СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по теме "Создание графиков и диаграмм"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине «Информатика»

Для специальности 31.02.01 Лечебное дело

Тема "Создание графиков и диаграмм."

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«konspekt1»








Методическая разработка практического занятия


дисциплины «Информатика»


Для специальности 31.02.01 Лечебное дело


Раздел 2. Прикладные программные средства.

Тема 2.3. Технология обработки числовой информации.


Создание графиков и диаграмм.



Составлен преподавателем:

Зинченко Е.Ф.


















Обучающая цель:

Студент должен уметь:

  • использовать персональный компьютер (ПК) в профессиональной и повседневной деятельности:

  • внедрять современные прикладные программные средства;

Студент должен знать:

  • устройство персонального компьютера;

  • базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ.


Развивающая цель:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


Воспитательная цель:

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий
в профессиональной деятельности.


Тип занятия: Выработка и закрепление знаний, умений


Вид занятия: практическое занятие


Междисциплинарные связи: ПМ 06. Организационно-аналитическая деятельность; ОП 06 Гигиена и экология человека.


Оснащение занятия:

  • технические средства:

      • Компьютеры.

      • Мультимедийный проектор.

  • раздаточный материал

  • учебно-методические разработки для студентов



Литература:

Основная:

  1. Омельченко, В. П. Математика: компьютерные технологии в медицине [Текст] / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 588 с.

Дополнительная:

  1. Гельман, В. Я. Медицинская информатика [Текст] / В.Я. Гельман. – СПб. : Питер, 2001. – 480 с.

  2. Михеева, Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] / Е.В. Михеева.- 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. – 384 с.

  3. Михеева, Е. В. Практикум по информатике [Текст] / Е.В. Михеева.- 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. – 192 с.

  4. Омельченко, В. П. Практикум по медицинской информатике [Текст] / В.П. Омельченко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – 304 с.

  5. Сергеева, И. И. Информатика [Текст] / И. И. Сергеева, А. А. Музалевская, Н. В. Тарасова. - М. : Форум, 2007. – 336 с.




Структура занятия


  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач занятия

  3. Мотивация

  4. Актуализация базовых знаний или контроль знаний по предыдущей теме

  5. Изложение нового материала

  6. Инструктаж к самостоятельной работе студентов

  7. Самостоятельная работа студентов

  8. Подведение итогов занятия, выставление отметок (диагностика)

  9. Домашнее задание


Ход занятия


п/п

Элементы занятия, учебные вопросы

(мин)

Методы и приемы обучения



Организационный момент

1.1. Приветствие студентов, проверка отсутствующих

1.2. Освещение плана занятия

2






Постановка целей и задач занятия

  • освоить технологию создание диаграмм в табличном процессоре.

3


Мотивация (ключевое предложение)

Форма представления медицинской информации довольна разнообразна. Можно выделить текстовую, графическую и звуковую формы. Носители графической медицинской информации – это томограммы, рентгенограммы, рисунки, фотографии, диаграммы и т.д. Собранные данные надо организовывать так, чтобы сконцентрировать содержащую в них информацию и получить возможность ясно увидеть структуру динамики изучаемого процесса. Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе, в виде диаграммы

7


Актуализация базовых знаний или контроль знаний по предыдущей теме:

  • Какие возможности заложены в электронной таблице?

  • С какими типами данных работает MS EXCEL?


  • Тестовое задание «Табличный процессор»

(тест выполнен в программе Hot Potatoes)

  • Самостоятельная работа. (Приложение 1)



3



10



25



Устный опрос



Индивидуальная работа


Индивидуальная работа

Изложение нового материала, просмотр видеоурока.

(материал взят с сайта - https://videouroki.net/blog/videourok-sredstva-analiza-i-vizualizatsii-dannykh-postroenie-diagramm.html)

12


Выполнение практических работ:

Инструктаж по выполнению практической работы

  1. Перед началом работы изучите инструкцию и теоретический материал.

  2. Строго выполняйте инструкцию к работе.

  3. Не открывайте и не изменяйте, не перемещайте, не удаляйте и не переименовывайте системные файлы.

  4. В случае, если компьютер не будет выполнять ваши команды, сами не пытайтесь исправить положение. Обязательно обратитесь к преподавателю.

  5. Корректно выключите компьютер, соблюдая последовательность.



