Занятие в 1 классе по внеурочной деятельности
«Музыкальное народное творчество»
по теме
«Нам весну гукать»
Цель: приобщение учащихся к культурным ценностям, народной музыкальной культуре через знакомство с народными обычаями, традициями, праздниками.
Оборудование: нарисованное солнце с высказываниями народа о марте, глиняная свистулька, бумажные кулики на жердочках, таблица с изображением ручных знаков, дудочка, печеные кулики, нарисованные жаворонки по количеству учащихся в классе для д/з.
1. Музыкальное приветствие (в кругу).
Творческая разминка. Музыкальная и речевая разминка:
- Назови нараспев свое имя (один учащийся называет свое имя «Я - Вика», все повторяют),
- повторение скороговорок (произношение их с разными интонациями по подгруппам):
«Петр Петру пек пироги», «Варвара варила, варила, да не выварила», «Купили нашей Вареньке варежки да валенки»,
- исполнение в двух подгруппах знакомых масленичных песен («Едет масленица дорогая», «Ай, да масленица, кривошейка»)
Введение в новую тему «Нам весну гукать».
Отшумела, отгуляла Масленица. Закончилась зима. Какое время года наступило по календарю? Какие весенние месяцы вам знакомы? А знаете ли вы, как в народе называли месяц март? («протальник») Почему? Появлялось солнышко (учитель показывает нарисованное солнце с высказываниями народа о марте), снег начинал таять и появлялись первые проталинки. Что говорил народ о марте? Прочитайте и объясните высказывания.
- Март - не весна, а предвесенье.
- В марте день с ночью меряется, равняется.
- И в марте мороз на нос садится.
- В марте мороз скрипуч, а не жгуч.
- Март у матери – зимы шубу купил, да через три дня ее продал.
- Март зиму кончает, весну начинает.
Крестьянину пора было приниматься за работу. Подходили к концу хлебные запасы, заканчивалось сено. Крестьянину нужна дружная, солнечная весна, чтобы посеять урожай, чтобы выпустить на луга скотину. Весна! Какая она будет? Что с собой принесет? Не запоздает ли? Надо было ускорить ее приход. Для Весны-красны пели заклички. В них закликали ее, звали, просили прийти поскорее. Давайте мы с вами будем закликать весну, повторяйте за мной:
Весна – красна! На чем пришла?
На жердочке, на бороздочке!
Весна – красна! На чем пришла?
На овсяном колоске, на пшеничном пирожке!
Весна - красна! Приди, весна!
С радостью, с радостью, с великой милостью!
Уроди лен высокий, рожь, овес хороший!
С радостью, с радостью, с великой милостью!
4. Разучивание песни «Нам весну гукать»
Весне пели песни. Повторите за мной (разучивание по фразам). Исполнение по подгруппам (исполняет та подгруппа, у которой солнышко).
«Ой, кулики» - разучивание.
(учитель играет на свистульке) А кто был предвестником весны? (птицы) Март считался месяцем прилета жаворонков – первых весенних птиц. «Сорок сороков птиц летят, весну несут»- говорили крестьяне. Крестьянские ребятишки собирались гурьбой, принося с собой выпеченных из теста птичек «куликов». «Куликов» привязывали к высоким палкам, чтобы птички качались на ветру и пели при этом весенние песенки – заклички (раздать детям бумажных куликов при исполнении учителем песни).
Разучивание песни с опорой на ручные знаки (на доске таблица).
Исполнение по желанию с птичками на жердочках.
Игра «Птичка в клетке».
Учащиеся делятся на две команды. Одна группа образует внутренний круг, дети берутся за руки – это клетка. Другая группа выстраивается вокруг клетки – внешний круг (за руки не берутся) – это птички. Звучит музыка (учитель играет на дудочке), внутренний круг движется в одну сторону, внешний - в другую. Когда музыка закончится, круги останавливаются, внутренний – поднимает руки – клетка открыта. Птички свободно летают, залетая и вылетая из клетки. По сигналу учителя клетка закрывается, те птички, которые оказались внутри круга, становятся во внутренний круг. Игра продолжается.
Подведение итогов занятия.
В некоторых деревнях птичек, выпеченных из теста, украшали сусальным золотом, мазали им головки медом. С такими подарками бабушки ходили к своим любимым внукам, птички были вкусные и красивые.
Словесная оценка работы учащихся на занятии, вручение печеных куликов.
Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Кто бы хотел сам сделать кулика? (раздать бумажные заготовки).