Занятие № 43
Тема: «Повествовательное предложение».
Лексическая тема: «Зоопарк. Дикие животные».
Цель:учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, обладающей смысловой и интонационной законченностью.
Задачи:
Образовательные:формировать умение анализировать интонацию предложения, соотносить с правилами обозначения предложения на письме; развивать умение распространять предложение; закреплять умение согласовывать числительные с существительными; образовывать прилагательные от существительных; закрепить образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе;активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
Развивающие:развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме;
развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
работать над совершенствованием интонационной стороны речи;
развивать координацию движения, мелкую моторику.
Коррекционные: развивать словесно-логическое мышление; стимулировать познавательную деятельность; развивать связную устную речь, зрительное, слуховое восприятие; развивать личностные качества учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям; умение работать в парах.
Ход занятия.
Оргмомент. Психологический настрой (слайд)
Представьте перед собой большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой с добрыми пожеланиями отдайте своему соседу, а третий – нашим гостям. Зажмите в ладошке оставшиеся лучики и загадайте желание: оно обязательно сбудется, если вы будете работать вместе, помогать друг другу и желать только добра.
Дыхательная гимнастика.
Итак, садимся прямо. Правую руку положим на область диафрагмы. Выдох. Вдох носом (рот закрыт). Вдох приятный, лёгкий, без напряжения. Выдох – через нос. Пауза. Вдох. Следим, чтобы диафрагма двигалась, а плечи оставались спокойными.
Артикуляционная гимнастика.
Взяли в руки зеркала, подготовим наш язычок к работе. «Утро с котиком Музиком»(слайд)
Речевая разминка. Игра «Эхо»
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся туда, где много разнообразных животных. Кто скажет, как называется это место? Правильно мы с вами отправляемся в зоопарк.
Логопед: Здравствуй, рыжая лисичка!
Дети: -ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! - ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА!
Логопед: Здравствуй, серенький волчок!
Дети: - ЧОК – ЧОК — ЧОК! ЧОК – ЧОК — ЧОК!
Логопед: Здравствуй, шустренький зайчонок!
Дети: - ОНОК – ОНОК — ОНОК! ОНОК – ОНОК — ОНОК!
Логопед: Здравствуй, ласковый котёнок!
Дети: - ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК! ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК!
Совершенствование временных представлений:
Ребята, какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какой месяц? Какой месяц будет после марта? А ваше любимое время года? Почему?
6. Развитие зрительного внимания. Профилактика оптическойдисграфии.
(Слайд)У дверей зоопарка всех встречает кассир и всегда говорит:
- «Вход в зоопарк - строго по билетам». Вы получите билет, если выполните задание «Собери картинку»Картинки разрезаны на фрагменты.
Если правильно соберёте картинку – вход для вас свободен.
(Дети собирают картинки, называют животное)
У меня на картинке лев.
У меня на картинке тигр.
Логопед: Вспомните, ребята, как называется место в зоопарке, где находятся животные?
Дети: Клетка. Вольер.
Логопед: Посмотрите, ребята, кто находится в клетке?
Ой, а клетки пустые, звери разбежались. Я загадаю загадки, а вы узнаете, какие звери спрятались. Но вы не просто должны назвать зверя, а указать сколько слогов в каждом слове и какой слог ударный. Начинать своё предложение вы должны со слов:
- Я думаю, что это…
«Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам» (верблюд)(слайд)
«Что за коняшки,
На всех тельняшки» (зебры)(слайд)
«Меньше тигра. Больше кошки.
Над ушами кисти - рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшный в гневе этот зверь (рысь)(слайд)
«По реке плывет бревно -
Ох и злющее оно.
Тем кто в речку угодил.
Нос откусит …. (крокодил)(слайд)
Дети отгадывают загадки. Определяют количество слогов, ударный слог. В клетках появляются звери.
Образование притяжательных прилагательных. Д/игра «Чьи следы?» (слайды)
Логопед: Здесь прошла лиса – чьи это следы?
Дети:
Здесь прошла лиса, значит это лисьи следы.
Здесь прошёл волк, значит это волчьи следы.
Здесь прошёл медведь, значит это медвежьи следы.
Здесь прошёл заяц, значит это заячьи следы.
- Что вы сейчас произнесли? (предложения)
А что вы поставите в конце предложения? (точку) Значит какое это предложение?
Образование названий детёнышей животных. Игра «Передай мяч другому».
Логопед: Весной у зверей появляются детёныши. Знаете ли вы какие?
У лисы –лисята.
У волка –волчата.
У тигра –тигрята.
У зайца –зайчата.
У медведя –медвежата.
У лося –лосята.
Физкультминутка.
В нашем зоопарке для детёнышей зверей устроили детскую площадку. Попасть на площадку можно по звериной тропе.
(Координация речи с движением)
Жарким днём лесной тропой Дети спокойно идут по кругу друг за другом.
