СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию устной речи Тема «Путешествие в осенний лес»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по окружающему миру для учащихся 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию устной речи Тема «Путешествие в осенний лес»»

















Конспект занятия по развитию устной речи

Тема «Путешествие в осенний лес»
































Новокузнецк, 2017 год

Конспект занятия по развитию устной речи и ознакомлению с окружающим миром

Тема «Путешествие в осенний лес»

Цель: расширять представление детей о диких животных осенью, их подготовке к зиме.

Задачи:

Образовательные:

-обобщать представление детей о лесе и его обитателях в осенний период;

- учить детей подбирать признаки к слову «осень»;

- пополнять знания детей о диких животных (внешние особенности, образе жизни);

-закреплять знания детей о деревьях их листьев;

- показать связь изменений в жизни животных с изменением в неживой природе;

-учить детей приемам анализа, делать простейшие выводы; 

Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательный интерес, познавательные способности, речь, логическое мышление, память, внимание, воображение;

- развивать у детей умение составлять неболь­шие по объему предложения, отвечать на во­просы полным предложением;

- уточнять, активизировать и развивать сло­варный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы пе­дагога полным предложением;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к тем изменени­ям в природе, которые происходят осенью;

- воспитывать любовь к природе и диким животным;

- формировать эстетическое восприятие осен­него пейзажа.

Оборудование: картинка зайчика, осенние листочки, карточки с овощами в точечном изображении, картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц), картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках , картинки с жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст), разрезные картинки с изображением диких животных, знаки «поведения в природе».

Ход занятия.

1.Организационный момент

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет. (Осень)

Учитель: Если листья пожелтели и опадают, ча­сто идет дождь, на улице много луж, а люди наде­ли куртки и ботинки, то, это время года называется осень. (Ответы детей.)


Объявление темы.

Учитель: Ребята, хотите отправиться в путешествие? Но оно будет у нас с вами не простое, а волшебное! Мы отправимся в лес - осенний лес! Вы согласны? (Ответы детей.)

Учитель: Прежде чем отправиться, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Учитель: Молодцы, ребята! Вижу, что правила помните и вреда лесу не причините.


II. Основная часть.

Речь с движением. «Мы идем в осенний лес» .

Мы идем в осенний лес. ( маршируем на месте)
А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)
Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук)
Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку»)
Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. (делают манящие движения руками)
«Подосиновик, груздок, (грозят указательным пальцем правой руки)
Полезайте в кузовок! (присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты, мухомор, (встаем, разводим руками в стороны)
Украшай осенний бор!
(И. Михеева)
Учитель: Ребята, вот мы и оказались в осеннем лесу. Посмотрите внимательно, это точно осенний лес, не летний, не зимний? (Ответы детей.)

Учитель: Что мы видим? (Ответы детей: деревья с желтыми листочками, под деревьями, лежат опавшие желтые, красные листочки, и тд.)


Игра «Что происходит осенью?»

Учитель: А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)

Учитель: Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)

Учитель: Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (листопад)

Учитель: Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

Учитель: С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

Учитель: Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

Учитель: Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)

Учитель: Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)

Учитель: Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)

Учитель: Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)

Учитель: Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)

Учитель: Кого мы можем встретить в лесу? (Ответы детей.)



Игра « С какого дерева листок?»

(Учитель предлагает детям собрать листочки лежащие на полу возле деревьев, а затем, их назвать.)

(Ответы детей: У дуба листья дубовые. У клёна листья кленовые, у рябины…., у берёзы…., у осины….)

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья.»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Ёжику осенний букет отнесем (показывают руками «осенний букет» пальцы вверх- ладошки вниз).


Учитель: Ребята, а мы дальше пойдём и что мы видим? Под кустиком сидит кто? (ответ детей: зайчик)

Учитель: Чем питается заяц? (заяц ест молодые ветки деревьев, капусту, морковь).

Учитель: Какой образ жизни ведет заяц? (заяц к зиме запасов не готовит, он находит себе пищу и зимой). Осенью заяц становится белым, это помогает ему скрываться от врагов.

Учитель: Давайте, ребята, поможем зайчику, ведь он не готовит припасы, а скоро совсем будет холодно и голодно.


Упражнение «Соедини по точкам»

Учитель: Дети, на пенёчках у нас листочки и карандаши, нужно соединить точки и вы увидите, что любит зайчик.

(дети выполняют упражнение на развитие графо моторных навыков )

Учитель: Что получилось у вас? (ответы детей: морковка, капуста, яблоки)

Учитель: Зайчик вас благодарит за угощения, ему очень понравились ваши работы, а нам пора идти дальше.


Учитель: Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)
Учитель: А как он называется? (Берлога)
Учитель: А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)
Учитель: Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
Учитель: Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.
- Ой, а это кто?
Он зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
Учитель: Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)
Учитель: Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)
Учитель: Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Учитель: Где живёт медведь? (в берлоге), лиса (в норе), заяц (под кустом), белка (в дупле), а волчий дом называется (логово). Учитель: Вот теперь, ребята, вы знаете, как называются дома у животных.

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. 
Не страшны зимой метели белочке в дупле у ели. 
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. 
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу. 
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. 
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие)

(На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.)

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.

Учитель: Мы с вами отдохнули, но есть еще задание, а называется оно

Игра «Угадай и повтори».

Злой, голодный, серый .. (волк)

Трусливый, длинноухий, серый ..(заяц)

Хитрая, рыжая, быстрая..(белка)

Большой, бурый, неуклюжий..(медведь)

Игра «Какой?» (Образование сложных прилагательных)

Учитель: Знаете ли вы, что медведь лапы при ходьбе ставит внутрь когтями и наружу пятками? Говорят поэтому, что у него косые лапы, значит, как мы можем назвать медведя? (Косолапый)

Учитель: Ребята, а изобразите медведя.

Динамическая пауза «Косолапый мишка»

– У медведя большая голова, значит он… (большеголовый)

– У медведя короткий хвост, значит он… (короткохвостый)

– У медведя толстые лапы, значит он … (толстолапый).

Игра «Собери животное по частям».

(У учителя картинки лисы, зайца, белки, волка, медведя)

Учитель: Ребята, посмотрите, какое чудо-животное: без головы, без лап, без хвоста. Давайте превратим его в существующее животное. Как вы думаете, чье это туловище? (ответ детей: Лисы.)

Учитель: Как можно по- другому сказать? (ответ детей: Лисье туловище.)

(Дети приставляют лисе голову, хвост и лапы и называют: лисья голова, лисьи лапы, лисий хвост). То же самое с картинками зайца, белки, волка, медведя.

Учитель: Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.



III. Итог занятия

Учитель: Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)
Учитель: А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, ёжика, зайца, (говорили о медведе, волке, лисе))
Учитель: А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)
Учитель: Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)
Учитель: А как дикие животные готовятся к зиме? (Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)