Тема: РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ (коллективное панно из бумаги)
Цели: формирование представления об облике русской деревни, исследование построек деревенских изб(посещение музея народного быта); знакомство с элементами украшения избы – причелина, полотенце, наличник.
Задачи: - научить работать с шаблонами; изготовить панно на ватмане.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент.
Проверка рабочего места.
2.Вводная часть.
Беседа о деревянном зодчестве.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение традиций русского народа и познакомимся с элементами украшения избы. В наши дни мы смотрим на старинные дома с восхищением и недоумением. У многих возникают различные вопросы.
- Почему наши предки тратили столько труда и времени на эти узоры?
- Почему они делали ее такой нарядной?
- Как в курной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило чудо чудное, диво дивное — народный узор?
Сегодня, мы будем заниматься аппликацией. Вы уже знаете, что аппликация – это наклеивание различных деталей на какой-то фон. Аппликация относится к широко распространённому художественному творчеству – декоративно- прикладному искусству. Ещё с давних времён человек стремился сделать своё жилище не только удобным, но и красивым. Настоящие чудеса творили умелые мастера из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы, нарядные палаты.
Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Из дерева строились самые разные сооружения - от жилых и хозяйственных зданий до больших дворцов.
Памятники деревянного зодчества (как и белокаменные храмы) являются гордостью многих музеев-заповедников под открытым небом (например, Кижи; Малые Корелы под Архангельском; Вятославицы под Великим Новгородом и т. д.).
Учитель. А сейчас я хочу вас проверить на внимание,
почему Русь называли деревянной? Что устраивали в доме в первую очередь? (печь.) Как называлось самое святое место в доме? (красный угол) Как называется посуда в которой варят кашу в печке ? (чугунок) Как называется предмет для передвигания горшков и чугунков в печи? (ухват) Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти) Молодцы!...
Давным –давно на Руси люди строили себе жилища из бревен.( а еще нужно было выбирать правильно , слишком старое , сухие да на перекрестках дорог брать нельзя, непригодны для строительства.) Такие дома называются избами. Но сначала вспомним кто из народных умельцев на Руси строил избы.
1.И с рубанком, и с пилой Я умею обращаться. И гвоздями с молотком Очень просто управляться. Я по дереву работник, Кто такой я, дети ?
(плотник)
- А какими инструментами работает плотник?
1.Сам худ , а голова с пуд. (молоток)
2.Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (гвоздь)
3.Лес пилить пустились вилы,
Обратившиеся в …(пилы)
4.Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете —
Каждый день с ним на работе. (Топор)
3.Практическая часть.
Учитель . А теперь перейдём к делу. Составим алгоритм (план) действия.
Работа с шаблоном избы.
Работа с шаблонами украшений избы.
Составление панно «Русской деревни».
Учитель раздает шаблоны изб. Ученики вспоминают правила работы с шаблонами и технику безопасности.
Учитель. Избы строили из дерева – брёвен. Такие избы называли срубами (от слова рубить), а рубят топором.
Деревянные дома – избы были уютные добротные. Резьбой украшали мастера окна, крышу. (Я показываю маленькую презентацию,стих)
За высокими горами,
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жил мужик семьей в селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла -
Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.
Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.
Украшает крышу пень
По прозванью охлупень
Словно конь аль птица
К солнышку стремится.
Толи терем, толи дом
И светелочка при нем,
А в светелке наверху
В теремочке - терему
Дочка мастера живет,
Мастерицею слывет.
Василиса краса
Ниже пояса коса,
Сарафанчик может сшить,
Гордо павою ходить.
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой,
А с причелины свисают,
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо полотенца.
Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
Что же мастер вырезал,
Как он дом свой украшал?
А резьба то не простая
Контурная, прорезная,
Ажурная, накладная,
- Скажите, какое ещё название дают элементам избы, которые украшали резьбой? (Причелины, наличники, полотенце.)
- Кто помнит, что означает круг украшении?( солнце.)
Правильно, изображение солнца было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина.
Возьмите цветную бумагу и украсьте свою избу резьбой (шаблоны на каждой парте).
Повторение техники безопасности.
Учитель . Каждый из вас сделал избу. Молодцы! Ребята, в начале занятия мы сказали , что работа у нас коллективная, и наши дома сейчас соединим в деревню. А как выбрали место для каждого из домов? Послушайте, я вам расскажу. Лошадь запрягали в телегу и пускали по дороге, где она останавливалась, там избе и быть. Давайте построим деревню.
Но сначала послушаем стихи и немного разомнёмся.
Физкультминутка
Что увидел я в деревне?
Видел, как травы косят.
Раз, два, три, четыре –
Вот как дружно мы косили.
Видел, как кладут стога
А стога – под облака.
Раз, два, три, четыре –
Наклонились, распрямились .
Вот по полю скачут кони –
Даже ветер не догонит.
Раз, два, три, четыре –
Вот весёлые прыжки,
Прыг – скок. Прыг –скок –
(Приземляться на носок)
Вот колодец, там вода
И вкусна, и холодна.
Низко кланяется ей
Деревянный журавель.
Хорошо в деревне жить,
За грибами в лес ходить!..
Но приехал паровоз
И меня домой увёз.
5.Работа в группах над изготовлением панно «Русская деревня».
Прежде чем приклеить ваши избы в панно, надо подумать, как их разместить, подвигать по листу. Вряд ли будет похоже на реальную жизнь, если все дома , одинаковые по форме и величине, выстроить в ряд. Плохо будут смотреться дома, если их беспорядочно разбросать по листу. Надо найти ритм расположения изб, чтобы получилась уютная, жилая деревня.
6.Итог занятия.
Учитель. Посмотрите, получилась у нас деревня? Молодцы, настоящая русская деревня выросла прямо на наших глазах.
- Кого не хватает в нашей деревне? (жителей)
И мне хочется закончить наше занятие словами:
Русь деревянная - края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.