Конспект занятия по изобразительной деятельности в ГПД
Тема "Осенний пейзаж"
Цели занятия: научить детей узнавать один из жанров живописи – пейзаж, описывать его красоту; закрепить знания детей об основных, смешанных, теплых и холодных цветах и оттенках; совершенствовать графические навыки детей в технике рисования процарапыванием – «граттаж».
Программное содержание:
1.Развивать звуко - произносительные навыки, связную речь, память.
2.Продолжать учить детей узнавать один из жанров живописи – пейзаж, описывать его красоту.
3. Закреплять знания детей об основных, смешанных, теплых и холодных цветах и оттенках (ориентирование по схеме).
4. Совершенствовать графические навыки детей в технике рисования процарапыванием – «граттаж».
5. Воспитывать интерес детей к изобразительному искусству.
Обогащение словаря: пейзаж, цвет, оттенок, спектр, «граттаж», фиолетовый, оранжевый, золотая осень.
Предварительная работа: знакомство с жанрами изобразительного искусства, чтение стихов об осени, беседы о признаках осени, подготовка картона в технике «граттаж».
Материал:
* схема спектра;
* иллюстрации картин с осенними пейзажами И.И. Левитана, И.И. Бродского. М.В. Нестерова, И.Э. Грабаря;
* картон, обработанный в технике «граттаж»;
* шаблоны листьев березы, рябины, дуба, клена, осины;
* клеенка;
* палочка для процарапывания.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам сказку, послушайте ее:
В Королевстве красок есть три города:
1-ый – город Снега.
2-ой – город Ночи.
3-ий – город Спектр.
-Как вы думаете, какие краски живут в городе Снега? (белая)
-А в городе Ночи? (черная)
(Воспитатель подводит детей к схеме спектров)
Если в городе Снега и Ночи главные цвета белый и черный, то в городе Спектр много цветов. Как вы думаете, какие это цвета?
-Для этого надо вспомните чистоговорку о цветах спектра: "Каждый охотник желает знать , где сидит фазан" ( На доске таблички расположены по порядку. Дети называю начальную букву слова и ставят нужную фишку)
- Назовите цвета спектра ( таблички)
Д/и "Радуга"
-Теперь я предлагаю вам игру , а какую, вы узнаете, отгадав загадку: "Большое коромысло через реку повисло"
-Да, правильно, это радуга. Так называется наша игра.
-Нужно по порядку составить радугу, не забывая порядок цветового спектра.
-Молодцы, хорошо справились с заданием.
-А еще основные цвета очень любят ходить друг к другу в гости, тогда они смешиваются и получаются составные цвета.
Моделирование : у каждого из вас на столе есть карточки и фишки. Надо показать, как получаются цвета спектра.
Красный + Желтый = ? (Оранжевый.)
Желтый + Синий = ? (Зеленый.)
Красный + Синий = ? (Фиолетовый.)
(Дети составляют схемы и подбирают табличку с названием цвета)
Выставка картин:
-Ребята, скажите, какое сейчас время года?
-Назовите приметы осени.
-Я приглашаю вас на выставку картин "Осенний вернисаж"(На доске репродукции художников)
-К какому жанру можно отнести эти картины?
-Да, это пейзажи.
-А кто же пишет пейзажи?
(Пишут художники)
-А что нужно для работы?
(Кисти, краски, бумага)
-Если чего-нибудь не будет, то картина не получится
Сюрпризный момент
Ребята, сегодня к нам в школу пришло письмо. Давайте прочитаем от кого оно.(От королевы Кисточки)
«Нарисовала я вам ковер осенний из разных листьев. Были там и от березы золотой листочек, багряный лист орешника лесного, пестрый лист от клена, листья от рябины, дуба и осины. Получился яркий, радостный ковер. Подарить я вам его хотела. Но случилась у меня беда: краска черная обиделась и вот: от подружек кисточек лишь палочки остались, да и краски остальные спрятала она. Прислала для вас я только черные квадраты, палочки да трафареты листьев. Что же делать? Чем теперь рисовать, я не знаю. Помогите мне, друзья»
- Как же мы сможем помочь? Ведь у вас нет ни кисточек, ни красок.
-Ребята, мы знаем новую технику рисования. Вcпомните ее название.
-Она называется – «граттаж». Граттаж - это процарапывание острой палочкой на черном квадрате.
-Давайте вспомним, как мы выполняли работу.
Презентация "Граттаж" (Дети называют этапы предварительной работы)
-Сейчас каждый возьмет себе для работы один квадрат, шаблон листочка и палочку.
-Для работы нам понадобится план. Прочитайте его.
План:
1.Приготовить инструменты для работы.
2. Обвести шаблон.
3. Процарапать аккуратно рисунок.
4. Убрать свое рабочее место.
Практическая работа детей
-Итак, приступайте к работе
(Дети выполняют работу)
-Молодцы, справились с заданием хорошо. Я предлагаю вам назвать лист дерева, который у вас получился (используются таблички с названием пород деревьев)
-А теперь составим ковер из квадратов.
-Посмотрите, какой красивый осенний ковер получился.