки. До свидания!»




Дети, а ведь подарки нам Математика уже дарила, это же звездочки!

Давайте посчитаем, сколько у кого звездочек?



Варя: «У меня 7 звездочек»

Тёма: «У меня 7 звездочек»

Глеб: «У меня 6 звездочек »

Какие вы молодцы!

Тёма, не расстраивайся, ты тоже большой умница, как много всего правильно выполнил! Просто в следующий раз будь чуть – чуть активнее!







Картинный материал к упражнениям:


Изменение словосочетаний с числительным ОДИН с существительными по разным падежам




Изменение словосочетаний с числительным - ДВА с существительными по разным падежам



Согласование существительных с числительным в родительном падеже

































Пальчиковая гимнастика «Бабочка» (иллюстрации к упражнениям «Бутон» и «Цветок»)