5

Изучение инструкции


Выполнение практической работы. Во время выполнения работы преподаватель контролирует студентов, исправляет ошибки, неточности, дает рекомендации, советы

  • Выполнение работ (Приложение 2)


70% от объема занятия

Индивидуальная работа


Рефлексия



Подведение итогов занятия, выставление отметок (диагностика)

  • Способом наглядного представления числовых данных является диаграмма.

  • Тип диаграммы устанавливается в зависимости от представленных в диаграмме данных и необходимости получения результирующих описаний числовых зависимостей.

  • Диаграмма состоит из нескольких элементов, которые можно последовательно и независимо друг от друга отредактировать, выделяя нужный объект двойным щелчком мыши.

  • Excel можно применять для решения любых задач в том числе и медицинских.

(Ответить на возникшие вопросы, оценить работы обучающихся)

10


Домашнее задание:

знать материал учебника:

1. «Математика: Компьютерные технологии в медицине», Омельченко В.П. и др. стр. Выполнение заданий по учебнику стр. 447 №4.

2



В течении занятия обязательно должны быть:


Перерывы (проветривание аудитории, физкультминутки)

3-4 раз

по 5мин


Здоровьесбережение


Приложение 1


Задание. Создайте таблицу по образцу и выполните необходимые расчеты.



пп

Наименование
затрат

Цена (руб.)

Количество

Стоимость

В % от общего
кол-ва затрат

1.

Стол

800

400

 

 

2.

Стул

350

400

 

 

3.

Компьютер

14 976

5

 

 

4.

Доска школьная

552

7

 

 

5.

Дискеты

25

150

 

 

6.

Кресло

2 500

3

 

 

7.

Проектор

12 000

1

 

 

 

Общее кол-во затрат

 

 

  1. Вычислите Стоимость по каждому наименованию затрат.

  2. Вычислите Общее количество затрат в столбце Стоимость.

  3. Для каждого наименования затрат вычислите долю затрат (в %) от общего количества затрат.

Приложение 2

Практическая работа

Табличный процессор Microsoft Excel.

Цель работы: освоить технологию создание диаграмм в табличном процессоре MS Excel.



Программа Microsoft Excel предоставляет пользователю широкие возможности для визуализации числовых данных из таблиц с помощью диаграмм.

Диаграмма — графическое изображение, наглядно показываю­щее линейными отрезками или геометрическими фигурами соот­ношение между различными величинами.

Диаграммы имеют следующие достоинства:

  1. Облегчают и углубляют анализ статистических данных.

  2. Облегчают восприятие данных статистического анализа иссле­дователем и читателем.

  3. Облегчают оперативное руководство работой, показывая ход выполнения плана, динамику тех или иных аспектов медицинс­кого обслуживания населения.

  4. Наглядно отражают ход работы лечебно-профилактических уч­реждений.

  5. Различают виды диаграмм:


Объекты диаграммы представлены на рис.1.


Маркер Название Ряд Линии

данных диаграммы данных сетки






















  Ось Х Легенда Подпись оси Х


Рис.1 Пример линейного графика (Основные элементы диаграммы)



Порядок построения диаграммы.


Упражнение 1. Построение линейной диаграммы (графика)

применяется для изображения динамики явления (изменение показателей во времени).

1. Запустите Microsoft Excel.

2. На Лист1 создайте таблицу по образцу

3. Выделяем интервал (А3:В11), на основе которого будет построена диаграмма. Ячейки, содержащие наименования строк, тоже выделяются, они будут использоваться как подписи на диаграмме.

4. На Вкладке ВставкаГрафик выберите График с маркерами.

5. Появится диаграмма следующего вида.

6. Теперь диаграмму нужно отформатировать, для этого щелкните по диаграмме, появится раздел Работа с диаграммой с 3 вкладками: Конструктор, Макет, Формат.

- удалите легенду, для этого на вкладке Макет вберите

- отредактируйте Заголовок диаграммы «Заболеваемость инфекционными болезнями»

- подпишите вертикальную ось, для этого


7. Диаграмма будет иметь следующий вид





Упражнение 2. Построение столбиковой диаграммы

Столбиковые диаграммы используются для изображения аб­солютных и средних величин и интенсивных показателей. Принци­пы построения столбиковой диаграммы те же, что и при построе­нии линейной диаграммы. Основание столбиков располагается на оси абсцисс, по оси ординат отмечают величину (высоту столбика) изучаемого признака. Ширина столбиков и расстояние между ними должны быть одинаковыми и произвольными

1. На Лист2 создайте таблицу следующего вида

2. Выделяем интервал А5:С6.

