СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Русская деревня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие предназначено для проведения во внеурочное время, аудитория - второклассники. Цели: формирование представления об облике русской деревни, исследование построек деревенских изб(посещение музея народного быта); знакомство с элементами украшения избы – причелина, полотенце, наличник.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности "Русская деревня"»

Тема: РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ (коллективное панно из бумаги)

Цели: формирование представления об облике русской деревни, исследование построек деревенских изб(посещение музея народного быта); знакомство с элементами украшения избы – причелина, полотенце, наличник.

Задачи: - научить работать с шаблонами; изготовить панно на ватмане.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент.

Проверка рабочего места.

2.Вводная часть.

Беседа о деревянном зодчестве.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение традиций русского народа и познакомимся с элементами украшения избы. В наши дни мы смотрим на старинные дома с восхищением и недоумением. У многих возникают различные вопросы.

- Почему наши предки тратили столько труда и времени на эти узоры?

- Почему они делали ее такой нарядной?

- Как в курной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило чудо чудное, диво дивное — народный узор?

Сегодня, мы будем заниматься аппликацией. Вы уже знаете, что аппликация – это наклеивание различных деталей на какой-то фон. Аппликация относится к широко распространённому художественному творчеству – декоративно- прикладному искусству. Ещё с давних времён человек стремился сделать своё жилище не только удобным, но и красивым. Настоящие чудеса творили умелые мастера из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы, нарядные палаты.

Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Из дерева строились самые разные сооружения - от жилых и хозяйственных зданий до больших дворцов.

Памятники деревянного зодчества (как и белокаменные храмы) являются гордостью многих музеев-заповедников под открытым небом (например, Кижи; Малые Корелы под Архангельском; Вятославицы под Великим Новгородом и т. д.).

Учитель. А сейчас я хочу вас проверить на внимание,

почему Русь называли деревянной? Что устраивали в доме в первую очередь? (печь.) Как называлось самое святое место в доме? (красный угол) Как называется посуда в которой варят кашу в печке ? (чугунок) Как называется предмет для передвигания горшков и чугунков в печи? (ухват) Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти) Молодцы!...

Давным –давно на Руси люди строили себе жилища из бревен.( а еще нужно было выбирать правильно , слишком старое , сухие да на перекрестках дорог брать нельзя, непригодны для строительства.) Такие дома называются избами. Но сначала вспомним кто из народных умельцев на Руси строил избы.

1.И с рубанком, и с пилой Я умею обращаться. И гвоздями с молотком Очень просто управляться. Я по дереву работник, Кто такой я, дети ?

(плотник)

- А какими инструментами работает плотник?

1.Сам худ , а голова с пуд. (молоток)

2.Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (гвоздь)

3.Лес пилить пустились вилы,

Обратившиеся в …(пилы)

4.Замечательный дружище,

Деревянная ручища

Да железный обушок,

Закаленный гребешок.

Он у плотника в почете —

Каждый день с ним на работе. (Топор)


3.Практическая часть.

Учитель . А теперь перейдём к делу. Составим алгоритм (план) действия.

  1. Работа с шаблоном избы.

  2. Работа с шаблонами украшений избы.

  3. Составление панно «Русской деревни».

Учитель раздает шаблоны изб. Ученики вспоминают правила работы с шаблонами и технику безопасности.

Учитель. Избы строили из дерева – брёвен. Такие избы называли срубами (от слова рубить), а рубят топором.

Деревянные дома – избы были уютные добротные. Резьбой украшали мастера окна, крышу. (Я показываю маленькую презентацию,стих)


За высокими горами,

За бескрайними лесами

На своей родной земле

Жил мужик семьей в селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое,

Снизу реченька бежит,

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса,

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.


Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла -

Все природа отдала.

Оглядись-ка ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?

Пятистенка пред тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.

Три окошечка подряд

На тебя резьбой глядят.

Украшает крышу пень

По прозванью охлупень

Словно конь аль птица

К солнышку стремится.

Толи терем, толи дом

И светелочка при нем,

А в светелке наверху

В теремочке - терему

Дочка мастера живет,

Мастерицею слывет.

Василиса краса

Ниже пояса коса,

Сарафанчик может сшить,

Гордо павою ходить.

Посмотри-ка ты на дом

И найди окошки в нем.

Вот и красное окно,

косящатое оно,

Ай да мастер мировой!

Все украшено резьбой,

А с причелины свисают,

Плотно бревна закрывают.

Закрывая, защищают чудо полотенца.

Хорошо украшен дом

И от зла обережен.

Что же мастер вырезал,

Как он дом свой украшал?

А резьба то не простая

Контурная, прорезная,

Ажурная, накладная,


- Скажите, какое ещё название дают элементам избы, которые украшали резьбой? (Причелины, наличники, полотенце.)

- Кто помнит, что означает круг украшении?( солнце.)

Правильно, изображение солнца было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина.

Возьмите цветную бумагу и украсьте свою избу резьбой (шаблоны на каждой парте).

Повторение техники безопасности.

Учитель . Каждый из вас сделал избу. Молодцы! Ребята, в начале занятия мы сказали , что работа у нас коллективная, и наши дома сейчас соединим в деревню. А как выбрали место для каждого из домов? Послушайте, я вам расскажу. Лошадь запрягали в телегу и пускали по дороге, где она останавливалась, там избе и быть. Давайте построим деревню.

Но сначала послушаем стихи и немного разомнёмся.

Физкультминутка

Что увидел я в деревне?

Видел, как травы косят.

Раз, два, три, четыре –

Вот как дружно мы косили.

Видел, как кладут стога

А стога – под облака.

Раз, два, три, четыре –

Наклонились, распрямились .

Вот по полю скачут кони –

Даже ветер не догонит.

Раз, два, три, четыре –

Вот весёлые прыжки,

Прыг – скок. Прыг –скок –

(Приземляться на носок)

Вот колодец, там вода

И вкусна, и холодна.

Низко кланяется ей

Деревянный журавель.

Хорошо в деревне жить,

За грибами в лес ходить!..

Но приехал паровоз

И меня домой увёз.



5.Работа в группах над изготовлением панно «Русская деревня».

Прежде чем приклеить ваши избы в панно, надо подумать, как их разместить, подвигать по листу. Вряд ли будет похоже на реальную жизнь, если все дома , одинаковые по форме и величине, выстроить в ряд. Плохо будут смотреться дома, если их беспорядочно разбросать по листу. Надо найти ритм расположения изб, чтобы получилась уютная, жилая деревня.

6.Итог занятия.

Учитель. Посмотрите, получилась у нас деревня? Молодцы, настоящая русская деревня выросла прямо на наших глазах.

- Кого не хватает в нашей деревне? (жителей)

И мне хочется закончить наше занятие словами:

Русь деревянная - края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!