Конспект занятия по развитию устной речи
Тема «Путешествие в осенний лес»
Новокузнецк, 2017 год
Конспект занятия по развитию устной речи и ознакомлению с окружающим миром
Тема «Путешествие в осенний лес»
Цель: расширять представление детей о диких животных осенью, их подготовке к зиме.
Задачи:
Образовательные:
-обобщать представление детей о лесе и его обитателях в осенний период;
- учить детей подбирать признаки к слову «осень»;
- пополнять знания детей о диких животных (внешние особенности, образе жизни);
-закреплять знания детей о деревьях их листьев;
- показать связь изменений в жизни животных с изменением в неживой природе;
-учить детей приемам анализа, делать простейшие выводы;
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательный интерес, познавательные способности, речь, логическое мышление, память, внимание, воображение;
- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения, отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- воспитывать любовь к природе и диким животным;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование: картинка зайчика, осенние листочки, карточки с овощами в точечном изображении, картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц), картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках , картинки с жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст), разрезные картинки с изображением диких животных, знаки «поведения в природе».
Ход занятия.
1.Организационный момент
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет. (Осень)
Учитель: Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется осень. (Ответы детей.)
Объявление темы.
Учитель: Ребята, хотите отправиться в путешествие? Но оно будет у нас с вами не простое, а волшебное! Мы отправимся в лес - осенний лес! Вы согласны? (Ответы детей.)
Учитель: Прежде чем отправиться, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Учитель: Молодцы, ребята! Вижу, что правила помните и вреда лесу не причините.
II. Основная часть.
Речь с движением. «Мы идем в осенний лес» .
Мы идем в осенний лес. ( маршируем на месте)
А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)
Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук)
Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку»)
Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. (делают манящие движения руками)
«Подосиновик, груздок, (грозят указательным пальцем правой руки)
Полезайте в кузовок! (присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты, мухомор, (встаем, разводим руками в стороны)
Украшай осенний бор!
(И. Михеева)
Учитель: Ребята, вот мы и оказались в осеннем лесу. Посмотрите внимательно, это точно осенний лес, не летний, не зимний? (Ответы детей.)
Учитель: Что мы видим? (Ответы детей: деревья с желтыми листочками, под деревьями, лежат опавшие желтые, красные листочки, и тд.)
Игра «Что происходит осенью?»
Учитель: А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)
Учитель: Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)
Учитель: Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (листопад)
Учитель: Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
Учитель: С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
Учитель: Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)
Учитель: Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)
Учитель: Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)
Учитель: Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)
Учитель: Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)
Учитель: Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)
Учитель: Кого мы можем встретить в лесу? (Ответы детей.)
Игра « С какого дерева листок?»
(Учитель предлагает детям собрать листочки лежащие на полу возле деревьев, а затем, их назвать.)
(Ответы детей: У дуба листья дубовые. У клёна листья кленовые, у рябины…., у берёзы…., у осины….)
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья.»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Ёжику осенний букет отнесем (показывают руками «осенний букет» пальцы вверх- ладошки вниз).
Учитель: Ребята, а мы дальше пойдём и что мы видим? Под кустиком сидит кто? (ответ детей: зайчик)
Учитель: Чем питается заяц? (заяц ест молодые ветки деревьев, капусту, морковь).
Учитель: Какой образ жизни ведет заяц? (заяц к зиме запасов не готовит, он находит себе пищу и зимой). Осенью заяц становится белым, это помогает ему скрываться от врагов.
Учитель: Давайте, ребята, поможем зайчику, ведь он не готовит припасы, а скоро совсем будет холодно и голодно.
Упражнение «Соедини по точкам»
Учитель: Дети, на пенёчках у нас листочки и карандаши, нужно соединить точки и вы увидите, что любит зайчик.
(дети выполняют упражнение на развитие графо моторных навыков )
Учитель: Что получилось у вас? (ответы детей: морковка, капуста, яблоки)
Учитель: Зайчик вас благодарит за угощения, ему очень понравились ваши работы, а нам пора идти дальше.
Учитель: Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)
Учитель: А как он называется? (Берлога)
Учитель: А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)
Учитель: Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
Учитель: Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.
- Ой, а это кто?
Он зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
Учитель: Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)
Учитель: Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)
Учитель: Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Учитель: Где живёт медведь? (в берлоге), лиса (в норе), заяц (под кустом), белка (в дупле), а волчий дом называется (логово). Учитель: Вот теперь, ребята, вы знаете, как называются дома у животных.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочке в дупле у ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие)
(На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.)
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Учитель: Мы с вами отдохнули, но есть еще задание, а называется оно
Игра «Угадай и повтори».
Злой, голодный, серый .. (волк)
Трусливый, длинноухий, серый ..(заяц)
Хитрая, рыжая, быстрая..(белка)
Большой, бурый, неуклюжий..(медведь)
Игра «Какой?» (Образование сложных прилагательных)
Учитель: Знаете ли вы, что медведь лапы при ходьбе ставит внутрь когтями и наружу пятками? Говорят поэтому, что у него косые лапы, значит, как мы можем назвать медведя? (Косолапый)
Учитель: Ребята, а изобразите медведя.
Динамическая пауза «Косолапый мишка»
– У медведя большая голова, значит он… (большеголовый)
– У медведя короткий хвост, значит он… (короткохвостый)
– У медведя толстые лапы, значит он … (толстолапый).
Игра «Собери животное по частям».
(У учителя картинки лисы, зайца, белки, волка, медведя)
Учитель: Ребята, посмотрите, какое чудо-животное: без головы, без лап, без хвоста. Давайте превратим его в существующее животное. Как вы думаете, чье это туловище? (ответ детей: Лисы.)
Учитель: Как можно по- другому сказать? (ответ детей: Лисье туловище.)
(Дети приставляют лисе голову, хвост и лапы и называют: лисья голова, лисьи лапы, лисий хвост). То же самое с картинками зайца, белки, волка, медведя.
Учитель: Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.
III. Итог занятия
Учитель: Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)
Учитель: А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, ёжика, зайца, (говорили о медведе, волке, лисе))
Учитель: А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)
Учитель: Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)
Учитель: А как дикие животные готовятся к зиме? (Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)