Конспект логопедического занятия
Тема: Дифференциация «З–С» в словосочетаниях и предложениях.
Цели: продолжать учить дифференцировать звуки «З – С», закрепить умение определять наличие и место звуков «З – С» в словах и предложениях;
продолжать работу над развитием фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук «З – С», способствовать развитию фонематических представлений, активизации словаря, развитию слогового анализа и синтеза;
воспитывать познавательный интерес;
коррекция внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления; развитие мелкой моторики.
Ход занятия:
Организационный момент:
-Здравствуй, сядешь тогда , когда назовёшь на какую букву начинается твоё имя, и какой он звук?
Артикуляционная гимнастика.
- Возьми зеркало давай проведём артикуляционную гимнастику.
Упражнение «Лопаточка»( под счет 1-5)
Упражнение «Заборчик» (под счет 1-5)
Упражнение «Почистим зубки» убрать язычок за зубки.
Пальчиковая гимнастика.
Сжимай пальцы в кулак, затем разжимай их. Сначала делай это одновременно обеими руками (под счёт 1-4) , затем по очереди, каждой рукой (под счет 1-4).
Возьми карандаш и разотри свои ладошки(вверх- вниз) под счет.
3. Голосовые упражнения.
- Второй столбик повтори за мной с интонацией.
Шутки - чистоговорки на дифференциацию «З – С»СЛАЙД
за-за-за – вот летит стрекоза, за-за-ЗА – вот летит стрекоза
са-са-са – вот летит оса, са-са-СА – вот летит оса
су-су-су – мы видели лису, су-су-СУ – мы видели лису
зу-зу-зу – мы пасём козу, су-зу-ЗУ – мы пасём козу
II.Основная часть.
1.Закрепление знаний о характеристике звуков з-с.
- Какие звуки чаще всего услышала?
- Сегодня на занятии мы будем дифференцировать з-с в словах, словосочетаниях и предложениях.
- произнеси звук «з»
- губы в улыбке, язык за нижними зубами, горлышко «дрожит»
- значит звук «з» какой?
- Согласный, звонкий, твёрдый
- произнеси звук «с»
- губы в улыбке, язык за нижними зубами, горлышко «спит»
- значит звук «с» какой?
- Согласный, глухой, твёрдый
- Сделаем вывод звуки «з - с»чем похожи (они согласные, твёрдые)
- Чем отличаются?(з- звонкий, с- глухой)
2.Дифференциация з-с в словах.
- Вставь пропущенные буквы(задание на карточке), на каждой строчке подчеркни «лишнее»
-..амок, ..абор, ро..овый, ли..тва
- ли..а, ..абор, ..о..на, ..тол
- ..тарый, хво..т, ..убы, стреко..а
- в первой строчке какое слово «лишнее»(листва), почему?(во всех словах буква зэ, в слове листва буква эс)
- во второй строчке какое слово «лишнее»(забор), почему?(во всех словах буква эс, в слове забор буква зэ)
- в третьей строчке какое слово «лишнее»(старый), почему?(все слова-предметы, а слово старый слово-признак)
-Эти слова раздели на слоги, определи в каком слоге находятся буквы з-с.
3. Вставь пропущенные буквы «З – С» в слова
Цель: Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа на уровне словосочетания
- Вставь пропущенные буквы . Соедини подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика. Составь из слов словосочетания и прочитай их.
___ливовый матрац
Поло__атый __ок
__пелые __амок
__елёная арбу__ы
Желе__ный капу__та
4.Дифференциация з-с в предложениях.
- Вставь подходящие по смыслу слова, прочитай полученное предложение.
В саду росла …
На кустах засверкала.. роза-роса
У Зины болит…
Сима ест горячий… зуб-суп
- Второе предложение написать по памяти, сначала вспомним.
(В саду росла роза.)
- проверяем.
Если время останется можно предложить следующее задание.
5.Преобразовать слова. Замени букву З буквой С и наоборот.
Захар - _______
Сима - _______
Роса - ________
Лиса - ________
Сайка - _______
Коза - ________
III. Итог занятия.
- Чему учились на занятии?
- Звук з какой он?(согласный, звонкий, твёрдый)
- Звук с какой он?(согласный, глухой, твёрдый)