СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по программе «Азбука безопасности», тема занятия «Я – пешеход»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 

  • формирование транспортной культуры поведения;
  • основ безопасного поведения на улице;
  • закрепление представления школьников о назначении светофора и его сигналах;
  • назначении дорожных знаков; формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Занятие развивающей направленности, рекомендуется для обучающихся 5-6 класса. Занятие посвящено правилам дорожного движения. Знать эти правила необходимо и взрослым, и детям. На занятии мы с вами постараемся обсудить вопрос «Зачем нужен светофор?»; повторим некоторые знаки дорожного движения, которые должен знать любой пешеход;  разгадаем загадки, ответим на интересные вопросы и выполним полезные задания.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по программе «Азбука безопасности», тема занятия «Я – пешеход»»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением

отдельных предметов г. Домодедово Московской области









Конспект занятия по программе «Азбука безопасности»



«Я – пешеход»













Подготовила

учитель математики

Суслова О.Г.





















г. Домодедово

2015 год

Конспект занятия по программе «Азбука безопасности»

Тема: «Я – пешеход»

Цель: 

  • формирование транспортной культуры поведения;

  • основ безопасного поведения на улице;

  • закрепление представления школьников о назначении светофора и его сигналах;

  • назначении дорожных знаков;
    формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Занятие развивающей направленности, рекомендуется для обучающихся 5-6 класса

Образовательные задачи: 

  • способствовать приобретению знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, знакомству с ПДД.

Развивающие задачи: 

  • развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность, отзывчивость.

  • способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге.

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

  • способствовать формированию общего уровня культуры у участников дорожного движения;

  • воспитывать чувство ответственности за безопасность участников дорожного движения.

Виды УУД

Личностные: 

  • формирование желания выполнять учебные действия.

  • действие нравственно-этического оценивания.

  • формирование умения оценивать своё и чужое решение.

Регулятивные:

  • создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность;

  • создание эмоционально-положительного настроя на занятие.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • формирование умения объяснять свой выбор; строить фразы, аргументировать, отвечать на поставленный вопрос;

Познавательные:

  • построение логической цепи рассуждений;

  • умение разрешать проблемные ситуации;

  • извлечение необходимой информации.

Форма проведения: внеурочное теоретическое занятие с элементами игры.

Место проведения: учебный кабинет.

Время занятия 45 минут.

Оборудование и материалы: тетради; знаки ПДД; карточки с кроссвордом; выставка рисунков учащихся; памятка по правилам ПДД; круги – светофор.


Ход занятия.

1. Вступительное слово классного руководителя.

Сегодня наше занятие посвящено правилам дорожного движения. Знать эти правила необходимо и взрослым, и детям. На занятии мы с вами постараемся обсудить вопрос «Зачем нужен светофор?»; повторим некоторые знаки дорожного движения, которые должен знать любой пешеход; разгадаем загадки, ответим на интересные вопросы и выполним полезные задания.

А начнём занятие с вопроса «Зачем нужен светофор?», но для начала небольшая историческая справка.

Очень давно люди ходили пешком, но это было медленно и неудобно. Пересели люди сначала на лошадь, а потом в конные повозки, кареты. Ехавшие торопились, прохожие мешали им. Кучер покрикивал  на прохожих и разгонял их кнутами. Кто не смог увернуться, попадал под копыта лошадей. Так появились дорожно-транспортные происшествия. Не понравилось это русским царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Решили они издать указ, который и стали, потом считать первыми правилами дорожного движения. Но про светофоры никто понятие не имел, что это такое никто не знал.
Первый светофор в России был в форме круга. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет. Были светофоры в виде фонарей, у которых внутри – разноцветный огонь.
В СССР первый трёхламповый светофор (из трёх ламп - секций) установили 15 января 1930 года в Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов. А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост.
Первый в городе светофор висел над перекрестком и одновременно светился тремя цветами – красным, желтым, зелёным. Одновременно! Это был совершенно исправный светофор, по которому бегала стрелка. Над перекрестком висели вовсе не часы. Это был самый настоящий светофор, только …безглазый. Каждая грань состояла из трех цветных стекол – красного, желтого, зелёного, – и по каждой бегало четыре стрелки, точь-в-точь как бегает в часах секундная стрелка. Водитель видит, что стрелка на красном поле, стоит на месте; переползла она на желтое – готовится в путь; очутилась на зеленом – отправляемся дальше. Вот такие были светофор – часы. 
Но вскоре его заменили нынешним трехглазым без стрелок. Все сигналы хорошо видны издалека.

Вопрос. Что означают цвета светофора?

А теперь скажите, что произойдёт, если вдруг все светофоры сломаются? (Обсуждение ответа)

Вопрос. Так зачем нужен светофор? (примерный ответ: для того, чтобы не было ДТП)

И немного поиграем. Условия игры: я показываю круги зелёный круг – шагаем на месте, желтый – хлопаем в ладоши, красный - просто стоим. (можно постепенно убыстрить темп)


2. Знаки дорожного движения (сообщения учащихся в виде домашнего задания)

Поговорим о знаках дорожного движения.


Предупреждающие знаки





1 ученик - Знак «Пешеходный переход»

Этот знак устанавливается вне населенных пунктов у на расстоянии 150-300 м, в населенных пунктах на расстоянии 50-100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке. 



