Конспект Занятия по валеологии в Средней группе
«Правильное питание»
Воспитатель: Чернышёва Кристина Сергеевна
Задачи:
Учить самостоятельно следить за своим здоровьем (закаливание, зарядка).
Закрепить знания о значении витаминов и правильного питания для здоровья человека.
Формировать представления детей о зависимость здоровья от правильного питания.
Продолжать учить осознанно подходить к своему питанию. Наглядно закрепить представление детей о полезной и вредной еде, подвести их к пониманию противоречий.
Познакомить с поговоркой. Ввести в активный словарь детей слова: витамины, здоровье. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование: солнышко, предметные картинки с изображением продуктов питания, ведро, фрукты (целые и нарезанные, шпажки для шашлычков, салфетки).
Ход занятия:
- Сегодня, ребята, я приглашаю вас в необычную страну «Здоровейка». Но для начала нам нужно поздороваться! (Дети говорят «Здравствуйте») и конечно друг с другом и пожелать здоровья. Для этого будем передавать друг другу солнышко со словами «Здравствуй (имя ребенка) желаю тебе здоровья». (Каждый ребенок передает солнышко и проговаривает слова). - - Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали «Здравствуйте». Это – значит здоровье желаю.
- Как вы думаете, что это за страна и кто в ней живет?
- Кто из вас хочет быть здоровым? Все?
- Значит, мы все отправимся в страну «Здоровейка», чтобы узнать секреты здоровья! Здоровейка – волшебная страна и попадем мы туда на волшебном ковре самолёте. (дети проходят на групповой ковер)
- Усаживайтесь поудобнее и приготовьтесь к полёту. Расслабьтесь, закройте глаза и мы полетим. Приятно греет солнышко, ветерок обдувает наши лица. Мы летим. И пока мы летим, я хочу рассказать вам старую легенду (звучит спокойная лирическая музыка)
«Давным–давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек, один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один Бог сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать- решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – на высокие горы. А один из Богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов! (заканчивает звучать музыка)
- Значит, здоровье – то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. - Ребята расскажите мне, а как вы понимаете, что значит быть здоровым?
(Ответы детей) .
- Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение, когда можно гулять на улице, чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать.
- А вы знаете, что каждый человек сам может укрепить себе здоровье? Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
- Так как же можно укрепить свое здоровье? Как вы думаете?
(Ответы детей) .
- А что мы с вами делаем в детском саду, для того, чтобы быть здоровыми и не болеть? (Ответы детей).
- Да, мы каждое утро делаем зарядку, гуляем на свежем воздухе, повара на кухне готовят нам вкусную здоровую пищу и полезный чай с лимоном, когда мы выходим из комнаты, Елена Сергеевна открывает окна, проветривает помещение, чтобы воздух был чистым. Вот мы и прибыли в страну «Здоровейка».
(садимся за столы)
- Вы говорили, что для здоровья необходимо правильно питаться. А что это значит? Какие продукты питания полезны, а какие нет?
Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».
Еда может быть полезной и вредной. В полезной еде живут витамины, которые помогают нам расти здоровыми. У вас на столах есть картинки с изображением продуктов питания. Давайте полезные продукты оставим на столе, а вредные положим в мусорное ведро.
- Ребята, хотелось бы вам, чтобы ваш желудок был как мусорное ведро?
- А хотите быть большими и сильными ?
- Значит, какие продукты мы будем употреблять в пищу?
- Мы открыли один из секретов страны «Здоровейка»: чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. У витаминов есть имена, их зовут А, В, С, Д, Е.
- Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах.
- Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки нужно кушать витамин А. А живет он в оранжевых и красных овощах и фруктах. Подумайте и назовите оранжевые овощи и фрукты, в которых живет наш витамин А?
(Ответы детей) .
- Да. Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть в рыбе, яйцах.
Помни истину простую - лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую, или пьет морковный сок.
Что бы сохранить здоровыми свои глазки, мы с вами сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Поведи глазами влево незаметно, невзначай.
Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?
А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.
Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.
А теперь посмотрим вверх - там высокий потолок.
А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.
- Продолжим знакомство с витаминами. Для того, чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень нужен витамин С. Он, ребята, живет во всем кислом. Как вы думаете, в каких продуктах питания мы можем найти витамин С?
(Ответы детей) .
- Это лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника. А еще витамин С есть в капусте, редисе, луке.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон,
хоть и очень кислый он.
- Хочу познакомить вас еще с одним витамином. Его зовут витамин Е. Он необходим для здоровья нашей кожи. А живет он в зеленых овощах, фруктах и зелени. Назовите их.
(Ответы детей) .
- Это петрушка, киви, капуста, зеленый лук.
