СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по валеологии «Зачем нужен нос» для детей с ОВЗ 6 группы

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правила ухода за носом.

Цель: Определить роль органов чувств при восприятии окружающего мира: помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.

Задачи:

- Дать знания о функциях носа, о значении носа для здоровья, его строении и форме. Закреплять правила ухода за органами чувств.

- Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха», «орган зрения, осязания», расширять кругозор.

- Развивать интерес к своему здоровью.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по валеологии «Зачем нужен нос» для детей с ОВЗ 6 группы»


Конспект занятия по валеологии «Зачем нужен нос» для детей с ОВЗ 6 группы

Тема: Правила ухода за носом.

Цель: Определить роль органов чувств при восприятии окружающего мира: помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.

Задачи:

- Дать знания о функциях носа, о значении носа для здоровья, его строении и форме. Закреплять правила ухода за органами чувств.

- Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха», «орган зрения, осязания», расширять кругозор.

- Развивать интерес к своему здоровью.

Предварительная работа: беседа «Наши помощники органы чувств»

Оборудование: книга "Познание мира", презентация «Уход за органами чувств», памятки, фломастеры, духи, чеснок, лимон, яблоко

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека. Давайте выясним, как вы понимаете предложение: «Человек- часть природы».

Дети отвечают.
Воспитатель.  Верно, ребята, человек-живое существо, которое тесно взаимосвязано с природой и не может жить без нее. А скажите мне нужно ли человеку знать свой организм?

Дети отвечают.
Воспитатель. Для чего нужно знать свой организм?

Дети. Чтобы беречь свое здоровье.
Воспитатель. Правильно! Если мы будем хорошо знать свой организм, мы сможем вовремя защитить его от болезней. Поднимите руку, у кого из вас бывает аллергия и почему?

Дети отвечают.

Воспитатель. Вот вам яркий пример того, что знать свой организм мы просто-напросто должны. Продолжаем наш «Мозговой штурм»: Я фразу начинаю, вы заканчиваете:
Глаза- орган …..зрения 
Уши- орган …..слуха
Нос- орган …..обоняния
Кожа -орган …..осязания
Язык -орган …..вкуса

Загадки:

1.Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят. (Уши)

2.На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

3.Если б не было его,

Не сказал бы ничего (Язык).

4.Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

Воспитатель. О чём мы отгадывали загадки?

Дети. Об органах чувств.

Распространяется запах …духи.

Воспитатель. Что почувствовали?

Дети. Запах.
Воспитатель. А какой орган нам помог его почувствовать!

Дети. Нос.

Воспитатель. Верно, нос - это орган обоняния, а обоняние - это способность человека воспринимать запахи.

Воспитатель. Давайте немного поиграем.

Игра «Определи по запаху»: Ребёнку завязываю глаза, нужно определить предмет по запаху (чеснок, лимон, яблоко). Какой орган помогает определять по запаху? (Дети отвечают).
Воспитатель. Объясните смысл выражений: зарубить на носу, задирать нос, водить за нос.

Дети объясняют.

Воспитатель. А вот одна моя знакомая девочка частенько жалуется на свой нос: «И зачем нам нужен этот нос? Одни неприятности с ним, то с горки упадешь и разобьешь его. То он чихает. Даже платок для него придумали специальный – носовой. А дышать и ртом можно». Права ли она?

Дети рассуждают.
Воспитатель. Да вы правы. Нос важен, как и другие органы. Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы сохранить свой нос?

Дети. Беречься от простуды, не курить.

Физминутка

Чтобы нам не болеть и не простужаться

Мы зарядкой с тобой будем заниматься. (Наклоны вправо – влево)

Чтобы горло не болело –

Мы погладим его смело. (Поглаживание)

Чтоб не кашлять, не чихать –

Будем носик растирать. (Лёгкий массаж носа)

Лоб мы тоже разотрем –

Ладошку, сделав козырьком. (Растирание лба)

Вилку пальчиками сделай –

Массируй ушки ты умело. (Массирование ушей)

Знаем, знаем да, да, да –

Нам простуда не страшна!

Воспитатель. Молодцы! А сейчас послушайте мой рассказ. (Презентация) Любите ли вы свой нос или нет, нужно отдать должное его разнообразным и удивительным способностям. Кроме чисто внешнего вида, нос выполняет жизненно важные функции, такие как дыхание, предотвращение инфекций, обоняние и даже влияет на резонанс нашего голоса. Для выполнения всех этих функций в носу есть целый ряд нужных частей и процессов, ведь даже простой акт чихания включает работу многих мышц нашего тела. Вот другие удивительные факты, которые вы, возможно, не знали о нашем носе:

- Исследование израильских ученых выявило 14 форм человеческих носов. Это основные типы носов, включая "греческий нос" (прямой) и "ястребиный нос" (острый крючковидный). Самый распространенный тип носа - "мясистый нос".

