Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Домодедово Московской области
Конспект занятия по программе «Азбука безопасности»
«Я – пешеход»
Подготовила
учитель математики
Суслова О.Г.
г. Домодедово
2015 год
Конспект занятия по программе «Азбука безопасности»
Тема: «Я – пешеход»
Цель:
формирование транспортной культуры поведения;
основ безопасного поведения на улице;
закрепление представления школьников о назначении светофора и его сигналах;
назначении дорожных знаков;
формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятие развивающей направленности, рекомендуется для обучающихся 5-6 класса
Образовательные задачи:
способствовать приобретению знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, знакомству с ПДД.
Развивающие задачи:
развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность, отзывчивость.
способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге.
Воспитательные задачи:
воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
способствовать формированию общего уровня культуры у участников дорожного движения;
воспитывать чувство ответственности за безопасность участников дорожного движения.
Виды УУД
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
формирование умения объяснять свой выбор; строить фразы, аргументировать, отвечать на поставленный вопрос;
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений;
умение разрешать проблемные ситуации;
извлечение необходимой информации.
Форма проведения: внеурочное теоретическое занятие с элементами игры.
Место проведения: учебный кабинет.
Время занятия 45 минут.
Оборудование и материалы: тетради; знаки ПДД; карточки с кроссвордом; выставка рисунков учащихся; памятка по правилам ПДД; круги – светофор.
Ход занятия.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Сегодня наше занятие посвящено правилам дорожного движения. Знать эти правила необходимо и взрослым, и детям. На занятии мы с вами постараемся обсудить вопрос «Зачем нужен светофор?»; повторим некоторые знаки дорожного движения, которые должен знать любой пешеход; разгадаем загадки, ответим на интересные вопросы и выполним полезные задания.
А начнём занятие с вопроса «Зачем нужен светофор?», но для начала небольшая историческая справка.
Очень давно люди ходили пешком, но это было медленно и неудобно. Пересели люди сначала на лошадь, а потом в конные повозки, кареты. Ехавшие торопились, прохожие мешали им. Кучер покрикивал на прохожих и разгонял их кнутами. Кто не смог увернуться, попадал под копыта лошадей. Так появились дорожно-транспортные происшествия. Не понравилось это русским царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Решили они издать указ, который и стали, потом считать первыми правилами дорожного движения. Но про светофоры никто понятие не имел, что это такое никто не знал.
Первый светофор в России был в форме круга. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет. Были светофоры в виде фонарей, у которых внутри – разноцветный огонь.
В СССР первый трёхламповый светофор (из трёх ламп - секций) установили 15 января 1930 года в Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов. А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост.
Первый в городе светофор висел над перекрестком и одновременно светился тремя цветами – красным, желтым, зелёным. Одновременно! Это был совершенно исправный светофор, по которому бегала стрелка. Над перекрестком висели вовсе не часы. Это был самый настоящий светофор, только …безглазый. Каждая грань состояла из трех цветных стекол – красного, желтого, зелёного, – и по каждой бегало четыре стрелки, точь-в-точь как бегает в часах секундная стрелка. Водитель видит, что стрелка на красном поле, стоит на месте; переползла она на желтое – готовится в путь; очутилась на зеленом – отправляемся дальше. Вот такие были светофор – часы.
Но вскоре его заменили нынешним трехглазым без стрелок. Все сигналы хорошо видны издалека.
Вопрос. Что означают цвета светофора?
А теперь скажите, что произойдёт, если вдруг все светофоры сломаются? (Обсуждение ответа)
Вопрос. Так зачем нужен светофор? (примерный ответ: для того, чтобы не было ДТП)
И немного поиграем. Условия игры: я показываю круги зелёный круг – шагаем на месте, желтый – хлопаем в ладоши, красный - просто стоим. (можно постепенно убыстрить темп)
2. Знаки дорожного движения (сообщения учащихся в виде домашнего задания)
Поговорим о знаках дорожного движения.
Предупреждающие знаки
1 ученик - Знак «Пешеходный переход»
Этот знак устанавливается вне населенных пунктов у на расстоянии 150-300 м, в населенных пунктах на расстоянии 50-100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке.

2 ученик - Знак «Дети»
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Этот знак устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.

3 ученик – Знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»
Этот знак устанавливается вне населенных пунктов у на расстоянии 150-300 м, в населенных пунктах на расстоянии 50-100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке.

Запрещающие знаки
1 ученик - Знак «Движение пешеходов запрещено»
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!

Действие этого знака распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.
2 ученик - Знак "Движение запрещено"
Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: "Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!"

