3
Конспект занятия по коррекции психических процессов у детей с ЗПР старшей группы (5-6 лет)
Тема «Путешествие в лес»
Цель: развитие восприятия, зрительной памяти, слухового внимания, мышления, эмоций, общей и мелкой моторики.
Оборудование: картинки с лесными животными.
1. Приветствие.
Поприветствуем друг друга и подарим улыбки.
2. Развитие вербального мышления.
Психолог. Я знаю, что вы любите путешествовать. Хотите сегодня отправиться в путешествие?
Дети. Хотим.
Психолог. Я предлагаю отправиться в путешествие в зимний лес. А дорогу нам покажут лесные жители дикие животные. А какие вы узнаете только тогда, когда отгадаете загадки.
3. Развитие воображения, мимики, жестов, пантомимики, коммуникативности.
Психолог произносит загадку про лесных животных. Дети, после того как ее отгадывают, превращается в лесного зверя и изображает его, имитируя характерные жесты и мимику.
Психолог. По завалам и оврагам
Ходит он хозяйским шагом,
Любит он пчелиный мед
И малину с веток рвет. Ребенок: - Медведь.
Психолог (выставляет картинку, с изображением медведя). Дети превратились в медведей. Они идут по лесу, раздвигают лапами ветки, ищут малину или пчел.
Психолог с помощью характерных движений изображает медведя.
Психолог: А что любит кушать медведь?
Дети: Малину, мед.
Психолог произносит загадку.
Психолог. Маленький хвостик, похож на пампушку,
Мягкие, чуткие, длинные ушки.
Прыг-скок по лесу...
Кто? Угадай-ка?
Кто там под елочкой спрятался?
Ребенок. Заяц (зайка).
Психолог (Выставляет картинку с изображением зайца). Дети превращаются в зайцев-трусишек, которые всего боятся, прячутся ото всех и в случае опасности старается побыстрее убежать. Психолог с помощью характерных движение изображает зайца.
Психолог произносит загадку.
Психолог. День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком.
Ребенок. Волк.
Дети превращаются в лесного зверя и изображает его, имитируя характерные жесты и мимику.
Психолог (выставляет картинку с изображением волка). Психолог с помощью характерных движений изображает волка (брови нахмурены, глаза прищурены, рот открыт, и видны зубы).
Психолог произносит загадку.
Психолог. Зверь этот рыжий в лесу проживает.
Тихо ступает, зайцев пугает.
Пел колобок у него на носу,
Все вы, конечно, узнали...
Ребенок. Лису.
Дети превращаются в лесного зверя и изображают его, имитируя характерные жесты и мимику.
Психолог (выставляет картинку с изображением лисы).
В гости к нам пришла лиса,
Очень хитрая она.
Там, где лисонька прошла,
Пушистым хвостиком следы все замела.
Психолог с помощью характерных движений изображает лису.
4. Развитие общей моторики.
Психолог. Побывали мы в лесу,
Превращались в зайца и медведя,
В волка и лису.
Превратимся мы опять
В веселых озорных ребят.
Дети прыгают на обеих ногах, затем садятся каждый на свой стульчик.
Психолог. Вы снова стали мальчиками и девочками, как прежде.
5. Развитие зрительной памяти, внимания.
Психолог (закрывает изображения зверей). С кем сегодня познакомилась Машенька?
Дети. С медведем, волком, лисой, зайцем.
Психолог. Проверим ваши ответы. (Открывает картинки, и дети называют их.)
Психолог. А теперь крепко-крепко закройте глазки. (Психолог убирает одну картинку) Затем предлагает детям открыть глаза и сказать, кто из зверей убежал.
Дети. Волк (или еще кто-нибудь).
6. Развитие эмоциональной сферы.
Вы все разные по характеру (один спокойный, другой – любит бегать, один – послушный, другой – часто не слушается). Животные тоже все разные. Скажите, кто из животных самый хитрый, самой сильный, самый трусливый, самый злой.
Ответы детей.
6. Развитие мышления.
Психолог. А теперь посмотрите. К нам в гости прибежали еще животные. На какие две группы можно разделить их.
Дети. Дикие и домашние.
Психолог. Назовите диких животных. Назовите домашних животных.
Психолог. А теперь посмотрите внимательно. Некоторые дикие животные похожи на домашних животных. Подберите пары. (Кабан-свинья, волк-собака, рысь-кошка, заяц-кролик).
Психолог. Одно из животных заблудилось и оказалось в группе животных, которые от него отличаются.
Детям раздают картинки, на которых нарисованы домашние животные и лось.
Психолог. Какое животное лишнее
Дети. Лось.
Психолог. Раскрасьте его.
6. Релаксационная пауза «Солнышки».
Мы с вами много гуляли по лесу, устали. Давайте присядем на полянке и отдохнем. В лесу выглянуло солнышко, возьмите его в руки.