СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по теме: «Словосочетание. Согласование имен существительных с прилагательными в числе».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия, учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по теме: «Словосочетание. Согласование имен существительных с прилагательными в числе».»

Занятие № 35



Тема. «Словосочетание. Согласование имен существительных с прилагательными в числе».



Цель. Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

II. Образование имен прилагательных. Составление словосочеаний.

Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:

-            Какая сегодня погода? (Хорошая.)

-            Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

-            Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

-            Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

-            А когда нет ветра? (Безветренный.)

Логопед . Уточним, какой сегодня день. (День теплый, соленный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)

Логопед обращает внимание учеников на то, какое сегодня небо, и задает вопросы:

-            Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

-            Когда бывает такая погода? (Весной.)

-            Значит, погода какая? (Погода весенняя.)

-            А как мы скажем про день? (День весенний.)

-            Про небо? (Небо весеннее.)

-            Про дни? (Дни весенние.)

III. Составление предложений с именами прилагательными.

Логопед дает задания:

1) Перечислите все признаки: а) весеннего дня; б) весенней погоды; в) весеннего неба; г) весенних дней.

2) Закончите предложения, используя изученные ранее слова-признаки. Выделите голосом окончания слов-признаков.

Весной небо ... . День весной . . . . Весной дни . . . . Погода весной . . . . Ветер весной . . . . Солнце весной . . . . Настроение весной . . . .

IV. Итог занятия.

Логопед . Сегодня мы учились правильно связывать слова в предложении. Что вам понравилось на занятии?

Задания для работы в тетрадях

Задание 1. Рассмотрите картинки (или предметы). Ответьте на вопросы Какой ? Какая ? Какое? Какие? с помощью плана.

План: размер, цвет, материал, из чего сделан предмет.

Приблизительный перечень картинок или предметов : мяч, шкаф, графин, кувшин, чашка, ваза, зеркало, кольцо, носки, вилки, ножницы.

План: форма, цвет, какой предмет на ощупь, какой предмет на вкус.

Приблизительный перечень предметов или картинок : помидор, свекла, яблоко, дыня, лук, сливы.

Задание 2. Опишите предметы

а) форма, цвет, на ощупь, на вкус, принадлежность,

огурец, помидор, апельсин, банан, лимон, вишни

б) размер, цвет, материал, из чего сделан предмет, принадлежность

ложка, нож, платье, колготки, бусы, кольцо

Задание 3. Прослушайте рассказ. Назовите слова-признаки. Выделите голосом в них окончания. (Сначала логопед читает текст целиком. Затем — по предложениям, не договаривая окончания имен прилагательных. Ученики договаривают окончания имен прилагательных и произносят слово целиком.)

Голубая пора. (Март.)

У каждого месяца свой цвет. Январь — бел(ый), июнь — зелен(ый), а вот март — голуб (ой).

Голуб(ое) небо, снега голуб(ые). На снегах тени, как син(ие) молнии. Голуб(ая) даль, голуб(ые) льды. Голуб(ые) на снегу следы. Перв(ые) голуб (ые) лужи и последи (ие) голуб (ые) сосульки. А на горизонте син(яя) полоска далекого леса. Весь мир голуб(ой)!

(По Н. Сладкову.)

Задание 4. Вставьте пропущенные слова, обозначающие признаки предмета. (Используется материал предыдущего задания.)

В марте небо ... . Снега ... . Даль ... . Льды ... . На снегу следы ... . Лужи ... . Сосульки ... . Весь мир ... .

Задание 5. Прослушайте предложения. Составьте загадки по образцу.

Образец : Рыжая, хитрая, умная. Кто это?

Лиса хитрая, умная, рыжая. Волк серый, злой, хищный. Белка рыженькая, пугливая, прыгучая. Ежата маленькие, серенькие, колючие. Медвежата забавные, неуклюжие, доверчивые. Олень серый, рогатый, красивый. Тюлень неуклюжий, скользкий, усатый. Дерево высокое, раскидистое, зеленое. Река глубокая, широкая, полноводная. Пруд старый, заросший, тинистый. Солнце яркое, жаркое, ласковое. Ручьи весенние, шумные, бурливые. Озеро большое, глубокое, чистое. Дорога проселочная, ухабистая, пыльная

Задание 6. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки.

Вспомните слова-признаки предыдущего задания.

(Логопед следит за правильным согласованием имен существительных с именами прилагательными.)

Образец : Лиса — зверь хитрый, умный.

Лиса — зверь ... . Волк — зверь ... . Белка — животное ... . Тюлень — животное . . . . Медвежата — звереныши . . . . Олень — животное ... . Крапива — растение ... . Груша — фрукт ... .Роза — цветок . . . . Морковь — овощ . . . . Береза — дерево . . . .

Сыроежка — гриб . . . . Кузнечик — насекомое . . . . Дельфины — животные . . . . Окунь — рыба . . . .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!