2 ученик - Знак «Дети»

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

Этот знак устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.





3 ученик – Знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»


Этот знак устанавливается вне населенных пунктов у на расстоянии 150-300 м, в населенных пунктах на расстоянии 50-100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке. 



Запрещающие знаки

1 ученик - Знак «Движение пешеходов запрещено»

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!

Действие этого знака распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.


2 ученик - Знак "Движение запрещено"


Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: "Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!"



Запрещается движение всех транспортных средств.

Действие знаков не распространяется:

  • на маршрутные транспортные средства;

  • на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов.

3 ученик – Знак «Въезд запрещён»

Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!

Запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении.

Действие знака не распространяется:

  • на маршрутные транспортные средства.



Знаки особых предписаний

1 ученик – Знак «Место остановки и (или) троллейбуса»




2 ученик – Знак «Пешеходный переход»





3 ученик – А эти знаки означают:


«Подземный пешеходный переход»




«Наземный пешеходный переход»








3.Классный руководитель: А теперь запишем некоторые правила, которые должен знать каждый человек.

1. Тротуар - дорога для движения пешеходов.

2. Зебра - разметка дороги, обозначающая пешеходный переход.

3. Пешеходом называют человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.

4. Трамвай нужно обходить – спереди, а автобус и троллейбус - сзади.

5. Пешеходам следует ходить по тротуарам, придерживаясь правой стороны.

6. Детям разрешается играть в специально отведенных для игр местах.

7. Езда на велосипеде по дорогам разрешается с 14 лет, а получить удостоверение на право управления мотоциклом можно в 16 лет.

8.Железнодорожный переезд - место пересечения железной дороги с автомобильной.

9.Детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля можно, при достижении 12 лет.

10 Пассажирам всегда нужно пристегиваться ремнями безопасности.

11. Подняв руку вверх велосипедист информирует других участников движения о намерении остановиться.


4. Загадки


Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Милиционер)


Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед.)


Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)


По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят
(Знаки)

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(Подземный переход!)


Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный
(Светофор)


Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Переход-зебра)


Дом по улице идет,
 На работу нас везет,
 Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)



5. Физкультминутка (жесты «Регулировщика»)


1) Правая рука регулировщика поднята вертикально вверх. Этот жест называется «Внимание», 

2) Руки регулировщика опущены вниз или вытянуты в стороны. Если инспектор стоит к вам правым или левым боком, данный жест равнозначен зеленому сигналу светофора 

3) Правая рука регулировщика вытянута вперед. Еслиинспектор стоит к вам лицом, на языке светофоров – это красный свет.

 4)Круговые движения жезлом перед грудью – требование ускорить движение транспортных средств, едущих со стороны правого и левого плеча.

5)Взмахи левой рукой сверху вниз (слева направо) означают требование ускорить поворот налево.

6) Взмахи левой рукой сверху вниз и налево означают требование быстрее поворачивать направо.

7) Правая рука вверх – регулировщик смотрит на водителя, не успевающего остановиться, и левой рукой показывает, что можно проезжать.







6. Классный руководитель - кроссворд «Самое важное на дороге».

(учащимся раздают карточки с кроссвордом)

  1. Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

  2. Трехглазый постовой. (Светофор)

  3. Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

  4. Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)

  5. Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)

  6. Пешеходный переход по-другому.( Зебра)

  7. Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

  8. Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)

  9. Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)

  10. Его боятся нарушители правил. (Инспектор)

  11. В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)


Проверка кроссворда.

7. Классный руководитель

  • Помни - на дороге трудностей так много.

  • Помни - на дорогах тысячи машин

  • Помни - перекрестков много на дорогах

  • Помни - и все правила учи.

В завершении вручить памятки пешехода.
















Учащиеся, будьте дисциплинированы на улице!


  1. Ходите только по тротуару!

  2. Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет — на перекрестках по линии тротуаров.

  1. Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины — направо!

  2. На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.

  1. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!

  2. Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы!

7. Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет.

8. Соблюдайте правила пользования городским транспортом.

9. Помните, что дорога в школу должна быть не короткой, а безопасной.


Соблюдайте Правила дорожного движения сами

и помогайте в этом своим родным и близким!
















Список использованной литературы

  1. Волков С.Ю. «Про правила дорожного движения» - М., 2000г. – 172с.

  2. «Здоровый ребёнок - в здоровом социуме», сост. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. – М., «Илекса», 1999г. 320с.

  3. Елюшкина Е. «Физкультурный досуг «Красный, жёлтый, зелёный»// Ребёнок в детском саду, 2001г., №1.

  4. Кошель В.И. Игра «Мы – пешеходы, мы – пассажиры»// Педсовет, 1998г., №2.

  5. Радзиевская Л. «Ты и дорога» - М., «Литература», 2008г. – 18с.

  6. «Три сигнала светофора» - М., «Просвещение», 1989г. – 62с.

  7. Щербак А. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении» - М., 1999г. – 312с.

  8. Клочанов Н.И. «Дорога, ребёнок, безопасность», Ростов-на-Дону «Феникс», 2004г.

  9. Ковалёва Н.В. «Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения», Ростов-на-Дону «Феникс», 2006г.

  10. Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2005.


Использованные Интернет-ресурсы

  1. http://autoprepod.ru/ - автомобильный портал.

  2. http://in-drive.ru/- Знаки дорожного движения

  3. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»