3. На Вкладке ВставкаГистограмма выберите Гистограмма с группировкой, появится диаграмма следующего вида.

Однако у данной гистограммы есть существенный недостаток — по горизонтальной оси помещены номера неизвестных рядов. Чтобы исправить это, на вкладке Конструктор нажмите и в появившемся диалоговом окне нажмите кнопку Изменить



И в следующем окне введите диапазон подписей оси и ОК



Диаграмма примет следующий вид.


Упражнение 3. Построение круговой и внутристолбиковой диаграммы.

применяется для изображения структуры показателя, например, заболеваемости с временной утратой трудоспособности или структуры смерти населения, где в круге, в столбике каждый компонент в соответствии со своим удельным весом занимает определенный сектор, часть.

1. На Лист3 создайте таблицу следующего вида



2. Выделяем интервал А4:В6для построения диаграммы.

3. На Вкладке ВставкаКруговая выбираем Круговая, появится диаграмма следующего вида.

4. Отформатируйте диаграмму (измените стиль диаграммы (Стиль 26), добавьте заголовок, подписи данных), чтобы получился следующий вид диаграммы.


5. Для построения внутристолбиковой диаграммы, выделяем интервал А4:В6.

6. На Вкладке ВставкаГистограмма выбираем Гистограмма с накоплениями, появится диаграмма следующего вида.

7. Для преобразования диаграммы в столбиковую с накоплениями, нажмите на Вкладке Конструктор и диаграмма примет следующий вид.

Упражнение 4. Построение радиальной диаграммы

применяется для изображения динамики явления за замкнутый цикл времени: сутки, неделя, месяц, год. Например, сезонные колебания инфекционной заболеваемости, суточные колебания числа вызовов скорой помощи, колебания по дням недели числа выписываемых и госпитализируемых в стационары больных и т.д.


1. На Лист4 создайте таблицу следующего вида


2. Выделяем интервал В4:М5для построения диаграммы.

3. На Вкладке ВставкаДругие диаграммы выбираем Лепестковая, появится диаграмма следующего вида.

4. Отформатируйте диаграмму.



Задания для самостоятельной работы.



Задание 1. Создайте таблицу по образцу и на основании этой таблицы постройте линейную диаграмму (график).

Задание 2. Создайте таблицу по образцу и на основании этой таблицы постройте круговую диаграмму

Задание 3. . Создайте таблицу по образцу и представьте в виде круговой диаграммы данные о больных, поступивших в травматологическое отделение.

Необходимо подсчитать число больных в графе «Итого», а в столбце «%» вписать формулу, которая позволяет вычислить экстенсивный коэффициент, когда число больных делиться на общее количество больных.



Задание 4. Создайте таблицу по образцу и представьте данные таблицы в виде 3-х диаграмм: линейной (график), гистограммы и ленточной

Задание 5. Создайте таблицу Динамика основных демографических показателей в России с 1989 по 2003 год.

Подсчитайте естественный прирост и постройте гистограмму на отдельном листе.



Задание 6. Создайте таблицу по образцу

В столбце «Коэффициент» вписать формулу, которая позволяет вычислять интенсивный коэффициент, когда число заболевших делиться на число учащихся. В графе всего получить общее число учащихся, число заболевших и значение интенсивного коэффициента по сем младшим классам. Отформатировать таблицу. Построить гистограмму, отражающую частоту заболеваемости по классам.



Задание 7.Создайте таблицу по образцу. Постройте гистограмму динамики изменения первичной заболеваемости населения Санкт-Петербурга социально-значимыми болезнями.

Задание 8. Создайте таблицу по образцу и построить график скорости оседания эритроцитов у больного М.

.

Задание 9. В школьные годы для детей наиболее нужен четырёхразовый режим питания: первый завтрак -25%, второй завтрак -15%; обед – 40%; ужин -20% дневного рациона. Представьте данные в виде таблицы, и построить круговую диаграмму (назовите «Режим питания»)

Задание 10. Установлено, что здоровье зависит от следующих факторов: 50% образ жизни, 20% наследственность, 20% экологическая обстановка, 10% здравоохранение. Представьте данные в виде таблицы, и построить круговую диаграмму (назовите «Факторы, влияющие на здоровье»)


Лабораторно-практическая работа № 9 «MS Excel 2003. Операции перемещения, копирования и заполнения ячеек»https://www.metod-kopilka.ru/page-2-1-7-9.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!