- Нос – самая выступающая часть нашего лица и потому его сразу замечаешь. Также форма носа издревле считалась показателем черт характера. Так, например, у греков и римлян, волевой, удлиненный нос говорил о силе и власти.

- Общая форма носа формируется к 10 годам, но нос продолжает медленно расти до 15-17 лет у женщин и до 17-19 лет у мужчин.

- Благодаря носу воздух фильтруется. Насморк, который возникает при простуде, это результат того, что ваш нос пытается уничтожить микробы с помощью дополнительной слизи.

- В носовой полости за 5 минут погибает 90 % всех микробов.

Воспитатель. Ранее мы с вами говорили об уходе за носом, вспомните, что необходимо помнить, чтобы сохранить свой нос?

Дети. Нельзя резко вдыхать пахучие вещества. Надо проветривать помещение. Важно ежедневно делать влажную уборку, потому что пыль очень вредна для носа. Курение разрушает чувствительные клетки.

Воспитатель. Профилактика болезней носа.

  Нос является как бы сторожем нашего здоровья. Он не допускает проникновения в организм пыли, частицы которой носятся в воздухе.
  Полоскание носа. Оно приносит значительное облегчение не только во время простуды и насморка. Как следует очистить нос вообще очень полезно.

   Как регулярным полосканием мы дезинфицируем горло, так и полосканием носа мы помогаем слизистой в ее борьбе с микробами. Полоскать его надо раствором столовой соли или разбавленным лимонным соком. Это поможет бороться с простудами, особенно в холодное время года.

  Полоскание носа — дело очень простое: надо опустить нос в воду и быстро втянуть в себя жидкость, некоторое время задержать дыхание, потом с силой выдохнуть через нос. Вся эта процедура занимает всего несколько секунд, а пользу принесет большую.

Гимнастика дыхания. (Делаем с детьми)

Носиком дышу свободно,

Тише – громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он и я, и ты.

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю поиграть. Д/Игра « Кому какой нос»

Посмотрите на картинки и скажите у каких предметов есть нос? И для чего нужен?

Нос у самолета, нос у парохода, нос у чайника (носик),

нос у птицы (клюв), нос у слона(хобот),нос у свиньи(пятачок),

нос у человека.

Воспитатель. Чем пахнет человек изображенный на картинке?

Повар, врач, пожарный, рыбак, парикмахер, плотник.

Воспитатель. Что мы узнали из этой игры?

Дети. Что носы бывают не только у человека, но и у разных предметов

Воспитатель. Верно. А скажите мне, ребята, про кого так говорят?

-Нос повесил (про грустного человека)

-Совать в нос не в свое дело (про любопытных)

-Держи выше нос (про грустных)

-Нос не дорос (про малышей)

-Утереть нос (проучить кого-то)

Воспитатель. Вы неплохо сегодня поработали, а сейчас мне хотелось бы услышать, что нового вы узнали?

Дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель. Хорошо, вижу, что занятие пошло вам на пользу, но чтобы вы никогда не забывали о том, как нос необходимо беречь, я дарю вам памятки. Не забудьте поместить их в книжечки здоровья.

Памятка в книжечки здоровья.

- Нельзя засовывать в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки).

- В холодную погоду лучше дышать носом, а не ртом.

- При чихании прикрывайся платком.

- Одевайся по погоде.

- Держи ноги в тепле и в сухости.

- Не сморкайся сильно и не втягивай в себя воздух, иначе заболят уши.

- Пользуйся носовым платком.

- Занимайся спортом.



1.Чистить зубы надо утром после завтрака, и вечером перед сном не менее 2-3х минут. После окончания промытой щёткой провести 2-3 раза по поверхности языка и прополоскать рот;

2.Каждый зуб надо чистить со всех сторон.

3.Щётка должна быть средней жёсткости из искусственной щетины.

4.Менять щетку следует не реже 4-х раз в год.

5.Пользуйтесь не только щеткой, но и зубными нитями.

6.Не щадить дёсны даже если они немного кровоточат. Делайте массаж десен: тщательно вымытым пальцем массируют движением сверху вниз десны верхней челюсти, движения пальца сочетают с небольшим надавливанием на десну. Массаж дёсен очень укрепляет зубы.

