Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
Воспитатель: Сипкина Л.В.
Тема: звук «х» и буква «х».
Цель: Создать условия для знакомства со звуком «х» и буквой «х».
Материал: письмо; картинка птички Хрустан; картинки гнезд с буквами; набор букв; картинки хомяка, черепахи, петуха, хорька, мухи; листы бумаги и картона; пластилин; разнообразные зерна; фломастеры; цветные карандаши; коробка.
Воспитатель | Дети |
Организационный момент |
Дети к нам в группу пришло письмо. Как вы думает кто бы мог его нам прислать? | Ответы детей. |
Прислала нам его перелетная птичка Хрустан. У нее приключилась беда. Она прилетела в далекие края, а там много домиков и она не знает какой из них ее. Ребята, вы хотите помочь Хрустану? Как мы можем помочь птичке? | Ответы детей. Да. Поможем найти домик. |
В письме дети находят картинки, на которых изображены гнезда с буквами и подсказки. |
А это что? Для чего это нужно? | Ответы детей. Подсказки. Они нам помогут найти нужное гнездо. |
Основная часть |
Подсказки загадки. Зверёк живёт в норе глубокой. Он толстосум и толстощёкий.
В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живёт.
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. | Хомяк. Холодильник. Хлеб. |
На какой звук начинаются эти слова? | На звук «х». |
Характеристика звука. Давайте произнесем его, что это за звук, охарактеризуйте его. Какой это звук? Почему вы так решили? Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой) | Дети произносят звук «Х». Согласный. Воздух, выходя из горла не встречает преграду. Не звенит. Глухой. |
Послушайте веселый стишок: Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: «Ха-ха-ха да хе-хе-хе! Хи-хи-хи да бух-бух! Хо-хо-хо да хе-хе-хе! Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!» Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какой звук вы слышали чаще всего, когда старичок смеялся? | Да. Дети четко проговаривают слоги. Звук «Х». |
Сегодня мы с вами отправимся на охоту. Шел охотник на охоту, Увидал в кустах кого-то. Он затвором щелк да щелк, И на снимке вышел волк. Вот и мы сегодня пойдем на фотоохоту. Для этого нам нужно? | Фоторужье |
Что такое фоторужье? Где нам его взять? | Ответы и предложения детей. |
Дети скатывают из листов бумаги трубочки-фоторужья |
На охоте нужно вести себя тихо и быть очень внимательными. | Дети спокойно ходят по группе. |
Посмотрите в фоторужье: на полянке появился первый зверек. Он очень хочет попасть в кадр. Кто же это? Ходит по лесу зверек — Хитрый маленький ... А вот еще одно животное (показ картинки, на которой нарисована черепаха). Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят ... Вот еще кто-то выбежал на полянку. Кто это? Вот еще кто-то хочет попасть к вам в кадр. А это что за насекомое случайно попало к нам? Жужжит она у уха. Летает всюду ... | Хорек. (дети определяют место звука «х» в слове). Черепаха. (дети определяют место звука «х» в слове). Хомяк. (дети определяют место звука «х» в слове). Петух. (дети определяют место звука «х» в слове). Муха. (дети определяют место звука «х» в слове). |
Наша фотоохота заканчивается. Давайте отдохнем и устроим привал. | Дети рассаживаются за столы. |
Знакомство с буквой Хх. На что похожа буква Х. Педагог показывает букву, педагог читает четверостишие: «X» на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь — порешь, хочешь — шьешь, Хочешь — сам себя стрижешь. | Ответы детей. |
Читаем слоги АХ УХ ОХ ХА ХО |
Послушайте загадку Кругленькая дощечка По кроям обшивочка, А в середине дырочка. К какому слогу надо добавить одну букву, чтобы получилось слово ухо. | (Ухо) хо |
Дети составляют из букв слово. |
Физкультминутка. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре – руки шире. Пять. Шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. |
Дети, а кому мы хотели помочь | Помогаем птичке Хрустану, найти гнездо. |
Дети выбирают гнездо объясняя свой выбор. |
Вот молодцы вы нашли гнездо Хрустана. А как же нам рассказать птичке о нашей находке? | Написать письмо. |
Дети выбирают свой способ изображения буквы (рисует карандашами или фломастерами, лепит из пластилина и украшает зернами, или просто составляет из предметов и т.д.). Рассматривают и складывают в коробку, что бы отправить птичке. |
Рефлексия. Дети что мы сегодня делали на занятии? Кому мы помогли? Что нового узнали? Возникли ли у вас трудности? Что понравилось? | Ответы детей. |