Этапы и виды работ на этапе | Деятельность педагога | Деятельность детей | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Оргмомент. | Логопед разбрасывает листья, на оборотной стороне которых написаны загадки про овощи, напевая при этом вместе с детьми «Падают, падают листья». Затем предлагает детям разобрать эти листочки. Далее дети отдают педагогу свои листочки по одному, педагог читает загадки, а дети, отгадав, кладут овощ-отгадку в корзину. | Дети поют «Падают, падают листья», после чего собирают их и рассаживаются по своим местам. | Организовать детей, настроить их на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
II. Проверка домашнего задания | Логопед просит детей назвать овощи, которые они «собрали-отгадали» и ответить, в каких словах-отгадках есть звук Л. | Дети произносят слова со звуком Л. За правильно выполненное задание дети получают смайлик-похвалёнку в тетрадь. | Выяснить, насколько корригировано произношение звука Л. |
Актуализация лексики. | Логопед предлагает рассмотреть овощи-муляжи. Упражнение «Собери в корзину» | Дети закрепляют знания об овощах, форме, цвете, вкусе. | Выяснить. Насколько точно дети дифференцируют понятия - форма, цвет, вкус. |
Сообщение темы занятия. Общая моторика, речь с движением: «Урожайная», динамическая пауза. | Педагог сообщает детям, что сегодня они будут собирать урожай на грядках в огороде и правильно произносить при этом звук Л. Педагог выясняет у детей, что растёт в огороде на грядках, а что – в саду. Уточняет семантику слова «урожай». Логопед предлагает детям исполнить песню «Урожайная», соблюдать правильность дыхания, соотносить слова в тексте с движениями. Затем демонстрирует детям корзину с овощами (муляжи) | Дети вспоминают правильный артикуляционный уклад при произнесении звука Л, закрепляют его. Дети дифференцируют понятия «овощи», «фрукты», «урожай». Дети поют песню «Урожайная», соотнося движения с текстом. Дети вместе с педагогом говорят о том, что можно приготовить из собранных овощей. Например, морковный сок, картофельное пюре, капустный пирог, свекольный салат, овощной суп и т.д.. | Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука Л. Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Во время пения контролируем дыхание. Формирование навыка образования относительных прилагательных. |
Закрепление изученного материала Дидактическая игра «Волшебный мешочек» | Логопед рассказывает о том, что собирают на огороде много овощей, больше, чем сейчас в корзинке. Предлагает упр. «Один-много». | Дети упражняются в словообразовании существительных множественного числа. | Закрепление знаний об овощах, их цвете и вкусе. Формирование навыка словообразования. |
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». | Педагог предлагает выполнить разминку для пальчиков. | Дети выполняют упражнения с пальчиками, проговаривая текст. | Развивать мелкую моторику. |
Автоматизация произношения звука Л в словах. | Логопед предлагает детям назвать овощ из корзинки, в котором есть звук Л. Затем посмотреть вокруг и назвать как можно больше предметов со звуком Л. | Дети называют: лук, свекла. Повторяют за логопедом слова (стол, пол, плакат, линейка, листок и т.д.) | Автоматизировать произношение звука л в словах, учить отвечать полным предложением, обогащать словарь по теме. |
Знакомство с буквой Л. Чтение слогов. | Повторяем без ошибок: Ля - ля - ля - вот моя земля. Лю - лю - лю - на диване сплю. Лю лю - лю - малину я люблю. Ли - ли - ли - мы в кино пошли. Ле - ле - ле - посуда на столе. Автоматизация звука Л в обратных слогах. Ал - ал - ал - Вова днём спал. Ол - ол - ол- стул и стол. Ол - ол - ол- садимся мы за стол. Ул - ул - ул - я сел на стул. Ул - ул - ул - сильный ветер подул. Ыл - ыл - ыл - пол мыл. Ыл - ыл - ыл - суп остыл. | Дети повторяют чистоговорки за педагогом. Затем читают слоги с буквой Л. | Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения. Закреплять правильное произношение звука в процессе чтения. |
Физминутка для глаз «Покатилось яблочко по тарелочке» | Логопед предлагает детям глазами последить за движением яблока на экране. | Глаза ребёнка двигаются за яблоком на экране, описывая различные фигуры. | Соблюдать режим охраны зрения. |
Контроль знаний и умений. д/и «Подбери картинку». | Педагог просит детей показать картинки со словами, в названии которых есть звук Л и правильно их назвать. | Дети выбирают картинки с изображением овощей только те, в названии которых есть звук Л и называют их. | Проверить навык сформированности правильного произношения звука Л в словах и умение отвечать полным предложением. |
III. 1. Итог занятия. Оценка деятельности детей. | Логопед предлагает детям вспомнить, какой урожай они сегодня собрали и, какая буква обозначает звук Л. | Дети называют звук, уточняют правильную артикуляцию звука. | Обобщить тему занятия. Развивать память. |
2. Домашнее задание. | Логопед предлагает детям домашнее задание по пройденной теме. | Дети получают домашнее задание. | Закрепить пройденную во время выполнения домашнего задания. |
Использованная литература: Н.В.Нищева «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», с 3 до 7 лет, изд. Детство-Пресс, СПб, 2013год. |