Звери шли на водопой. Идут громко топая.
За мамой-лосихой крался лосёнок, Крадутся на носочках.
За мамой-ежихой катился ежонок, Приседают, медленно двигаясь вперёд.
За мамой-медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку.
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой косые зайчата, Скачут вприсядку.
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят. Скачут на прямых ногах. Идут на
четвереньках.
Согласование существительных с числительными.
Д./ игра «Сосчитай детёнышей животных»
На картинках фигурки детёнышей животных.
Логопед: Посчитайте и скажите, сколько каких детёнышей здесь есть. Дети: «На картинке один рыжий лисёнок»(четыре рыжих лисёнка, пять рыжих лисят);
Логопед: Один рыжий. Это предложение? Почему. Рыжих лисёнка. Это предложение? Почему? Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.Слова в предложении связаны по смыслу)
«Один серый зайчонок», «Два серых зайчонка», «Пять серых зайчат»;
«Один бурый медвежонок», «Три бурых медвежонка», «Семь бурых медвежат»;
«Один маленький волчонок», «Четыре маленьких волчонка», «Шесть маленьких волчат».
Логопед: Составьте предложения из слов.
– Назовите знаки препинания которые можно поставить в конце предложения. (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак)
Если предложение спокойно сообщает о чём-то, а голос понижается, то в конце предложения ставится точка.
Если в предложении содержится вопрос, а голос повышается, то в конце предложения ставится вопросительный знак.
Если в предложении передаются различные эмоциональные чувства радость, огорчение, обида, а голос повышается, то в конце предложения ставится восклицательный знак.
Что написано у вас на карточках? (слова)
Составьте предложения из данных слов, изменяя окончания:
сидеть, нора, лисица, у, рыжая
медведь, спит, бурый, берлога, в
стоит, лось, куст, около, красивый
белочка, прыгать, с, ветка, на, ветка
Какие знаки препинания поставили в конце предложения? Значит, какие это предложения? (повествовательные)
Самопроверка (слайд)
Гимнастика для глаз (слайд)
Логопед предлагает игру “Кто, где живёт”.
А как вы думаете, про каких животных мы с вами говорили на сегодняшнем занятии? Правильно про диких. В природе они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Только у зверей он называется жилищем.
Детям предлагается расселить диких животных в лесу так, как они считают нужным.
Где живёт заяц? (Под кустом.) Почему у зайца такое ненадёжное жилище? (он всех боится, прячется, у него нет дома-вот он и скачет по всему лесу, где спрячется, там и отдыхает)(слайд)
Где живёт лиса? (В норе)(слайд)
Где живёт волк? (В логове.Это яма, в которой много травы, веток, листьев) Какой он? Давайте отойдём подальше от логова и не будем будить его (слайд)
Где живёт белка? (В дупле.) Но белка сама не может выдолбить дупло. Откуда оно, как вы думаете?(слайд)
Белки поселяются в дупле, которое остаётся после дятла. Утепляет его мхом, листочками.
Где живёт медведь?
-Почему вы поселили медведя в это дом? Как он называется? (Берлога). Значит, где живёт медведь? (В берлоге) Из чего медведь строит берлогу?(слайд)
Упражнение на развитие пространственной ориентации
-Чей домик находится в верхнем левом углу?
- В правом нижнем углу?
- В середине?
- В верхнем правом углу?
- В нижнем левом углу?
Развитие интонационной выразительности.Д/игра «Медведи» (по ролям)
На экране два медведя (слайд)
Логопед: Посмотрите, ребята, кто находиться в клетке?
Дети: В этой клетке находятся бурый и белый медведи.
Логопед: Ребята, всё ли здесь в порядке?
Дети: Нет. Бурый и белый медведь не могут жить вместе.
Логопед: Встретились два медведя, о чём они говорили? Предлагаю вам, рассказать об этом.
Встретились белый и бурый медведь, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:
- Где ты живешь? – Я живу в лесу. А где ты живёшь?
- Я живу на северном полюсе на льдине. У тебя шерсть, какого цвета? – у меня шерсть коричневого.
- А у меня шерсть белая. Что ты ешь? – Я ем листья, ягоды, рыбу.
- Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? – сплю в берлоге.
- А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
9. Итог занятия. Рефлексия.
- Что интересного было на экскурсии?
- Что больше всего запомнилось?
– Доскажите нужные слова.
– Если предложение сообщает, повествует, то такое предложение называется … (повествовательным), в конце предложения поставим…(точку).
- А с каким настроением вы вернулись с экскурсии?
Мы славно погуляли по зоопарку,
При этом хорошо поработали,
Но пора нам возвращаться домой,
Даже верблюд закивал головой,
Пора зоопарк закрывать,
Звери ложатся спать.
Что вы скажите на прощанье?
Дети: Спасибо, до свидание.