СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по внеклассному чтению по теме "Светлый и чудесный мир благородства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Светлый и чудесный мир благородства» сказка Х.К.. Андерсена «Ромашка»

Цели:

Вспомнить биографию и творчество Х.К.Андерсена.

Учить анализировать художественное произведение, рассуждать, высказывать своё мнение.

Развивать у учащихся умение выразительно читать.

Способствовать закреплению у детей интереса к чтению.

Воспитывать любовь к живому и чувство сострадания.

Оборудование: презентация,  рисунки по частям сказки, таблички-подписи к частям,  кроссворд, выставка рисунков и книг, компьютер,

Ход:

  1. Вступительное слово воспитателя. Поздоровайтесь с гостями.

Скажите какое сегодня число? Скажите,  какой сегодня день недели? Спросите, какое занятие сейчас будет?

  1.  

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

                       Пусть герои сказок

                         Дарят нам тепло.

                       Пусть добро навеки

                         Побеждает зло.

                                                              (Ю.Энтин)

О чём же мы сегодня будем говорить?

  1.     Беседа с учащимися.       

 А что такое сказка?

Какие бывают сказки? (народные, литературные) Примеры.

На какие разряды делятся сказки?

 А кто такой сказочник?

Прочитайте «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок»  Как понимаете?

Какие недостатки людей осуждаются в сказке?

Какие качества человека ценятся?

Сегодня мы отправляемся в гости к любимым сказкам.  А  вот наш помощник. Кто это? (Оле Лукойле )  Кто придумал этого героя? (Андерсен)  Что вы знаете о нём? У него есть два зонтика: чёрный и цветной. Кто помнит, для чего они нужны? (цветной зонтик Оле-Лукойле раскрывает над послушными детьми , и им всю ночь снятся сказки, а другой зонт- черный – над непослушными, и они спят без сновидений)

3. Актуализация знаний.

Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника,- Г.Х. Андерсена.

Что знаете о нём?

- Родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец был  бедным  башмачником,  мама – прачкой. Семья жила очень бедно. Родители очень любили своего сына. Первые сказки услышал от отца. Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку. Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным. Андерсен хотел стать актёром. В четырнадцать лет  отец Андерсена  умер, и  Андерсен уехал в Копенгаген.  Когда ему, было 18 лет, он учился в гимназии потом в университете. Андерсен много путешествовал и стал знаменитым сказочником. Он сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот стихотворений, шесть романов и множество пьес.  В настоящее время день 2 апреля объявлен Международным днём книги.

Какие сказки Андерсена  вы  читали? (рассматривают выставку книг, выбирают сказку ,которая понравилась , рассказывают  о ней.)

Итак, какие сказки у Андерсена? (интересные, поэтичные, светлые, мудрые, серьёзные.)

Кроссворд по сказкам Андерсена.

1 Героиня сказки,   которая из-за любви к принцу  превратилась в  в морскую пену.  (русалочка)

  1. Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)
  2. Как звали очень маленькую героиню? (Дюймовочка)
  3. Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве. (Кай)
  4. Этот предмет  лежит у меня в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешает спать на мягкой постельке.(горошина)
  5. Он был с одной ногой, т.к. его отливали из олова последним, но он стоял на ней также твёрдо, как на двух и оказался самым замечательным из всех(солдатик)
  6. Из чего шила Элиза рубашки для своих братьев? (крапива)

Какое слово у нас получилось? (ромашка)

4.  Сообщение  темы занятия и задач

В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни.  Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.  С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда  мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее» И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории»

Прочитайте (на доске) «Мы обязаны , делится с миром, Что есть в нас!»  зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Вот так и наверно появилась сказка «Ромашка», о которой будем говорить.

Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

5. Первичное восприятие

  1. Лексическая работа.  Благоухать- приятно пахнуть. Дёрн – верхний слой почвы, густо заросшей травой.
  2. Чтение сказки.

Гимнастика для глаз.

6. Осмысление.  Какая это сказка? (грустная, печальная)

7. Анализ сказки.

Как  выглядела ромашка?(простой скромный цветок, росла у самой канавы, росла не по дням, а по часам, жёлтое круглое , как солнышко сердечко её было окружено сиянием ослепительно белых мелких лучей- лепестков., ромашку ничуть не заботило ,что она такой бедненький ,простенький, цветочек, которого  никто не видит и не замечает в густой траве,)

Как живёт ромашка? ( она была довольна всем, тянулась к солнцу, любовалась им, слушала как поёт в небе жаворонок, была так весела и счастлива, ничуть не завидовала птичке, я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!)

Какие ещё цветы росли рядом? (Пионы и тюльпаны)

Какими они были?(они были очень гордыми, считали  себя лучше всех, они не замечали маленькую ромашку. Красивые, важные, знаменитые)

Ромашка завидует? (нет, она рада  тому, что у неё есть)

Не показалось ли вам ,что цветы в сказке  Андерсена это люди?

Какие слова, и выражения из сказки подтверждают эту мысль? (важничали, раздували щёки, покраснели от досады)

Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

А чем живут пионы?  (они важные, чванливые, высокомерные. Собой любуются. Не умеют радоваться чужому счастью.)

А как ромашка относилась к другим цветам? (она любовалась им, радовалась за них, никогда никому не завидовала)

Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.

Они стали друзьями?

Почему жаворонок спустился именно к ромашке? (ромашка простой верный друг, открытая жизнерадостная  с золотым сердечком – похожа на солнышко)

Прочитайте какая была реакция у других цветов? (они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку, готовы были лопнуть, если завидуешь на душе тяжело - готов лопнуть. )(от зависти  лопнуть)

Вывод ромашка отдаёт себя миру. Пионы живут для себя –эгоисты.

Люди ,любящие мир, счастливы – мир их любит, а себялюбцы несчастны и одиноки.

А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.

А что случилось с птичкой? (жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке). Прочитайте об этом.

О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (она думает не о себе ,а о нём. Ах, чем бы мне утешить его!)

Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (её выбрасывают на пыльную дорогу. )

Прочитайте конец сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

Что же автор хотел   сказать этой сказкой? (хочется защищать всё прекрасное вокруг)

  1. Закрепление

Моделирование сказки.  (Расположить по порядку картинки, подписи к ним).

1.Ромашка распустилась.

2. «Как я счастлива!»

3.  Гордые цветы

4. Встреча с жаворонком

5. Девушка  срезает цветы в саду.

6. Жаворонок в западне.

7. Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой.

8. В клетке с жаворонком.

9.  Гибель птички.

10. На пыльной  дороге.

9. Рефлексия.

Итак, жаворонок, описывая ромашку, говорит» Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!

Как вы думаете, что означает  с золотым  сердечком? (с одной стороны это цвет, с другой – качество  характера – доброе сердечко, благородное.

Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми ,заботливыми, отзывчивыми, а  не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным  миром благородства»

10.  Заключение.

Заканчивая наше занятие мне бы хотелось, чтобы вы продолжили предложения:

Сказки Андерсена учат …  быть добрыми,  мужественными, любить,  сострадать,

  • Сказки Андерсена заставляют задуматься …..  над своими поступками

Пусть радостью и благородством ,добром светятся ваши сердца, а в память о нашем занятии я дарю вам эти закладки ромашки.

Оценивание работы учащихся.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!