- А сейчас давайте немного отдохнем:
Физкультминутка
Рано утром на зарядку
Друг за другом мы идем.
И все дружно по порядку
Упражнения начнем.
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.
- Хочу познакомить вас еще с одним витамином В. Витамин В помогает сердцу, чтобы оно хорошо работало. А есть он в черном хлебе, в мясе, геркулесе.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку,
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
- А теперь познакомимся с витамином D. Он делает ваши ноги и руки крепкими и укрепляет кости. А есть он в рыбьем жире, яйцах, молоке. А еще витамина Д много у солнышка и оно щедро делится с вами витамином Д, когда вы гуляете летом на улице.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней.
А вам без них лучше жить.
- Ребята, а вот еще один секрет здоровья. Это полезный чудодейственный напиток, который называется… (молоко).
- Молоко даёт человеку силу, красоту, здоровье, потому что в нем самом есть витамины и минеральные вещества, необходимые для роста и укрепления костей, зубов. Ребята, из молока делают много молочных продуктов. Давайте будем по очереди называть молочные продукты.
- Я начинаю – сливки. (если дети затрудняются, помогаю с помощью подготовленных подсказок).
-Сегодня мы с вами узнали несколько секретов здоровья, какие продукты нужно есть, чтобы быть здоровыми.
- А жители страны «Здоровейка» приготовили для вас фрукты. Давайте порадуем свой организм витаминами, которые живут в этих фруктах (показ яблока, мандарина, киви, банана). Я предлагаю вам вернуться в нашу группу и приготовить вкусный и полезный фруктовый шашлычок.
(Дети садятся на ковёр звучит спокойная лирическая музыка)
- Ребята, что вы узнали на занятии о правильном питании? В каких продуктах содержится витамин А, В, С, Д, Е?
(Ответы детей).
Воспитатель с детьми подходит к столу . На тарелочках разложены нарезанные фрукты.
- Но прежде чем приступить к приготовлению шашлычка и к еде, что необходимо сделать? (Ответы детей) .
- Конечно, помыть руки, чтобы микробы с наших немытых рук не попали на пищу, а оттуда к нам в организм. (Дети и воспитатель идут мыть руки) .
Приготовление фруктового шашлычка (напомнить о правилах безопасности при пользовании шпажками). На эти деревянные палочки (показ) мы нанизываем вот эти нарезанные кусочками фрукты (показ) .
В процессе приготовления воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, задает вопросы. Какой из этих фруктов твой любимый? Сейчас ты выбираешь какой фрукт? По окончании работы желает всем приятного аппетита.
- На этом занятие наше заканчивается и помните всегда поговорку «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».
Ход занятия.
Во время прогулки воспитатель предлагает детям пойти на огород, посмотреть, что там растет.
На огороде все останавливаются около грядки с морковкой.
Воспитатель загадывает загадку:
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, как высоко поднялись листья моркови, какие они высокие, кудрявые, зеленые. А где же сама морковка? Вот она сидит в темнице. Давайте потянем! Не вытянешь! Присядьте, поглядите, где еще спряталась морковка – красная девица. И здесь, и здесь. Только ее никак не вытащишь, земля твердая. Нужно ее полить.
Давайте возьмем наши лейки и принесем воды.
Все берут лейки и идут за водой. Затем дети дружно несут воду к огородной грядке.
Воспитатель и дети поливают морковку, продвигаясь друг за другом, и повторяют:
Ты, водичка, лей, лей!
Ты, морковка, пей, пей!
Педагог говорит: «Вот она, показалась красная девица из своей темницы. Теперь тащите ее медленно. Вытащили!»
Дети кладут морковку на стол, а сами моют руки и садятся на лавочки.
Воспитатель моет морковь, кладет ее в тарелку и ставит тарелку на стол.
Затем воспитатель показывает детям Зайку (мягкую игрушку) и говорит: « Зайка прискакал к нам из леса, давайте покажем ему, какую мы морковку вырастили».
Дети показывают Зайке морковку.
Зайка. А где же выросла ваша морковка? Кто знает? (На огороде).
Какого она цвета? (Красная).
Какой формы морковка? (Длинная).
Покажите, какая она длинная.
Воспитатель. Ребята, погладьте морковку и скажите, гладкая ли она? (Гладкая).
Нажмите на нее пальцем: твердая она или мягкая? (Твердая).
Правильно наша морковка гладкая и твердая.
Зайка. Ребята, я хочу с вами поиграть. Положите морковку на тарелочку и вставайте.
Проводится игра по русской народной песенке «В огороде заинька».
В огороде заинька,
В огороде маленький,
Он морковку грызет,
Он капустку берет. (Дети приседают пружиня.)
Скок, скок, скок,
Побежал в лесок. (Дети бегут друг за другом.)
