СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по русскому языку (развитие речи) "В мире словарей"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью занятия является формирование у обучающихся 3 классов представлений о видах лингвистических словарей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по русскому языку (развитие речи) "В мире словарей"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Боровицкая Виктория Александровна,

КЛАСС: 3 «Б»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: В мире словарей.

РЕСУРСЫ: сценарий мероприятия, словари для работы в группах, индивидуальные задания.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование представлений учащихся о видах лингвистических словарей.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: познакомить с видами словарей русского языка, с правилом работы с ними, формировать навыки работы в группе.

Развивающая: развивать речь учащихся через работу с разными видами словарей, развивать внимание и память учащихся через индивидуальные задания.

Воспитательная: воспитать уважительное отношение в одноклассникам, воспитать любовь и интерес к изучаемому языку.


Принятые сокращения видов универсальных учебных действий (УУД):

Коммуникативные УУД (КУУД)

Регулятивные УУД (РУУД)

Личностные УУД (ЛУУД)

Познавательные УУД (ПУУД)


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ

№п/п

Этап занятия и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Оргмомент.

Цель: настроить обучающихся на предстоящее занятие.

Время: 5 минут.

- Здравствуйте ребята, садитесь.

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну русского языка. Но тему нашего занятия вы узнаете позже.

- Скажите, много ли слов вы знаете?

- А как вы думаете, это все слова, которые вы знаете? Или есть еще слова?

- Совершенно верно.

- А знаете ли вы, что означает каждое слово?

- Давайте с вами подумаем, какой может быть тема нашего занятия. А для этого вы отгадаете загадки:

1. Любой он речи государь –

Наш всезнающий …

2. Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Нету выхода иного –

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво...

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот...

3. По улице не ходит, в окно не глядит, никого не спрашивает, но всё знает. Кто его открывает, тот всё понимает.

- Смотрите, какие ответы у нас получились?

- Тогда какой теме у нас будет посвящено занятие?

- Ребята, правильно. Я предлагаю вам совершить путешествие по словарям и узнать, какие бывают словари и как с ними работать.

Здороваются с учителем, настраиваются на дальнейшую деятельность.



- Да, много.


- Это не все слова, которые мы знаем.


- Нет, не знаем.





- Словарь.










- Словарь.



- На каждую загадку ответ – словарь.

- Словарям.


ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного текста художественного стиля.






ЛУУД: нравственная ориентация.









ПУУД: анализ объектов.









КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.






2.

Ход занятия.

Цель: формирование представлений учащихся о видах словарей и правилах работы с ними.

Время: 20 минут

- Итак, отправимся в путешествие. Для этого я предлагаю вам разделиться на группы. Каждой группе будет дано определенное задание. В течение урока вы его выполняете, а потом представляете свой результат.

- Но сначала давайте вспомним, как работать со словарём?








- Молодцы. Памятка работы со словарём есть у каждой группы, так что будьте внимательны, когда будете выполнять задание.

- Итак, каждый словарь для вас приготовил определенное задание. Первой группе задание приготовил этимологический словарь. Как вы думаете, для чего нужен этот словарь?

- Я Этимологический словарь. Позволяю узнать, где родилось слово и откуда пришло в русский язык. Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении.

- Вам задание следующее: найти в словаре, откуда пришло слово «дорога», «правда», «деревня», «урожай», «завод». Значения этих слов выписать на листок, а потом представить свой словарь. Пользуясь планом, расскажите о нем:

  • как называется словарь?

  • Для чего он нужен?

  • Что в нем можно найти?

  • Приведем примеры происхождения слов.

- Вторая группа будет работать по наставлению словаря синонимов и антонимов. Напомните, что такое синонимы, а что такое антонимы?

- Молодцы. Вам необходимо прочитать стихотворение и вставить на месте пропусков синонимы к слову «промежуток». Пользуемся словарём. После того, как выполните это задание, подберите к этому слову антонимы. Выпишите их на листочек.

- А теперь, ребята, также, пользуясь планом, расскажите о своём словаре.