7.Ограничить в сладостях (особенно липкие конфеты, пирожное, печенье и др. кондитерские изделия) заменить по возможности молочными продуктами, фруктами, овощами.

8.После употребления сладкого обязательно полоскать рот водой или чистить зубы.

9.Не допускать употребления мучных продуктов и сладостей в промежутках между основными приёмами пищи.

10.Категорически исключить приём сладкого перед сном.

11.Два раза в год посещайте стоматолога, который поможет вам ответить на все возникшие вопросы и окажет профессиональную помощь.

12. Помните, что рост поражённости зубов кариесом связан с ростом потребления углеводов.

13. Правильный уход за полостью рта и рациональное питание, а также оздоровительные меры - залог успеха в профилактике заболеваний зубов!

Правила по уходу за зубами

1. Полощите рот тёплой кипячёной водой после еды.

2. Ежедневно утром полощите, а перед сном чистите зубы зубной щёткой с зубным порошком или пастой.

3. Чистите зубы не только справа налево, но и сверху вниз, снизу-вверх, с наружной и внутренней сторон.

4. Щётку после употребления тщательно прополощите.

5. Никогда не чистите зубы чужой щёткой.

6. Храните щётку в солёном растворе.

7. Не грызите зубами орехи, сахар, твёрдые конфеты

8. Сразу после горячей пищи не пейте холодную воду, не ешьте мороженое. После холодной пищи не ешьте ничего горячего – эмаль на зубах может потрескаться.

9. Не ковыряйте в зубах булавкой, вилкой, другими острыми предметами.

10. Тщательно, не спеша пережёвывайте пищу. Не забывайте мудрую поговорку: «Кто долго жуёт, тот долго живёт».

Помните: больные зубы могут стать причиной заболеваний горла, желудка, сердца и других органов, т. к. в больных зубах скапливается большое количество микробов.

Избегайте воспаления горла посредством регулярных хороших привычек и правильного образа жизни. Избегайте есть слишком холодную пищу, вечером кушайте легкую пищу и употребляйте побольше фруктов и овощей.







































Приложение: Дополнительный материал по теме для последующего закрепления.


Информация. Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами их можете увидеть, если рассмотреть нос в зеркало. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки которого покрыты липкой жидкостью-слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм.

Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в лёгкие он попадает уже тёплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много мы чихаем и наш нос очищается. В самом носу есть десять миллионов специальных луковиц и от них как провода тянуться десять миллионов нервов, которые передают в наш мозг специальный сигнал о каждом запахе.

Игры:

1.«Найди нос». Закройте глаза и попробуйте указательным пальцем дотронуться до своего носа то левой, то правой рукой.

2. «Угадай по запаху» - взрослый вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он достает из сундучка (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, цветок, чеснок, лук, флакон из-под духов, и др.). Затем ребенок поясняет, как он определил, какой перед ним предмет, ведь он его не видел.

Отрывок из стихотворения Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Деление запахов. А вы знаете, что запахи бывают полезные и вредные. Как вы думаете, запахи лука и чеснока полезные или вредные? (ответы детей). Правильно, эти запахи полезные – они убивают микробов. А запах сигарет, дыма или газа - полезный или вредный? (ответы детей) Правильно, такие запахи вредные.



Воспитатель. Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

ходьба на месте

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

остановиться, руки за спину

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

поднять голову

И легко - легко подышим.

дыхание через нос



.

Выполнение дыхательной гимнастики:

Упражнение «Ракета» - Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз.

Упражнение «Мышка и мишка» - У Мишки дом огромный (выпрямление, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох). У Мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произношением звука «ш-ш-ш».

Упражнение «Ветер» (упражнение выполняется стоя.) Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3—4 раза.

Упражнение «Ежики» - Спокойное дыхание через нос.

➣ Проведение опыта «Значение носа для речи» - взрослый просит ребенка закрыть нос и сказать какое-нибудь слово. Делается вывод: звуки изменяются, становятся нечеткими. Затем ребенок с закрытым носом читает какое-нибудь стихотворение, обсуждение с детьми.

➣ Изготовление с детьми коллажа «Что может чувствовать наш нос»

➣ Изготовление с детьми атрибутов для игры «Узнай по запаху» - из пустых баночек и продуктов с характерным запахом.

➣ Чтение – В.Бианки «Чей нос лучше?», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», Н. Кнушевицкая «Нос», С. Шукшина «Долго я по лужам бегал…», загадки на тему: «Нос».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!