Скачи, скачи, заинька,
Скачи, скачи, маленький,
Во зеленый лесок
Да садись под кусток,
Под кусток – и молчок. (Садятся, прикладывают палец к
к губам.)
Воспитатель. Дети, а сейчас я приглашаю вас в кафе. Присаживайтесь на лавочки.
Скажите, что выросло у нас в огороде?
Правильно, морковка. Сейчас я ее порежу и угощу вас всех.
Во время разрезания воспитатель уточняет: « Морковь твердая, резать ее трудно».
Воспитатель. Угощайтесь, дети.
Давайте и Заиньку угостим.
Нравится ли вам морковка?
Какая она на вкус? (Вкусная, сладкая).
Правильно, морковка вкусная, сладкая, хрустит, потому что твердая.
А тебе Заинька нравится морковка?
Зайка. Да, спасибо вам за такую вкусную морковку. Мне уже пора с вами прощаться и отправляться к себе в лес.
Воспитатель. Дети, давайте скажем Зайке до свидания!
Зайчик. До свидания!
Приложение3.
Конспект занятия: «Овощи с огорода».
Цель занятия. Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи. Расширять представления о выращивание овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка».
Материал: игрушки – Дедушка и Бабушка, корзина с разными овощами, атрибуты для инсценировки сказки, овощи, нарезанные небольшими кубиками.
Ход занятия.
Занятие проводится на огороде. В гости к детям приходят Дедушка и Бабушка (игрушки), приносят корзину с овощами.
Дедушка. Ох, как много у нас овощей на огороде выросло. Очень тяжелая корзина!
Бабушка. Все лето мы трудились – сажали, да поливали, вот урожай и удался на славу!
Воспитатель. Бабушка, Дедушка, да вы к нам пришли с подарками?
Дедушка. Вот что мы принесли. Кто знает, что это? (Достает из корзины репку и показывает ее.)
Воспитатель. Да это репка. Дети скажем все вместе – репка. Репка выросла в огороде.
Бабушка. Дети, посмотрите на репку и скажите, какого она цвета? (Желтая.)
Скажите, какой она формы? (Круглая.)
Воспитатель. Пощупайте, погладьте и скажите: гладкая ли репка?
Нажмите на нее пальцем: твердая она или мягкая?
Дедушка. Да, моя репка твердая и гладкая.
Воспитатель. Дедушка, а ведь у тебя в корзине есть еще что-то. Покажи нам.
Дедушка. Кто может сказать, что это? (Показывает морковь.)
Бабушка. Скажите ребята, а какого цвета морковь? Какой она формы?
Воспитатель. Бабушка, а у тебя что в корзинке лежит?
Бабушка. У меня с собой полная корзина разных овощей. (Достает и показывает огурец.)
Кто знает, что это?
Воспитатель. Бабушка, все наши дети знают, что это огурец.
Бабушка. Какого он цвета? (Зеленый.) Какой он формы? (Продолговатый.)
Воспитатель. Скажите бабушке, какой огурец? (зеленый, продолговатый.)
Бабушка. А это что такое? (Достает помидор.)
Воспитатель. Да это – помидор. Скажите все вместе: помидор.
Бабушка. Какого он цвета? Какой формы?
Воспитатель. Скажите, какой помидор? (Красный, круглый.)
Дедушка. Все эти овощи выросли у нас на огороде. Мы ухаживали за ними: сажали, поливали и снимали урожай.
Воспитатель. Дедушка, Бабушка, вы очень много трудились, чтобы вырастить богатый урожай, а теперь немного отдохните. Ребята покажут вам сказку «Репка».
Инсценирование русской народной сказки «Репка».
Дедушка и Бабушка благодарят детей: «Какие все дружные, все вместе вытянули репку. Если делать дружно, всегда все получится. Теперь мы хотим вас угостить своими овощами.
Дедушка и Бабушка угощают детей кусочками овощей. В тарелке лежат овощи, нарезанные кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща и кладет в рот. После этого Бабушка и Дедушка спрашивают, что попробовал каждый ребенок. Бабушка и Дедушка прощаются с детьми и уходят.
Приложение 4.
Экспериментальная деятельность.
- Посадка лука.
- Посадка семян гороха.
Цель.
- Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития растений.
- Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов.
- Формировать определенные трудовые навыки.
Опыты:
1. Одну сторону грядки с посаженным луком поливать, другую нет. Определить влияние воды на рост растений.
2. Часть лука посадить в светлое место, а другую часть в тень. Определить влияние солнечного света на состояние растений.
3. Одну сторону грядки с посаженными семенами гороха накрыть пленкой, другую нет. (Где быстрее появятся всходы.)
Сделать вывод: для роста растений нужна вода, свет и тепло.
Приложение 5.