- Третья группа: вам предстоит работа с фразеологическим словарём. Подумайте, для чего нужен фразеологический словарь и вообще, что же такое фразеологизмы?

- Вам предстоит найти в словаре значения следующих фразеологизмов: бить баклуши, врать как сивый мерин, заморить червячка, как с гуся вода.

После выполнения задания подготовьте рассказ о своём словаре.

- Четвертая группа: вам предстоит работа со словообразовательным словарём. Для чего он нужен, вы подумаете самостоятельно, изучив его.

- Найдите в словаре, как образованы слова «внутри», «звезда», «дорога». Выпишите исходные слова, а затем слова, которые от них образованы.

- И, наконец, пятая группа. Вам предлагает задание словарь устаревших слов. Это не менее важный словарь, ребята. В этом вы убедитесь, как только откроете его. Расскажете нам позже о том, для чего нужен этот словарь. А сейчас выполните вот такое задание: найдите в словаре значения слов «бунт», «дворянин», «оковы», «саже́нь». Подготовьте рассказ по плану.

- Пока вы работаете, я расскажу вам о толковом словаре Владимира Ивановича Даля.

Я словарь – толковый, я объясняю значения слов. Впервые я появился на свет в XIII веке. Древние рукописи снабжались небольшими списками слов с толкованиями. В XVI-XVII веках создавались рукописные словари, которые назывались “Азбуковниками”, Алфавитами”, а позднее - “Лексиконами”.

Впервые такое определение дал словарю Владимир Иванович Даль. Вы скажите: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово идти. Как объяснить его значение? Правильно, идти – двигаться, перебирать ногами. Или слово дорога.

А я с утра отправился в дальнюю дорогу. Пока шёл, родились такие строчки:

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога»

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А что означает слово “язык. Составьте предложения, в которых бы слово “язык” имело разные значения. Я, толковый словарь, к вашим услугам!


- А теперь давайте послушаем ваши выступления.







- Прочитай слово.

Определи, на какую букву оно начинается.

Найди в оглавлении на какой странице эта буква.

ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.








- Чтобы найти, откуда произошло слово.





Выполняют задание.














- Синонимы – слова, близкие по значению, а антонимы – слова, разные по значению.





Работают в группе.







Отвечают на вопрос.




Работают в группе.









Работают в группе.






Слушают учителя.






Работают в группе, выполняют задание.






Слушают учителя и выполняют задание.









Слушают учителя и выполняют задание.












Слушают учителя.














Выступают со своими сообщениями.

ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного текста.














КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.










ЛУУД: нравственная ориентация учащихся.













ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного текста.









КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.







ПУУД: анализ объектов.






КУУД: планирование сотрудничества с одноклассниками.









КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.












ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного текста.








ПУУД: анализ объектов.









КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.




ЛУУД: нравственная ориентация.




КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.

3.

Подведение итогов.

Цель: подвести итоги занятия, обобщить полученные знания.

Время: 3 минуты

- Ребята, какую работу мы проделали на сегодняшнем уроке?

- С какими словарями работали?





- Как нужно пользоваться словарем?

- Для чего нужны словари?

- Скажите, пригодятся ли вам эти знания?

- Мы познакомились со словарями разных типов.

- С фразеологическим, этимологическим, словарем синонимов и антонимов, словарем устаревших слов и словообразовательным словарем.

Повторяют памятку.

Отвечают на вопрос.

- Да, пригодятся.

ПУУД: анализ объектов.


РУУД: осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить.

4.

Рефлексия.

Цель: выявить отношение обучающихся к данному занятию

Время: 3 минуты.

- Ребята, если вам понравилось занятие, вы узнали много новой и интересной информации, то поднимите зеленую книжечку. Если вам занятие понравилось, но вы почти не участвовали в обсуждении и не узнали ничего нового, то поднимите желтую книжечку. А если вам не понравилось сегодняшнее занятие, и вы не участвовали в нем, то поднимите красную книжечку.

- Спасибо, ребята, занятие окончилось.

Оценивают свою деятельность.

ПУУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!