Запрещается движение всех транспортных средств.
Действие знаков не распространяется:
на маршрутные транспортные средства;
на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов.
3 ученик – Знак «Въезд запрещён»
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
Запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении.
Действие знака не распространяется:

Знаки особых предписаний
1 ученик – Знак «Место остановки и (или) троллейбуса»

2 ученик – Знак «Пешеходный переход»

3 ученик – А эти знаки означают:
«Подземный пешеходный переход»
«Наземный пешеходный переход»
3.Классный руководитель: А теперь запишем некоторые правила, которые должен знать каждый человек.
1. Тротуар - дорога для движения пешеходов.
2. Зебра - разметка дороги, обозначающая пешеходный переход.
3. Пешеходом называют человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.
4. Трамвай нужно обходить – спереди, а автобус и троллейбус - сзади.
5. Пешеходам следует ходить по тротуарам, придерживаясь правой стороны.
6. Детям разрешается играть в специально отведенных для игр местах.
7. Езда на велосипеде по дорогам разрешается с 14 лет, а получить удостоверение на право управления мотоциклом можно в 16 лет.
8.Железнодорожный переезд - место пересечения железной дороги с автомобильной.
9.Детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля можно, при достижении 12 лет.
10 Пассажирам всегда нужно пристегиваться ремнями безопасности.
11. Подняв руку вверх велосипедист информирует других участников движения о намерении остановиться.
4. Загадки
Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Милиционер)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед.)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят
(Знаки)
Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(Подземный переход!)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный
(Светофор)
Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Переход-зебра)
Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
5. Физкультминутка (жесты «Регулировщика»)
1) Правая рука регулировщика поднята вертикально вверх. Этот жест называется «Внимание»,
2) Руки регулировщика опущены вниз или вытянуты в стороны. Если инспектор стоит к вам правым или левым боком, данный жест равнозначен зеленому сигналу светофора
3) Правая рука регулировщика вытянута вперед. Еслиинспектор стоит к вам лицом, на языке светофоров – это красный свет.
4)Круговые движения жезлом перед грудью – требование ускорить движение транспортных средств, едущих со стороны правого и левого плеча.
5)Взмахи левой рукой сверху вниз (слева направо) означают требование ускорить поворот налево.
6) Взмахи левой рукой сверху вниз и налево означают требование быстрее поворачивать направо.
7) Правая рука вверх – регулировщик смотрит на водителя, не успевающего остановиться, и левой рукой показывает, что можно проезжать.
6. Классный руководитель - кроссворд «Самое важное на дороге».
(учащимся раздают карточки с кроссвордом)
Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)
Трехглазый постовой. (Светофор)
Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)
Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)
Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)
Пешеходный переход по-другому.( Зебра)
Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)
Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)
Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)
Его боятся нарушители правил. (Инспектор)
В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)

Проверка кроссворда.
7. Классный руководитель
Помни - на дороге трудностей так много.
Помни - на дорогах тысячи машин
Помни - перекрестков много на дорогах
Помни - и все правила учи.
В завершении вручить памятки пешехода.
Учащиеся, будьте дисциплинированы на улице! Ходите только по тротуару! Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет — на перекрестках по линии тротуаров. Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины — направо! На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом! Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы! 7. Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет. 8. Соблюдайте правила пользования городским транспортом. 9. Помните, что дорога в школу должна быть не короткой, а безопасной. Соблюдайте Правила дорожного движения сами и помогайте в этом своим родным и близким! |  |
Список использованной литературы
Волков С.Ю. «Про правила дорожного движения» - М., 2000г. – 172с.
«Здоровый ребёнок - в здоровом социуме», сост. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. – М., «Илекса», 1999г. 320с.
Елюшкина Е. «Физкультурный досуг «Красный, жёлтый, зелёный»// Ребёнок в детском саду, 2001г., №1.
Кошель В.И. Игра «Мы – пешеходы, мы – пассажиры»// Педсовет, 1998г., №2.
Радзиевская Л. «Ты и дорога» - М., «Литература», 2008г. – 18с.
«Три сигнала светофора» - М., «Просвещение», 1989г. – 62с.
Щербак А. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении» - М., 1999г. – 312с.
Клочанов Н.И. «Дорога, ребёнок, безопасность», Ростов-на-Дону «Феникс», 2004г.
Ковалёва Н.В. «Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения», Ростов-на-Дону «Феникс», 2006г.
Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
Использованные Интернет-ресурсы
http://autoprepod.ru/ - автомобильный портал.
http://in-drive.ru/- Знаки дорожного движения
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»